Найти в Дзене

Самая разрушительная привычка родителей, переданная нам поколениями

Эта привычка живёт почти в каждой семье. Мы видели её у своих родителей. Они — у своих. И теперь, сами став взрослыми, мы произносим те же фразы, которые когда-то больно резали нас в детстве. Какая это привычка? 📌 Обесценивание Ребёнок плачет, ударился. Мы сразу: «Да перестань, ерунда!» «Ну что ты, не больно же!» Но исследование профессора Джеймса Гросса (Stanford, 2013) показывает: когда эмоции ребёнка отрицают, мозг перестаёт понимать собственные чувства. Ребёнок учится думать: «Если взрослый говорит, что мне не больно, значит, нельзя доверять себе». Обесценивание — это лишение ребёнка права чувствовать. Сломалась игрушка. Поссорился с другом. Плохо получилось нарисовать. Взрослый: «Ну что ты, мелочь же!» «Ты такой чувствительный!» «Не драматизируй!» Но для ребёнка это — его мир, не «мелочь». А когда его мир высмеивают — формируется ощущение собственной незначимости. Исследование Университета Мичигана (2020): дети, которых регулярно обесценивали, имеют в подростковом возрасте более
Оглавление

Эта привычка живёт почти в каждой семье. Мы видели её у своих родителей.

Они — у своих. И теперь, сами став взрослыми, мы произносим те же фразы, которые когда-то больно резали нас в детстве.

Какая это привычка?

📌 Обесценивание

«Ничего страшного» — фраза, от которой ребёнку становится страшнее

Ребёнок плачет, ударился. Мы сразу:

«Да перестань, ерунда!»

«Ну что ты, не больно же!»

Но исследование профессора Джеймса Гросса (Stanford, 2013) показывает: когда эмоции ребёнка отрицают, мозг перестаёт понимать собственные чувства. Ребёнок учится думать:

«Если взрослый говорит, что мне не больно, значит, нельзя доверять себе».

Обесценивание — это лишение ребёнка права чувствовать.

Обесценивание — это лишение ребёнка права чувствовать.
Обесценивание — это лишение ребёнка права чувствовать.

«Ты из-за этого расстроился? Смешно!» — убивает уверенность в себе

Сломалась игрушка. Поссорился с другом. Плохо получилось нарисовать.

Взрослый:

«Ну что ты, мелочь же!»

«Ты такой чувствительный!»

«Не драматизируй!»

Но для ребёнка это — его мир, не «мелочь».

А когда его мир высмеивают —

формируется ощущение собственной незначимости.

Исследование Университета Мичигана (2020): дети, которых регулярно обесценивали, имеют в подростковом возрасте более высокий риск депрессии.

Обесценивание — это разрушение самоценности.

«Не придумывай» — учит ребёнка скрывать боль

Устал? «Не ленись».

Грустно? «Перестань страдать».

Обидели? «Не выдумывай».

Страшно? «Не накручивай».

Когда родитель говорит «не чувствуй то, что чувствуешь», ребёнок делает вывод:

«Мои эмоции — неправильные».

Взрослые, выросшие в таких семьях,

часто не могут сказать «мне плохо» —

они просто терпят. Это не характер.

Это травма невидимости.

Почему мы сами это делаем?

Потому что так делали с нами. В те времена никто не думал о психологии,

о нейробиологии эмоций, о детской устойчивости. Наших родителей не учили, как помогать ребёнку проживать чувства. Им говорили:

«Не плачь».

«Терпи».

«Будь сильным».

И они думали, что сила — это отсутствие эмоций. Но исследования последних лет ясно говорят: сила — это умение проживать свои эмоции, а не подавлять.

✨Обесценивание кажется мелочью.

Но его последствия огромны.

Дети, чьи чувства регулярно игнорируют:

— хуже понимают свои эмоции (Harvard, 2016);

— труднее строят доверительные отношения;

— чаще страдают тревожностью;

— считают себя «неправильными»;

— боятся конфликтов и честных разговоров;

— не могут сказать «нет»;

— в отношениях склонны терпеть больше, чем нужно.

Обесценивание не учит стойкости —

оно учит замереть и молчать.

📌Что делать вместо обесценивания?

1. Признать чувство

«Ты расстроился»

«Ты испугался»

«Тебе больно»

Это не слабость. Это связь.

2. Дать пространство

Не чинить сразу.

Просто быть рядом.

Это сильнее тысячи советов.

3. Не сравнивать

«Другие не плачут»

«Ты же старший»

«Посмотри, как Маша спокойно реагирует» — всё это обнуляет ребёнка.

4. Помочь назвать ощущения

«Ты злишься потому что…»

«Похоже, тебе неловко»

Так формируется эмоциональный интеллект.

5. Показать, что чувства — не враги

Эмоции — это сигналы, а не проблемы.

❗️Самая разрушительная привычка — обесценивание — передаётся не потому, что родители плохие. А потому что они не знали иначе. Но мы — другое поколение. Мы можем остановить эту цепочку. Когда мы говорим ребёнку:

«Я вижу, что тебе тяжело, и я с тобой»,

мы даём ему то, чего не хватало нам.

Мы создаём детей, которые вырастают взрослыми, способными любить себя,

любить других и жить с чувствами, а не против них.

🌸Приглашаю вас в свой телеграм канал, где вы найдете:  

🔹 Полезные и информативные посты о воспитании, развитии и здоровье детей  

🔹 Ответы на ваши важные вопросы от экспертов и опытных мам и пап  

🔹 Регулярные эфиры с обсуждениями, советами и поддержкой  

❤️Присоединяйтесь, чтобы получать проверенную информацию и стать частью дружного и отзывчивого сообщества!