Напоминаю – в русском языке насчитывается более 500 различных суффиксов. Каждый имеет свое значение – указывает на определенный, известный заранее признак или свойство. И каждый из них, присоединяясь к корню, придает слову именно это значение. Например: стол – столик (уменьшение), горох – горошина (один предмет их ряда одинаковых), копить – копилка (предмет для выполнения действия) и т.д. При этом разные суффиксы могут иметь похожие значения, например, на наличие какого-либо признака указывают несколько суффиксов: силач, доброта, изящество, мудрец и т.д. Разбираемся с особенностями разных суффиксов на примерах из упражнений.
Задания взяты из учебника по русскому языку для третьего класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России.
Задание 172
Как выполнить задание
С помощью суффиксов образуем однокоренные слова.
°
Записываем новые слова, выделяем суффиксы:
Вывод:
-ушк-, -юшк-, -оньк-, -еньк-, -очк-, -ечк- – эти суффиксы придают словам уменьшительно-ласкательное значение.
°
Для слова, помеченного цифрой 1, выполняем звуко-буквенный разбор:
Дед [д’э́т] – 1 слог;
д - [д’] – согл., звонк. парн., мягк. парн.;
е - [э́] – гласн., ударн.;
д - [т] – согл., глух. парн., твёрд. парн.
3 б., 3 зв.
Задание 173
Как выполнить задание
Определяем лексическое значение данных слов:
Баянист – человек, который играет на баяне.
Шахтёр – тот, кто работает в шахте.
Охотник – человек, который охотится за животными.
Лётчик – тот, кто летает на самолёте.
Каменщик – специалист, который строит из камня.
Учитель – человек, который учит.
Ракетчик – специалист, который создает ракету или управляет ракетой.
Библиотекарь – тот, кто работает в библиотеке.
Школьник – ребёнок, который ходит в школу.
Боксёр – спортсмен, который занимается боксом.
Тракторист – тот, кто управляет трактором.
Журналист – специалист, который собирает информацию, затем рассказывает о событиях в статьях, по радио или по телевизору.
Писатель – человек, который сочиняет и пишет литературные произведения.
Мы видим, что все эти слова обозначают род деятельности, специальность или занятие человека. Суффиксы, которые указывают на эти признаки: -ист-, -ёр-, -ник-, -чик-, -щик-, -тель-, -арь-.
°
Суффиксы, которые обозначают род деятельности:
Подбираем свои слова с этими суффиксами. Они также обозначают род занятий человека:
Гитарист, уборщик, контролёр, фокусник, переводчик, строитель, пекарь, банкир.
°
Выделяем в словах суффиксы:
°
Для слова, помеченного цифрой 1, выполняем звуко-буквенный разбор:
Шахтёр [шахт’о́р] – 2 слога;
ш - [ш] – согл., глух. парн., твёрд. непарн.;
а - [а] – гласн., безуд.;
х - [х] – согл., глух. непарн., твёрд. парн.;
т - [т’] – согл., глух. парн., мягк. парн.;
ё - [о́] – гласн., ударн.;
р - [р] – звук согл., звон. непарн., твёрд. парн.
6 б., 6 зв.
Задание 174
Как выполнить задание
°
Выбираем однокоренные слова:
- медведица, медвежонок, медвежата – образованы от слова медведь;
- зайчата, зайчонок, зайчиха – образованы от слова заяц;
- лисёнок, лисица, лисята – образованы от слова лис;
- скворчиха, скворчонок, скворчата – образованы от слова скворец;
- тигрёнок, тигрята, тигрица – образованы от слова тигр;
- грачата, грачиха, грачонок – образованы от слова грач.
°
Записываем слова по группам, выделяем суффиксы, вставляем пропущенные буквы:
°
Суффиксы, которые образуют ласковые слова со значением детеныш животного: -онок-, -ёнок-.
Для обозначения множественного числа детенышей используются суффиксы -ат-, -ят-.
Задание 175
Как выполнить задание
°
Находим однокоренные слова, выделяем суффиксы:
Суффиксы -чик-, -ик, -ок,-ышк-, -к-, -инк- придают словам уменьшительно-ласкательное значение.
Задание 176
Как выполнить задание
Вставляем пропущенные буквы:
°
Объясняем написание пропущенных букв (орфограмм):
Берёзонька, восток, ветерок – непроверяемые гласные в корне. Словарные слова, написание которых следует запомнить.
Дождинки, травинки, ледок, снежок, ветерок – безударные гласные в корне. Проверочные слова: до́ждь, тра́вушка, лёд, сне́г, ве́тер.
Тоненький, беленький – мягкий знак для обозначения мягкости согласного.
