Найти в Дзене

Московские ворота - триумф сквозь века

Прогуливаясь по вечернему городу можно внезапно увидеть привычные здания и памятники в новом свете. Так у меня случилось с Московским воротами. Я спешила к метро, когда мой взгляд привлекло необычное желтовато-зеленоватое свечение. И я не смогла пройти мимо. Камера телефона зафиксировала стройные ряды колонн и скульптуры воинов в античных доспехах. Но, как выяснилось позже, это не воины, а собранные воедино военные трофеи. История Московских ворот начинается в далеком 1773 года, тогда это была городская застава на дороге в Москву. Первый проект триумфальных ворот появился в 1781 году, но так и остался на бумаге. Реализована идея была только после ряда победоносных войн с Персией и Турцией в 1826-1829 гг. Первый проект монумента составил архитектор А. К. Кавос. Им был создан проект целого триумфального ансамбля из трёхпролётной колоннады, двух пирамид и трёхпролётной триумфальной арки. Эта идея была признана слишком дорогой. Создать более экономичный вариант поручили архитектору Стасову

Прогуливаясь по вечернему городу можно внезапно увидеть привычные здания и памятники в новом свете. Так у меня случилось с Московским воротами. Я спешила к метро, когда мой взгляд привлекло необычное желтовато-зеленоватое свечение. И я не смогла пройти мимо. Камера телефона зафиксировала стройные ряды колонн и скульптуры воинов в античных доспехах.

Но, как выяснилось позже, это не воины, а собранные воедино военные трофеи.

История Московских ворот начинается в далеком 1773 года, тогда это была городская застава на дороге в Москву. Первый проект триумфальных ворот появился в 1781 году, но так и остался на бумаге. Реализована идея была только после ряда победоносных войн с Персией и Турцией в 1826-1829 гг.

Первый проект монумента составил архитектор А. К. Кавос. Им был создан проект целого триумфального ансамбля из трёхпролётной колоннады, двух пирамид и трёхпролётной триумфальной арки. Эта идея была признана слишком дорогой.

Создать более экономичный вариант поручили архитектору Стасову. К тому моменту он закончил возведение Нарвских ворот, про них я тоже писала у себя в блоге.

На разработку проекта триумфальных ворот у Стасова ушло два года. Ворота решено было строить из чугуна.

фото с сайта walkspb.ru
фото с сайта walkspb.ru

В итоге Московские ворота торжественно заложили 14 сентября 1834 года. Во время этой церемонии на дно котлована положили платиновые, золотые, серебряные и медные монеты на сумму 126 рублей, камни с инициалами высокопоставленных особ и архитектора Стасова.

На строительство ворот ушло еще 4 года. Торжественное открытие Московских ворот состоялось 16 октября 1838 года.

Николай I лично составил посвятительную надпись на воротах: "Победоносным Российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах".

Московские ворота стали не только символом триумфа Российских войск, но и самым большим в мире сооружением, собранным из чугуна. Их высота 24 метра, длина - 36 метров. По сей день они держат пальму первенства.

По периметру они украшены медными чеканными фигурами крылатых гениев, держащих щиты с гербами губерний Российской империи.

Но не все так гладко в их судьбе.

В сентябре 1936 года в связи с реконструкцией Московского проспекта Московские ворота были разобраны. В советские годы планировалось перенести центр города на юг, там же должны были установить и триумфальные ворота. Но вмешалась Великая Отечественная война. В итоге чугунные детали ворот были использованы при создании противотанковых сооружений на подступах к Ленинграду.

Восстановлением Московских ворот занялись только в 1956 году. К тому времени из 108 частей колонн сохранились лишь 65. А из скульптурных деталей оказалось возможным отреставрировать только 13 фигур гениев, 17 нужно было воссоздать по сохранившимся образцам.

-4

И вот в 1961 году Московские ворота были восстановлены во всей красе на прежнем месте.