Философия постигает свой предмет путем логийной (logos – слово или разум) интерпретации предполагаемых или подразумеваемых акциденций (предикатов), опираясь на их проявления в сознании человека и в научном исследовании.
По сути, логийная интерпретация не проявленного, не зарегистрированного, не ощущаемого органами чувств и расширяющими их потенции приборами принято относить к софии или софиологии, воспринимающей бытие, как духовную реальность и позволяющей проникать логикой в пределы непроявленного мира.
Если дополнить описанную мыслительную парадигму (софию) чувствами и образами, получаемыми сенситивными способами, а также объективными результатами научных исследований, то проявится иная комплексная методология познания.
Такая методология получила наименование Элиология (Аl – бог, logos – слово или разум) которая допускает способность, формы и приёмы мысле-чувственно-действенного познания объективно не воспринимаемого человеком мира, отражающегося в его сверхсознании и материальных проявлениях.
При этом существует незначительное количество людей, способных воспринимать такой мир непосредственно – но данный факт лишь подчёркивает, что это не является обычной логийной практикой.
Особенностью Элиологии является то, что она допускает создание и введение в логическую последовательность умозрительных образов и построений, помогающих выйти из, казалось бы, безвыходных мыслительных конструкций, при том, что доказать или опровергнуть их реальное существование невозможно.
Такая необходимость может возникнуть в ситуациях, когда рассуждения выходят за сферы логии и софии вообще – одним из примеров таких ситуаций является Исток всего и вся.
При этом не отрицается софийная и логийная интерпретация рассматриваемого, как разумное творческое умение, проявление причинно-следственных связей и познание опытом.
Метод Элиософии основан на следующих принципах:
- Равновесия, заключающегося в проявлении одновременно интегрирующего и дифференцирующего начала, удерживающего в гармонии всё рассматриваемое.
- Дуализма, заключающегося в проявлении крайних полярных пределов всего рассматриваемого, образующих противоположность, но существующих в единстве.
- Индукции, заключающейся в обобщении приёмами Мысле-Чувственно-Действенного познания проявлений наблюдаемого,
- Дедукции, заключающейся в конкретизации наблюдаемого на основе общих принципов его же уровня абстракции или уровня выше.
- Неопределенности, заключающейся в отсутствии временных и пространственных измерений процессов и событий, что не образует цепочки причинно-следственных связей, но существует в единстве предшествующих и последующих состояний.
- Парадоксальности, заключающейся в том, что ограничение мерностей рассматриваемого в человеческом восприятии приводит к логическим парадоксам и описательным оксюморонам (сочетание несочетаемого), что невозможно объяснить принятыми логийными и софийными методами.
Встает вопрос возможности омологации результатов рассуждений в предлагаемой мыслительной парадигме. Но в равной степени такой вопрос встает и в отношении философии вообще, который решается ссылкой на признанных мыслителей прошлого, как на стандарт не только рассуждения, но и его результата.
Тогда встает Сократовский вопрос, а какому стандарту соответствуют выводы этих авторитетов в современных им терминах. Ответ на этот вопрос отсылает к сакральному знанию им доступному. Таким образом омологация выводов мыслителей прошлого основана на доступных им знаниях, полученных сенситивными путем.
Отрицание такой возможности в современных терминах приводит к трансформации философии в историю философии. Сказанное в этой статье есть попытка вернуть познание разумом к своим истокам.