Подробное описание иконографических программ Софийского Собора в Охриде.
XI век - век безграмотности. Чтобы объяснить им основы веры, стены храмов расписывали фресками (картинами, написанными по сырой штукатурке). Эти росписи были «Библией для неграмотных». В Софийском соборе эта «Библия» сохранилась невероятно хорошо. Важным фактором ее было то, что стены расписывались в хаотичном порядке, но сюжет был очень информативен. Случался иногда момент «слитности событий», который, но в целом это не мешало людям наглядно познавать Священное Писание.
Основная идея всех росписей: Показать путь спасения человечества через Иисуса Христа.
Можно разобрать изображения по зонам:
1. Необходимо помнить, что Витзантийские храмы расписывали по строгому плану. Место фигуры или сцены говорит о её важности. Это представлено в виде отдельных сюжетов. Некоторые моменты я представил ниже.
Самое главное место: Алтарь. Представляет собой священное пространство, где проходит церковная служба (литургия). В самом верху Алтаря (в полукуполе) изображается Богородица с поднятыми руками, а на её груди — медальон с младенцем Христом. Простыми словами: Это образ Богоматери «Знамение». Её поза с поднятыми руками — это жест молитвы за всех людей. А младенец на груди символизирует главную идею: Бог стал человеком, родившись от Девы Марии. Это — воплощение. является главной догматической основой спасения.
2. Чуть ниже по уровню изображается "Причастие апостолов». Дважды нарисован Христос: с одной стороны, он даёт апостолам хлеб, с другой — вино. Эта сцена прямо показывает, что происходит во время службы в Алтаре. Христос устанавливает главное церковное таинство — Причастие (Евхаристию). То, что заповедал нам принимать в Его воспоминание.
3. В самом низу: расположены святые отцы Церкви (Иоанн Златоуст, Василий Великий и другие). Множество святых отцов невозможно определить в связи с давностью. Это великие учителя и богословы. Они как бы руководят службой, стоя рядом с Алтарём.
Центральная часть храма (Купол и своды)
Как правило показываются ключевые события из жизни Христа, а также четыре Евангелиста — Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Они написали четыре Евангелия — главные книги о Христе. Их место в основании купола символично: их учение — "опора" всей христианской веры, ведущие ко спасению. На сводах и арках представлены христианские праздники, которые празднуются христианами в течении всей жизни. Это 8-10 главных событий из Евангелия.
Как правило изображается:
Благовещение- когда Архангел Гавриил сообщает Марии, что она родит Христа. Рождество (Рождение Христа). Сретение (Младенца Христа приносят в храм). Крещение (Христа крестят в реке Иордан). Преображение (Христос показывает апостолам свою Божественную славу). Воскрешение Лазаря (Христос воскрешает умершего друга). Вход в Иерусалим (Христа встречают как царя). Распятие (Казнь Христа). Жёны-мироносицы у Гроба (Женщины обнаруживают, что Христос воскрес). Вознесение (Христос возносится на небо).
На стенах храма изображены: пророки (например, Илия, Давид). Эта тематика Ветхого Завета, который предваряет Пришествие Христа. Они как бы «смотрят» на то, как их предсказания сбылись в евангельских сценах.
На западной стене (часто там рисуют Страшный суд): Здесь огромная фреска Успение Богородицы. Идея росписи Софийского собора в Охриде — это бесценный свидетель и сохранившийся "учебник" или пособие веры XI века. Он помогает нам понять, во что и как верили люди тысячу лет назад, и поражает своей красотой и глубиной даже сегодня.
Рассмотрим несколько изображений, чтобы описать некоторые их особенности.
Изображена постройка храма –Святой Софии в Охриде.
Церковь Святой Софии в Охриде — это один из самых значимых памятников средневековой архитектуры в Северной Македонии. Она была построена в XI веке и долгое время служила церковью собора Архиепископства Охрида. Изначально церковь имела один главный купол, но в XVI веке была добавлена внешняя пристройка. В период османского владычества церковь была преобразована в мечеть, что привело к значительным изменениям в её облике. Были добавлены минарет и заретушированы фрески.
