Как известно все могут короли, кроме как жениться по любви. Для Российского императорского Дома Романовых, это наиболее точное изречение. На протяжении столетий дочери и сыновья Романовых были вынуждены вступать в брак с представителями иностранных правящих династий, тем самым укрепляя авторитет Российской империи на мировой арене.
Бессердечный закон в конце концов перестал работать, и вместо ожидаемой пользы, стал приносить горести, а в конце еще и больно ударил по самому монаршему дому.
Однажды, в середине XIX века выдающимся историком С.М. Соловьевым была выдвинута такая мысль, что в результате смешения царствующих русских монархов с иностранными невестами император Александр II был русским на 1/32, и при последующем смешивании последний император Николай II был русским 1/128. То есть в процентном соотношении последний российский император был русским лишь на 1,5 %, немцем на 48,5% и датчанином на 50%.
Начало подобной политики было положено Петром I. Интересно, что до Петра Романовы никогда не заключали браков с представителями и представительницами иностранных правящих домов, и даже не рассматривали такие ходы.
Первый брак Петра был в русле общей политики невесту выбрала мать, и в возрасте 16 лет Петр женился на Евдокии Лопухиной. Она и стала последней неиноземной супругой русского монарха. В браке родился сын – царевич Алексей, остальные дети Петра и Евдокии умерли вскоре после рождения.
Царевич Алексей стал первым представителем Романовых вступившим в брак с иностранной принцессой. Заключение брака с иностранными правящими домами решало несколько задач стратегического плана. Российской империи нужны союзники, или хотя бы те, кто будут занимать нейтральное положение в большой политической игре. Конкретно в начале XVIII века наиболее привлекательно выглядел союз с Австрией. Австрия была сильным соседом, и не претендовала на принципиально важные для России вещи. Средством закрепления подобных альянсов являлись междинастические браки. Алексея женили на представительнице рода Габсбургов – принцессе Шарлотте Кристине Софии Брауншвейг-Вольфенбюттельской. Так русская кровь начала разбавляться немецкой.
Принцесса Шарллота являлась родной сестой супруги наследника австрийского престола. Для нее брачный договор был лояльным, по крайней мере принцесса имела право на сохранение лютеранского вероисповедания. Позднее, переход в православную веру был обязательным условием вступления в брак с представителем Дома Романовых. В браке появилось двое детей, дочь Наталья и сын Петр. Это первые представители семейства Романовых, в жилах, которых текло 50 % немецкой крови.
Схема была правильная, но не рабочая. По воле случая сын Алексея и Шарлоты – Петр II стал последним представителем рода Романовых по прямой мужской линии. Вступил на престол когда ему было всего 11 лет, и умер в 14 лет от оспы.
Вопрос престолонаследия оказался открыт, поскольку сразу же вылился в династический тупик.
Сын Петра – Алексей умер еще при жизни Петра, обвиненный в измене, и жестко наказанный. Его мать Ефросинья была подстрижена в монахини, и тоже сошла с авансцены.
У Петра пока он был жив появилась новая жена – Екатерина Скавронская, которая тоже была русская лишь наполовину.
Екатерина Скавронская родилась на территории современной Прибалтики, но о ее ранних годах практически ничего не известно, так что ее принадлежность к какой-то конкретной национальности сложно определить. Так или иначе она родила Петру 11 детей. Многие умерли во младенчестве, или в детстве. До зрелого возраста дожили двое – Елизавета Петровна, будущая императрица и Анна Петровна мать будущего императора Петра III.
Дочь Анну Петр I удачно женил на представителе немецкого княжества – Карле Фридрихе Гольштейн Готторпского. В этом браке появился еще один Петр – будущий император Петр III, который пришел к власти после императрицы Елизаветы Петровны, и в жилах, которого русской крови было всего 25% против 75% немецкой.
Петра III женили также на немке, чистокровной и стопроцентной. Елизавета подбирала своему племеннику невесту среди немецких княжеств. Выбор пал
на представительницу скромного немецкого рода, который имел родственные связи с прусским, датским и шведскими королевскими домами – Софию Августу Фредерику Ангальт Цербстскую – будущую императрицу Екатерину Великую.
Как известно в результате дворцового переворота, вместо 75%-го немца, свергнутого за измену национальным российским интересам, на российский престол вступила 100%-ная немка Екатерина II.
