Найти в Дзене

1. Этнические корни джаза

Давным-давно, в девятнадцатом веке, на южном берегу реки Миссисипи стоял славный город Новый Орлеан. Город-порт стал приютом людским разным народам, среди коих были рабы, привезённые чёрною полосою судьбы издалека, с африканского материка. Жили они невольно, но сердца их хранили свою древнюю мудрость, память родовую, обычаи древних земель, пляски и мелодии далеких предков. В воскресные дни собирались чёрные жители города на зелёной поляне Конго-сквера, где водили хороводы, играли музыку диковинную и веселились до упаду. Танцы были такими буйными, будто душа сама рвалась наружу, выражаясь в резких прыжках и причудливых фигурах, звучала музыка особенная, ритм которой заставлял кровь быстрее бежать по жилам. Белым людям полюбилось смотреть на такие праздники, дивились они обычаям и манерам музыки, которую ни разу ранее не слышали. Со временем многие обычаи проникли в жизнь всего народа: теперь на похоронах, праздниках и гуляниях играли подобную музыку, радовались ей вместе и чёрные, и б

Давным-давно, в девятнадцатом веке, на южном берегу реки Миссисипи стоял славный город Новый Орлеан.

Город-порт стал приютом людским разным народам, среди коих были рабы, привезённые чёрною полосою судьбы издалека, с африканского материка. Жили они невольно, но сердца их хранили свою древнюю мудрость, память родовую, обычаи древних земель, пляски и мелодии далеких предков.

В воскресные дни собирались чёрные жители города на зелёной поляне Конго-сквера, где водили хороводы, играли музыку диковинную и веселились до упаду. Танцы были такими буйными, будто душа сама рвалась наружу, выражаясь в резких прыжках и причудливых фигурах, звучала музыка особенная, ритм которой заставлял кровь быстрее бежать по жилам.

Белым людям полюбилось смотреть на такие праздники, дивились они обычаям и манерам музыки, которую ни разу ранее не слышали. Со временем многие обычаи проникли в жизнь всего народа: теперь на похоронах, праздниках и гуляниях играли подобную музыку, радовались ей вместе и чёрные, и белые люди. Так родился новый жанр искусства, позже прозванный джазом.

Жига
Жига

Много веков назад, в шестнадцатом столетии, пересекли океан отважные искатели счастья из Европы, пришедшие заселять новую землю – страну Северной Америки. Вместе с ними прибыли трудолюбивые земледельцы, среди которых оказалось немало ирландцев и шотландцев, отпрысков зелёных полей Британии. Переселенцы пришли сюда искать счастья, обрести свободу духа и веру истинную. Вместе с ними приехали песни старинные, легенды и сказки, пришедшие из родных краёв. Среди музыкантов часто встречались мастера игры на скрипке, способные сыграть мелодичные народные песни, вызывая воспоминания о прошлом.

Пришлые народы привезли в Америку особую музыку – волшебные напевы старинных песен да бодрые народные танцы. Два главных вида танцев назывались «рил» и «жига»: быстрый рил шёл под две доли, а зажигательная жига имела трёхдольный размер. Играли их на звонкой скрипочке, весело поводя смычком туда-сюда.

Триольно-пунктирные мелодии всякому музыканту были милее простых равномерных звуков. Подмигнёт смычок своему хозяину: дёрнет струну резво, игриво, легко. Куда проще для руки выплясывать подобные ритмы, нежели плавно гладко вести песню ровно - восьмушками!

Простота техники помогла распространиться этому стилю повсеместно: позднее именно так возникли знаменитые жанры кантри и блюза.

Спиричуелс
Спиричуелс

Во многих уголках Американского континента распространились особые церковные песнопения – спиричуэлс. Возникли они в молитвенных общинах бедных рабочих людей, чьё сердце часто тяготело к Богу. Эти песнопения отличались свободой выражения чувств, голос певца мог петь свободно, отклоняясь от строгого канона основной мелодии.

Голос солиста словно парил над общим хоровым сопровождением, которое играло роль поддержки, образуя сложный и непростой музыкальный узор. Получался своеобразный звукоряд: могли встретиться аккорды необычного строения, вроде простых трезвучий с дополнительными нотами седьмой, девятой, одиннадцатой и тринадцатой ступени.

Исполнялись же песни лишь устно, передаваемые поколениями от старших младшим. Между священником и прихожанами возникал особый диалог. Именно отсюда пришла знаменитая традиционная структура «вопрос-ответ», столь характерная для блюза, где певец задаёт вопрос, а слушатели отвечают своей реакцией, повторяя услышанное или добавляя новые оттенки смысла.

Госпел
Госпел

Часто исполнялся и ещё один вид духовной песни – госпел, повествующий истории из Евангелия и служивший утешением страждущему сердцу простого человека - сольные песни, наполненные глубокими чувствами и искренностью веры.

Таким образом, именно через сплетение традиций множества народов мира сформировалась богатая музыкальная культура Америки, подарившая всему человечеству разнообразие музыкальных жанров и стилей.

2. Бытовые и светские корни джаза
Сказы о музыке и музыкантах25 ноября

Limitoff

Новый джазовый альбом LIMITOFF доступен на всех площадках