Особенности постройки имеют существенные отличия от современности.
Главными являются:Первоначально здание воздвигалось как крестово-купольный храм. К XI веку относится восточная часть с попыткой украсить верх апсид нишами.
Боковые апсиды во втором ярусе значительно сужены. Возможно, угловые восточные ячейки были надстроены. Там были сделаны отдельные приделы, в одном из них находится уникальный цикл с изображениями мученичеств двенадцати апостолов.
Здание сильно вытянуто по оси запад-восток, так что с запада и с востока находится не по паре, а по две пары столбов.
Центральные подпружные арки значительно шире, чем подпружные арки с запада и с востока. Это были некогда подпружные арки под куполом.
Изображения в церкви Святой Софии в Охриде относятся к середине XI века и представляют собой памятник монументальной живописи эпохи Македонской династии.
Некоторые сюжеты фресок:
В конхе апсиды представлена восседающая на троне Богоматерь Никопея, которая держит перед собою овальный медальон с изображением благословляющего Христа Еммануила. Под фигурой Богоматери идёт фриз с двухчастной композицией Причащения, а ниже, между окнами апсиды, расположен святительский чин.
На стыке свода со стенами размещены два фриза с фигурами идущих ангелов, а ниже, на стенах зритель видит ряд ветхозаветных сцен (Встреча Авраамом трёх ангелов, Гостеприимство Авраама, Жертвоприношение Авраама, Лествица Иакова, Три отрока в пещи огненной).
Нефы были также расписаны: здесь уцелели фрагменты Рождества Марии, Введения во храм и фигуры святых. Всю западную стену заполняет монументальная композиция Успения. Внизу стен и на арках можно увидеть множество фигур и святых, среди которых преобладают патриархи и епископы Константинополя, Антиохии, Иерусалима, Александрии и римские папы.
Изображение 26.
Главная икона - Богородица с младенцем на троне. Располагается она в самом центре Алтаря, прямо над тем местом, где проходит служба. Это не просто портрет матери с ребёнком. Это обозначает, что Богородица — Царица Небесная. Младенец Христос изображен не как обычный ребенок, а как Верховный Священник и Судья. Он благословляет всех, кто приходит в храм. Интересная деталь: Обратите внимание на белую ленту на одежде Христа. Это символ Его святости и божественной силы, которая, как свет, наполняет весь храм и весь мир.
Зачем на стенах сцены из жизни Авраама? В Ветхом Завете есть история про праотца Авраама. Например, как он принимал у себя трёх странников (это сцена "Гостеприимство Авраама"). Византийские богословы увидели в этом прообраз (то есть предсказание в виде картинки) главного церковного таинства — Евхаристии. Этим они показывали, что основание веры было заложено еще в древние времена. Повсюду в храме вы встретите лики святых, в частности Иоанна Златоуста и Василия Великого. Это не просто «галерея портретов» великих людей. Эти святые написали самые важные тексты для церковной службы (Литургию). Их присутствие на стенах напоминает нам, что мы участвуем в том же самом богослужении, которое они установили много веков назад. Это создает ощущение связи времен и единства всех верующих. Они путеводители ко спасению.
.
Изображение 28.