Екатерина II явила собой истинный пример служению отечеству, хотя по крови к не могла считаться исконным русским правителем, если не принимать в расчет версию, согласно которой она появилась на свет в результате любовного романа между ее матерью Иоганной Елизаветой Гольштейн-Готторпской и молодым российским дипломатом Иваном Ивановичем Бецким, который в свою очередь являлся незаконным сыном князя И.Ю. Трубецкого.
Сын Екатерины и Петра III – Павел I имел 1/8 русской крови, однако среди современников имел негативные отзывы, и во многом повторил судьбу своего отца.
Невесту будущему императору по традиции подыскивали родители, в его случае мать, и конечно среди немецких княжеств. Первый раз Павел женился на Августе Вильгельмине Луизе Гессен-Дармштадской, однако брак оказался не удачным, плюс ее либеральные взгляды весьма раздражали Екатерину. Брак был не долгим и не счастливым, и после 2,5 лет закончился. Принцесса умерла при родах вместе с ребенком.
Екатерина подыскала новую невесту, выбор пал на Софию Доротею Августу Луизу Вюртембергскую, которая в Российской империи получила новое имя – Мария Федоровна. Второй брак оказался весьма плодовитым – десять детей: шесть девочек, и четыре мальчика, трое из которых стали российскими императорами. Формально Мария Федоровна стала матерью двух российских императоров, поскольку Константин Павлович вошел в историю прежде всего как несостоявшийся, хотя и официально провозглашенный император.
Короткое царствование Павла I привело к изменениям в геополитической расстановке сил. Через дочерей Дом Романовых еще прочнее вплетался в систему междинастических отношений правящих домов Европы.
Александра – в замужестве палатина венгерская, умерла вскоре после родов, ребенок также не выжил.
Елена - в замужестве герцогиня Мекленбург-Шверинская. Родила двоих детей, однако вторая беременность, подорвала здоровье принцессы, и заболев чахоткой она скончалась. Ей не исполнилось и 19 лет.
Мария - в замужестве – великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская, в свою очередь продолжила традицию династических браков, и в будущем стала бабкой кайзера Фридриха III и прабабкой Вильгельма II.
Екатерина в первом браке принцесса Ольденбургская , во втором - королева Вюртемберга
Ольга -из 10 детей Павла Петровича и Марии Фёдоровны только Ольга умерла в детстве.
Анна королева-консорт Нидерландов и великая герцогиня-консорт Люксембургская, супруга Виллема II.
Следующим после Павла I российским императором стал Александр I.
Один из самых загадочных императоров был русским на 1/16. Он женился на Луизе Марии Августе, дочери баденского маркграфа Карла Людвига, принявшей в православии имя Елизаветы Алексеевны. Пара производила впечатление весьма благополучной семьи, однако общих детей у них не было, а внебрачные умерли, не достигнув совершеннолетия. После Александра трон наследовал следующий по мужской линии – Константин.
Константин правил на протяжении 25 дней, с 19 ноября (1 декабря) по 13 (25) декабря 1825 года, официально считался Императором и Самодержцем Всероссийским Константином I, хотя по сути он на престол не вступил и не царствовал. Тем не менее на всякий случай невеста, а потом жена у него была подобрана также из немецких княжеств.
В возрасте 17 лет Константина сосватали к 15 летней Юлианне-Генриетте-Ульрика Саксен-Кобург-Заальфельдской), которая являлась троюродной внучкой российского императора Петра II. После свадьбы перешла в православие и получила новое имя – Анна Федоровна. Брак был неудачным, и после получения развода Константин женился на графине Иоанне (Жанетте) Грудзинской.
Брак наследника престола всего лишь с графиней представлялся явным мезальянсом. К тому же графиня – полячка и пламенная католичка, наотрез отказавшаяся перейти в православие. Ради этого барака Константин отказался от прав на Российский престол в пользу брата. Как и предыдущий манифест о разводе, этот не был опубликован и в течение последующих двух лет о его содержании, кроме узкого круга императорской семьи никто не знал. Большинство верноподданных огромной российской империи даже не знали на ком он был женат.
Николай I на российский престол словно вышел из тени. К престолу его никто не готовил, но тем не менее он правил 29 лет. В 21 год его женили на принцессе Шарлотте прусской, дочери короля Пруссии Фридриха Вильгельма III. Брак оказался весьма удачным и плодовитым – три девочки и три мальчика.