°
Выписываем слова с суффиксами -оньк-,-инк-, -ик-, -ок-. Выделяем суффиксы:
Суффиксы -оньк-, -инк-, -ик-, -ок- придают словам уменьшительно-ласкательное значение.
°
Предложение, помеченное цифрой 4, разбираем по членам предложения.
- С листьев дождинки скатываются на травинки.
- Определяем, о чем говорится в предложении и какое слово отвечает на вопрос что? Ответ – дождинки. Это подлежащее.
- Определяем, какое действие выполняет подлежащее: дождинки что делают? – скатываются. Это сказуемое.
- Делаем вывод: слова дождинки скатываются – это главные члены предложения.
- Второстепенные члены предложения:
- второстепенный член с листьев поясняет сказуемое: скатываются откуда? – с листьев;
- второстепенный член на травинки также поясняет сказуемое: скатываются куда? – на травинки.
6. Делаем вывод: в этом предложении два словосочетания – скатываются с листьев и скатываются на травинки.
Это предложение:
- по цели высказывания – повествовательное;
- по интонации – невосклицательное;
- простое;
- распространенное.
Задание 177
Как выполнить задание
Скороговорка называется «За обедом», потому что здесь перечисляются предметы посуды. Они используются для сервировки стола или для хранения определенных видов пищевых продуктов.
°
Определяем значение данных слов:
Супница - посуда, в которой на стол подают суп.
Сметанница – посуда, в которую наливают сметану.
Сухарница – корзинка для сухарей.
Салатница – большая миска для салата.
Рыбница – форма для подачи рыбы.
Горчичница – небольшая баночка для хранения горчицы.
Салфетница – подставка для салфеток.
Гусятница – посуда для приготовления гуся.
Сахарница – небольшая посуда для хранения сахара.
Сырница – посуда, в которой хранится сыр.
Конфетница – вазочка для конфет.
Маслёнка – специальная посуда для хранения масла.
Перечница – маленькая баночка, в которой подают перец.
Уксусница – бутылочка для хранения уксуса.
Хлебница – специальная ёмкость для хранения хлеба или подачи его к столу.
Солонка – маленькая баночка, в которой подают соль.
Предметы получили своё название в зависимости от того, какой продукт в них хранится: хлеб – в хлебнице, соль – в солонке и т.д. Слова образованы с помощью суффиксов, которые имеют значение места, вместилища чего-нибудь.
°
Записываем слова, выделяем суффиксы -ниц-, -ёнк-, -онк-:
Задание 178
Как выполнить задание
Это отрывок из басни «Ворона и лисица».
°
Находим слова с суффиксами, которые придают словам уменьшительно-ласкательное значение: голубушка, шейка, глазки, сказки, пёрышки, носок, голосок, светик.
Автор употребил ласковые слова, чтобы показать, как хитро действует лисица. Она хвалит ворону и называет приятными льстивыми словами. На самом деле лисица хочет усыпить бдительность и уговорить ворону «красиво спеть», то есть открыть рот.
°
Выделяем в словах суффиксы, а в глаголах приставки:
°
Для слова, помеченного цифрой 1, выполняем звуко-буквенный разбор:
Быть [быт’] – 1 слог;
б - [б] – согл., звон. парн., твёрд. парн.;
ы - [ы́] – гласн., ударн.;
т - [т’] – согл., глух. парн., мягк. парн.;
ь - [-] – не дает звука.
4 б., 3 зв.
Задание 179
Как выполнить задание
°
Переписываем словосочетания, вставляем пропущенные суффиксы. Выделяем суффиксы и подчеркиваем непроверяемые орфограммы в словах:
Задание 180
Как выполнить задание
Образуем однокоренные имена прилагательные, используя суффиксы -оват- и -еват-. Записываем пары слов, выделяем суффиксы:
°
Первое слово каждой пары обозначает цвет, а второе – оттенок, небольшое присутствие этого цвета. Такой смысл слова приобрели благодаря суффиксам -оват- и -еват-. Эти суффиксы придают ослабленное значение какого-либо признака: чуть-чуть, слегка, немного.
Составляем предложения:
Рыжая лиса была почти незаметна среди рыжеватой травы.
На беловатые крыши медленно падал белый снег.
Рядом с синими васильками росли синеватые незабудки.
Среди зеленой листвы на ветках зрели зеленоватые яблоки.
Небо покрывали серые тучи и сероватые облака.
Красное платье хорошо сочеталось с красноватым шарфиком.
***
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.
Еще больше по теме:
Этот всемогущий суффикс или как происходит образование слов с разным значением
Магия суффикса: на что способна эта часть слова
Также читайте:
Как в третьем классе выполнить домашнее задание по теме СУФФИКС