Церковь Святой Софии в Охриде — это как музей под открытым небом, где сохранились одни из лучших византийских фресок в мире. Представьте себе искусство самой могущественной империи того времени — Византии, дошедшее до нас сквозь века. Саму церковь построили примерно между IX и XI веками. Фрески (настенные росписи) создавались в основном в XI-XIV веках. То есть внутри церкви работали несколько поколений художников. Уникальное изображение в Алтаре: Богородица на троне. В самой главной части храма — алтаре — находится редкое изображение: Богородица сидит на троне и держит перед собой овальный медальон, внутри которого — младенец Христос. Пояснение: Этот образ называется «Богоматерь Никопея» - значит Победотворная. Трон подчёркивает, что она — Царица Небесная. Младенец Христос в медальоне — это символ того, что Бог стал человеком. Она не просто держит ребёнка на руках, а представляет миру Спасителя. Это очень торжественный и богословский образ. Выделим основное: критерий (Исторический): Христос прямо на этой фреске устанавливает главное церковное таинство — Евхаристию (Причастие). Он говорит: «Ешьте хлеб — это Тело Моё, пейте вино — это Кровь Моя».
Разберем архитектуру. Церковь построена в средневизантийском стиле. Это значит, что она имеет классический для того времени крестообразный план и купол. Основное здание, которое мы видим сегодня, — это XI век. Позже, в XIV веке, к церкви добавили внешние пристройки (например, притворы). Это как сделать красивую и функциональную пристройку к старому дому, не ломая его основную структуру.
Софийский собор в Киеве: «Дом Божий и символ государства»
Основная мысль – Боговоплощение, и утверждение христианской веры на Руси. Росписи подчеркивают, что власть князя дана Богом, а Церковь на земле — часть Церкви Небесной. Храм должен был стать не только местом молитвы, но и визуальным манифестом нового, христианского государства. Ключевые элементы росписей и их смысл:
В самом верху (купол и барабан): смотрим на изображения.
Христос- Пантократор (Вседержитель) в центре купола — главный Правитель и Судия. Апостолы являются — основателями Церкви. Вместе эта композиция символизирует всю Вселенную под властью Христа.
В Алтаре: расположена Богородица-Оранта (с воздетыми руками) — называется «Нерушимая Стена». Это мощный символ заступничества и защиты всего народа. Сцена «Евхаристия» — Христос раздает апостолам хлеб и вино - это главное церковное таинство.
На стенах и столбах изображены:
Святые воины и мученики — небесные защитники и примеры стойкости в вере. Рядом с евангельскими сюжетами находятся: портреты византийских императоров (Константина и Юстиниана) — чтобы подчеркнуть, что Русь приняла веру из Византии и продолжает ее традиции. Портрет семьи князя Ярослава Мудрого — они изображены идущими ко Христу. Это прямой посыл: «Наша власть — от Бога, и мы — благочестивые правители». При постройке пользовались дорогими и долговечными материалами (в главных частях) и фрески (роспись по сырой штукатурке). Мозаика подчеркивала статус и богатство храма.
На стенах изображения: прообразов Евхаристии из Ветхого Завета (например, «Гостеприимство Авраама»), которые еще раз подкрепляют главную тему. Сцена «Литургия Василия Великого», где на алтаре снова изображен квасной хлеб.
Исторические факты и особенности: присутствуют изображения шести римских представителей, почитаемых до раскола 1054 года. Это говорило: «Мы не против древней Церкви, мы — за истинную веру, которую Рим оставил». Также есть изображения славянских просветителей Кирилла и Мефодия и святого Климента Охридского. Это подчеркивало местную, славянскую идентичность и независимость Церкви.
Что общего?
1. Оба собора XI века, оба посвящены Софии — Премудрости Божией.
2. В обоих центральное место в алтаре занимает сцена «Евхаристия».
3. Оба показывают святых отцов и апостолов.
4. Везде изображается Небесная Царица с младенцем.
Несмотря на общее название и время постройки, решали разные задачи:
Киевский собор строился как главный храм молодого государства, призванный утвердить христианство и узаконить власть князя, показав преемственность от Византии, и он же является символом становления христианской государственности.
Охридский собор возводился как символ православной идентичности и автокефалии Охридской архиепископии в условиях активной богословской полемики с Римом, что и определило его ярко выраженный полемический характер.
Разберем несколько изображений из папки Софии Киевской, которые на мой взгляд знаменуют историческую цветовую гамму.