Великие князья и княжны разрастались с огромной скоростью. Если на момент принятия в 1797 года Павлом I Акта о престонаследии вся Императорская фамилия состояла из царствующих супругов и девяти их детей. То к концу XIX количество Романовых перевалило за полусотню. Всех нужно было переженить. Потому неудивительно, что так много родственных связей встречается в междинастических браках. Внучатые племенники, внуки, кузены и кузины.
Будучи выданы замуж дочери становились агентами влияния при иностранных дворах, способствовали укреплению междинастических и межгосударственных связей, работали на статус России, но все же превращались в иностранок.
Тем не менее к началу царствования Александр II в результате подобных браков сложилась не плохая команда из родственников.
Александр II
Супругой цесаревича Александра II стала принцесса Гессен-Дармштадтская Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-Мария, получившая в крещении имя Марии Александровны. В этом браке родилось шесть сыновей и две дочери.
Смерть Александра II, убитого народовольцами ознаменовала собой окончание «эпохи реформ».
Следующий Романов, который оказался на троне взял курс на ужесточение всяких вольностей, цензура, тайная полицая, высылка несогласных, этакое сжимание пружины, которая как и положено в какой то момент с силой разжалась обратно. И пришлась на царствование последнего императора Российской империи – Николая II.
Но вернемся к Александру III, наследником престола он стал в 20-летнем возрасте, после кончины в 1865 году старшего брата великого князя Николая Александровича. От брата он унаследовал помимо титула и его невесту – Марию Софию-Фредерику -Дагмару, дочь короля Дании Христиана IX, монарха страны, которая ни разу не воевала с Россией. При переходе в православие невеста получила имя Мария Федоровна. Принцесса Дагмара стала первой представительницей Датского правящего дома, вышедшей замуж за будущего российского императора, так что сломалась укоренившаяся традиция подбирать женихов и невест для своих детей непременно в Германии.
Интересно, что Александр III указом от 24 января 1885 года ограничил присвоение звания великих князей и великих княжон только внукам императора по Учреждению 1797 года эти титулы присваивались и правнукам, и даже праправнуками, прочие же становились князьями императорской крови.
У Александра III и Марии Федоровны родилось 6 детей, Николай, будущий император, Александр, Георгий, Ксения, Михаил, и Ольга. Один из них умер в младенчестве – Александр.
Невестой для Николая II стала Виктория Алиса Елена Беатриса Гессен-Дармштадская. Четвёртая дочь великого герцога Гессенского и Прирейнского Людвига IV и герцогини Алисы, дочери британской королевы Виктории. Хотя против их брачного союза выступали родители жениха, надеявшиеся на его брак с Еленой Луизой Генриеттой, дочерью Луи Филиппа, графа Парижского, помолвка и свадьба все же состоялись. При переходе в православие Алиса Гессен-Дармштадская получила имя Александра Федоровна. Николай и Александра приходились друг другу дальними родственниками, будучи потомками немецких династий.
Вдовствующая императрица Мария Федоровна не приняла супругу своего старшего сына, так что между ней и Царским двором обозначилось и отчуждение и местами противостояние.
У Николая II и Александры Федоровны был вполне счастливый и плодовитый брак, в нем родилось 5 детей – четыре девочки и один мальчик. Некоторые источники говорят, что Николай был против чтобы его дочери выходили замуж по политическим мотивам. Так или иначе, его девочки остались вечными невестами, а наследник престола погиб в 13 лет.
Последний российский император вместе с с семьей был расстрелян в полуподвальном помещении дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.
В Российской империи супруга Николая II стала крайне непопулярной персоной, значительная часть общества с учетом ее немецкого происхождения обвиняла ее в измене, особенно в период Петровой мировой войны.
Здесь хотелось бы еще привести еще один трагический пример, когда основой для обвинения в измене родины служило происхождение. Мария Антуанетта, жена Людовика XVI. Ее брак должен был скрепить наметившийся альянс между врагами – Австрией и Францией, но для французов она так и осталась ненавистной «австриячкой», которая транжирит государственные деньги и шпионит в пользу «родни».
Такие обвинения не пользу монархии не шли, а скорее наоборот ещё больше расшатывали монарший трон, и без того уже шатавшийся.
Спасибо за просмотр. Подписывайтесь на канал, заходите в телеграм