Найти в Дзене

АВТОМОБИЛИ В КРАСНОЙ АРМИИ. ЗиС. ФОТО

Первая мировая война выявила острую rютребность русской армии в автомобиль­ном транспорте. В 1914 г. во всей царской России насчитывалось всего лишь 13 тыс. автомобилей, из них 1О тыс. составляли лег­ковые машины четырехсот различных ма­рок. Отсутствие отечественных производи­телей снижало боеспособность армии. За время войны 21 тысяча автомобилей была приобретена за границей -в США, Италии, Англии и Франции, но решить проблему в целом так и не удалось. Потому в 1916 году царское правительство подписало договоры с предпринимателями на постройку пяти автомобильных заводов. Первая модель АМО-Ф-15 почти полно­стью повторяла своего итальянского праро­дителя ( отличались диски колес и радиатор), но в 1927 году были изменены кабина (она стала закрытой) и форма радиатора, умень­шен диаметр маховика, установлено элект­рическое освещение вместо ацетиленового, стал прочнее рулевой механизм. Качествен­ные дорогостоящие материалы из конструк­ции исключили: кожаное сиденье начали об­тягивать дерман
Фронтовая дорога до Брандербурга 15 км. Редкий кадр
Фронтовая дорога до Брандербурга 15 км. Редкий кадр

Первая мировая война выявила острую rютребность русской армии в автомобиль­ном транспорте. В 1914 г. во всей царской России насчитывалось всего лишь 13 тыс. автомобилей, из них 1О тыс. составляли лег­ковые машины четырехсот различных ма­рок. Отсутствие отечественных производи­телей снижало боеспособность армии.

За время войны 21 тысяча автомобилей была приобретена за границей -в США, Италии, Англии и Франции, но решить проблему в целом так и не удалось. Потому в 1916 году царское правительство подписало договоры с предпринимателями на постройку пяти автомобильных заводов.

Flat 15R в санитарном исполнении
Flat 15R в санитарном исполнении
АМО Ф15
АМО Ф15

Первая модель АМО-Ф-15 почти полно­стью повторяла своего итальянского праро­дителя ( отличались диски колес и радиатор), но в 1927 году были изменены кабина (она стала закрытой) и форма радиатора, умень­шен диаметр маховика, установлено элект­рическое освещение вместо ацетиленового, стал прочнее рулевой механизм. Качествен­ные дорогостоящие материалы из конструк­ции исключили: кожаное сиденье начали об­тягивать дермантином, исключили дубовые элементы из конструкции кузова.

Народное хозяйство страны нуждалось в десятках тысяч грузовиков, а завод еже­годно давал едва три тысячи. Во второй по­ловине 1920-х годов было решено провести капитальную реконструкцию и перейти на новую модель автомобиля. Путем дополни­тельных пристроек на расширенной террито­рии предприятия планировалось развернуть производство до 100 тысяч машин в год (при работе в одну смену).

К реконструкции привлекали американ­ских специалистов. При этом отмечалось, что американские заводы применяют высокопро­изводительные станки, хорошо конструиру­ют оснастку и приспособления и широко пользуются конвейерной системой. Эти принципы бьши положены в основу реорга­низации АМО.

АМО2
АМО2
Радиатор и шасси АМО2
Радиатор и шасси АМО2
АМО3
АМО3

Грузовик АМО-3 отличался от АМО-2 в нескольких деталях, и прежде всего - в конструкции заднего моста. Дело в том, что в отличие от заднего моста производства фирмы «Autocaг» задний мост Timken яв­лялся более солидным и годился для полез­ной нагрузки в 3,5 т, ввиду чего и размер его бьm значительно больше. Увеличенный размер моста привел к тому, что низшая его точка опустилась почти на 40 мм. Перепро­ектировать раму, чтобы поднять мост, совет­ские конструкторы были в состоянии.

ЗиС-5
ЗиС-5
-8
-9
Доставка боеприпасов на ЗиС5
Доставка боеприпасов на ЗиС5
ЗиС10
ЗиС10
ЗиС8
ЗиС8

На Московском автозаводе произ­водство модели ЗиС-8 продолжалось три года. Всего там было выпущено 547 машин. Но такие же автобусы делали и другие пред­приятия: завод «Аремкуз» в Москве, авто­ремонтные заводы и кузовные мастерские в Туле, Харькове, Ростове-на-Дону, Ир­кутске и т.д. Они точь-в-точь повторяли кон­струкцию ЗиС-8. На базе ЗиС-8 в 1937 г. был создан опытный газогенераторный автобус НИИТГ-Г 1. А завод ЗиС с 1938 года перешел на производство другой модели - ЗиС-16.

Автобусы ЗиС-8 сыграли важную роль в развитии городского пассажирского транс­порта. В предвоенные годы СССР наряду с решением других важных народнохозяй­ственных проблем серьезное внимание уде­ляла становлению пассажирского транспор­та.

АТУЛ -АЛ2
АТУЛ -АЛ2
ЗиС101
ЗиС101
ЗиС101
ЗиС101

ЗиС-Люкс - первый опытный отече­ственный туристский автобус, изготовлен­ный на базе узлов шасси ЗиС-8 и ЗиС-6. Машина отличалась рядом дизайнерских новинок: у нее были крылья с боковыми фартуками, наклонное лобовое стекло и ра­диатор, утопленные дверные ручки, мно­гоцветная окраска. Салон был радиофици­рован и оборудован сидениями с кожаной обивкой.

-16
Кабриолет ЗиС
Кабриолет ЗиС
ЗиС спорт
ЗиС спорт

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЖУРНАЛА "ВОЕННЫЕ МАШИНЫ"