Изображение 3.
Описание: Мозаичное убранство купола. Центральный образ — Христос Пантократор. В зените купола, в медальоне, расположен ключевой образ всего храмового пространства — Христос Вседержитель изображен фронтально, что создает эффект прямого контакта со всяким, кто входит под сень купола. Его правая рука сложена в благословляющем жесте, который в византийской традиции часто также является догматическим, изображая монограмму имени Иисуса Христа. В левой руке Он держит закрытое Евангелие. Этот образ представляет Христа как Владыку Вселенной ,закрытое Евангелие — это Книга Жизни, которая будет раскрыта в день Страшного Суда, чтобы судить живых и мертвых. Таким образом, образ сочетает в себе идею власти и милосердия (благословение) с идеей грядущего воздаяния.
Непосредственно вокруг центрального медальона с Христом расположены четыре фигуры Архангелов. Расположенные полукругом святые силы образуют некий круг, единый стражу вокруг Вседержителя, символизируя организованный и иерархичный ангельский мир (Небесные Силы). Мозаика купола неразрывно связана с архитектоникой самого храма. Купол понимается как образ небесного свода, всего творения, Космоса. Эти мозаики, созданные в XI веке, представляют собой вершину византийского искусства, которое было хорошо развито, а также мозаики демонстрируют не только высочайшее техническое мастерство (игра смальты, создающая сложные светотеневые эффекты), но и глубочайшее богословское мышление, претворенное в художественную форму.
Тема - «Евхаристия» в Софийском соборе в центральной алтарной части собора, под известной мозаикой Богородицы. Изображает причащение апостолов Христом. Центральная фигура Христа выделена пурпурными и золотыми одеждами, символизирующими его царственное достоинство и божественность. Апостолы представлены в менее ярких тонах, что соответствует иерархии. Золотой фон мозаики создаёт ощущение вневременного и неземного пространства. Сама мозаика является продуманным богословским произведением, визуально выражающим суть христианского вероучения.
Изображена Царица Небесная - Оранта. Большая фигура Богородицы с поднятыми руками означает молитву за всех людей, а золотой фон создает эффект свечения, символизируя святость и заступничество. Она создана в 11 веке из цветного стекла (смальты), высота - около 6 метров, нет видимых сколов или трещин, предваряющие разрушение. Символизирует защиту и заступничество. Является в алтаре как главный образ. Надпись означает «Бог всегда с ней и защищает». Является и остается главной святыней собора.
Задание 2
Приведите аргументацию сторонников иконоборчества, в том числе озвученную на иконоборческом соборе 754 г., и контраргументы иконопочитателей. Назовите основных деятелей с обеих сторон.
Спор об иконопочитании: основные аргументы.
Иконоборцы против почитания икон и образов.
Иконопочитатели наоборот придерживаются догматов Вселенское Собора.
Бог пришел на землю в человеческом облике для спасения рода людского
Идолопоклонство
Икона является свидетельством, что Спаситель был Богочеловеком. Это указана святыми отцами на В. Соборах.
Невозможно изобразить Бога и Его Божественность
Принятие Святых Даров — это само Тело Христа, а икона — Его образ.
Почитание Бога через посредников
Мы воздаём Славу Единосущной Троице – через поклонение изображению на иконе, обращаясь с Самому Создателю.
Икона описывается как картина, не имеющая под собой ничего божественного
Благодаря видимому образу наш ум легче обращается к невидимому Богу, Который с нами.
Святые Дары воспринимаются как обычные хлеб и вино
Икона становится святыней через молитву Соборной Церкви.
Иконоборцы - Императоры Лев III Исавр, Константин V, Иконоборческий Собор состоявшийся в 754 году на берегу Босфора во дворце Иерии.
Иконопочитатели - Преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Феодор Студит, императрицы Ирина и Феодора, VII Вселенский собор (787 год), который окончательно утвердил почитание икон.