Найти в Дзене

Выполняем домашнее задание для третьего класса по теме ЗНАЧЕНИЯ СУФФИКСОВ

Напоминаю – в русском языке насчитывается более 500 различных суффиксов. Каждый имеет свое значение – указывает на определенный, известный заранее признак или свойство. И каждый из них, присоединяясь к корню, придает слову именно это значение. Например: стол – столик (уменьшение), горох – горошина (один предмет их ряда одинаковых), копить – копилка (предмет для выполнения действия) и т.д. При этом разные суффиксы могут иметь похожие значения, например, на наличие какого-либо признака указывают несколько суффиксов: силач, доброта, изящество, мудрец и т.д. Разбираемся с особенностями разных суффиксов на примерах из упражнений. Задания взяты из учебника по русскому языку для третьего класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России. Задание 172 Как выполнить задание С помощью суффиксов образуем однокоренные слова. ° Записываем новые слова, выделяем суффиксы: Вывод: -ушк-, -юшк-, -оньк-, -еньк-, -очк-, -ечк- – эти суффиксы придают словам уменьшит

Напоминаю – в русском языке насчитывается более 500 различных суффиксов. Каждый имеет свое значение – указывает на определенный, известный заранее признак или свойство. И каждый из них, присоединяясь к корню, придает слову именно это значение. Например: стол – столик (уменьшение), горох – горошина (один предмет их ряда одинаковых), копить – копилка (предмет для выполнения действия) и т.д. При этом разные суффиксы могут иметь похожие значения, например, на наличие какого-либо признака указывают несколько суффиксов: силач, доброта, изящество, мудрец и т.д. Разбираемся с особенностями разных суффиксов на примерах из упражнений.

Задания взяты из учебника по русскому языку для третьего класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России.

Задание 172

-2

Как выполнить задание

С помощью суффиксов образуем однокоренные слова.

°

Записываем новые слова, выделяем суффиксы:

-3

Вывод:

-ушк-, -юшк-, -оньк-, -еньк-, -очк-, -ечк- – эти суффиксы придают словам уменьшительно-ласкательное значение.

°

Для слова, помеченного цифрой 1, выполняем звуко-буквенный разбор:

Дед [д’э́т] – 1 слог;

д - [д’] – согл., звонк. парн., мягк. парн.;

е - [э́] – гласн., ударн.;

д - [т] – согл., глух. парн., твёрд. парн.

3 б., 3 зв.

Задание 173

-4

Как выполнить задание

Определяем лексическое значение данных слов:

Баянист – человек, который играет на баяне.

Шахтёр – тот, кто работает в шахте.

Охотник – человек, который охотится за животными.

Лётчик – тот, кто летает на самолёте.

Каменщик – специалист, который строит из камня.

Учитель – человек, который учит.

Ракетчик – специалист, который создает ракету или управляет ракетой.

Библиотекарь – тот, кто работает в библиотеке.

Школьник – ребёнок, который ходит в школу.

Боксёр – спортсмен, который занимается боксом.

Тракторист – тот, кто управляет трактором.

Журналист – специалист, который собирает информацию, затем рассказывает о событиях в статьях, по радио или по телевизору.

Писатель – человек, который сочиняет и пишет литературные произведения.

Мы видим, что все эти слова обозначают род деятельности, специальность или занятие человека. Суффиксы, которые указывают на эти признаки: -ист-, -ёр-, -ник-, -чик-, -щик-, -тель-, -арь-.

°

Суффиксы, которые обозначают род деятельности:

-5

Подбираем свои слова с этими суффиксами. Они также обозначают род занятий человека:

Гитарист, уборщик, контролёр, фокусник, переводчик, строитель, пекарь, банкир.

°

Выделяем в словах суффиксы:

-6

°

Для слова, помеченного цифрой 1, выполняем звуко-буквенный разбор:

Шахтёр [шахт’о́р] – 2 слога;

ш - [ш] – согл., глух. парн., твёрд. непарн.;

а - [а] – гласн., безуд.;

х - [х] – согл., глух. непарн., твёрд. парн.;

т - [т’] – согл., глух. парн., мягк. парн.;

ё - [о́] – гласн., ударн.;

р - [р] – звук согл., звон. непарн., твёрд. парн.

6 б., 6 зв.

Задание 174

-7

Как выполнить задание

°

Выбираем однокоренные слова:

  • медведица, медвежонок, медвежата – образованы от слова медведь;
  • зайчата, зайчонок, зайчиха – образованы от слова заяц;
  • лисёнок, лисица, лисята – образованы от слова лис;
  • скворчиха, скворчонок, скворчата – образованы от слова скворец;
  • тигрёнок, тигрята, тигрица – образованы от слова тигр;
  • грачата, грачиха, грачонок – образованы от слова грач.

°

Записываем слова по группам, выделяем суффиксы, вставляем пропущенные буквы:

-8

°

Суффиксы, которые образуют ласковые слова со значением детеныш животного: -онок-, -ёнок-.

Для обозначения множественного числа детенышей используются суффиксы -ат-, -ят-.

Задание 175

-9

Как выполнить задание

°

Находим однокоренные слова, выделяем суффиксы:

-10

Суффиксы -чик-, -ик, -ок,-ышк-, -к-, -инк- придают словам уменьшительно-ласкательное значение.

Задание 176

-11

Как выполнить задание

Вставляем пропущенные буквы:

-12

°

Объясняем написание пропущенных букв (орфограмм):

Берёзонька, восток, ветерок – непроверяемые гласные в корне. Словарные слова, написание которых следует запомнить.

Дождинки, травинки, ледок, снежок, ветерок – безударные гласные в корне. Проверочные слова: до́ждь, тра́вушка, лёд, сне́г, ве́тер.

Тоненький, беленький – мягкий знак для обозначения мягкости согласного.

°

Выписываем слова с суффиксами -оньк-,-инк-, -ик-, -ок-. Выделяем суффиксы:

-13

Суффиксы -оньк-, -инк-, -ик-, -ок- придают словам уменьшительно-ласкательное значение.

°

Предложение, помеченное цифрой 4, разбираем по членам предложения.

  1. С листьев дождинки скатываются на травинки.
  2. Определяем, о чем говорится в предложении и какое слово отвечает на вопрос что? Ответ – дождинки. Это подлежащее.
  3. Определяем, какое действие выполняет подлежащее: дождинки что делают? – скатываются. Это сказуемое.
  4. Делаем вывод: слова дождинки скатываются – это главные члены предложения.
  5. Второстепенные члены предложения:
  • второстепенный член с листьев поясняет сказуемое: скатываются откуда? – с листьев;
  • второстепенный член на травинки также поясняет сказуемое: скатываются куда? – на травинки.

6. Делаем вывод: в этом предложении два словосочетания – скатываются с листьев и скатываются на травинки.

Это предложение:

  • по цели высказывания – повествовательное;
  • по интонации – невосклицательное;
  • простое;
  • распространенное.

Задание 177

-14

Как выполнить задание

Скороговорка называется «За обедом», потому что здесь перечисляются предметы посуды. Они используются для сервировки стола или для хранения определенных видов пищевых продуктов.

°

Определяем значение данных слов:

Супница - посуда, в которой на стол подают суп.

Сметанница – посуда, в которую наливают сметану.

Сухарница – корзинка для сухарей.

Салатница – большая миска для салата.

Рыбница – форма для подачи рыбы.

Горчичница – небольшая баночка для хранения горчицы.

Салфетница – подставка для салфеток.

Гусятница – посуда для приготовления гуся.

Сахарница – небольшая посуда для хранения сахара.

Сырница – посуда, в которой хранится сыр.

Конфетница – вазочка для конфет.

Маслёнка – специальная посуда для хранения масла.

Перечница – маленькая баночка, в которой подают перец.

Уксусница – бутылочка для хранения уксуса.

Хлебница – специальная ёмкость для хранения хлеба или подачи его к столу.

Солонка – маленькая баночка, в которой подают соль.

Предметы получили своё название в зависимости от того, какой продукт в них хранится: хлеб – в хлебнице, соль – в солонке и т.д. Слова образованы с помощью суффиксов, которые имеют значение места, вместилища чего-нибудь.

°

Записываем слова, выделяем суффиксы -ниц-, -ёнк-, -онк-:

-15

Задание 178

-16

Как выполнить задание

Это отрывок из басни «Ворона и лисица».

°

Находим слова с суффиксами, которые придают словам уменьшительно-ласкательное значение: голубушка, шейка, глазки, сказки, пёрышки, носок, голосок, светик.

Автор употребил ласковые слова, чтобы показать, как хитро действует лисица. Она хвалит ворону и называет приятными льстивыми словами. На самом деле лисица хочет усыпить бдительность и уговорить ворону «красиво спеть», то есть открыть рот.

°

Выделяем в словах суффиксы, а в глаголах приставки:

-17

°

Для слова, помеченного цифрой 1, выполняем звуко-буквенный разбор:

Быть [быт’] – 1 слог;

б - [б] – согл., звон. парн., твёрд. парн.;

ы - [ы́] – гласн., ударн.;

т - [т’] – согл., глух. парн., мягк. парн.;

ь - [-] – не дает звука.

4 б., 3 зв.

Задание 179

-18

Как выполнить задание

°

Переписываем словосочетания, вставляем пропущенные суффиксы. Выделяем суффиксы и подчеркиваем непроверяемые орфограммы в словах:

-19

Задание 180

-20

Как выполнить задание

Образуем однокоренные имена прилагательные, используя суффиксы -оват- и -еват-. Записываем пары слов, выделяем суффиксы:

-21

°

Первое слово каждой пары обозначает цвет, а второе – оттенок, небольшое присутствие этого цвета. Такой смысл слова приобрели благодаря суффиксам -оват- и -еват-. Эти суффиксы придают ослабленное значение какого-либо признака: чуть-чуть, слегка, немного.

Составляем предложения:

Рыжая лиса была почти незаметна среди рыжеватой травы.

На беловатые крыши медленно падал белый снег.

Рядом с синими васильками росли синеватые незабудки.

Среди зеленой листвы на ветках зрели зеленоватые яблоки.

Небо покрывали серые тучи и сероватые облака.

Красное платье хорошо сочеталось с красноватым шарфиком.

***

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.

Еще больше по теме:

Этот всемогущий суффикс или как происходит образование слов с разным значением

Магия суффикса: на что способна эта часть слова

Также читайте:

Как в третьем классе выполнить домашнее задание по теме СУФФИКС