Картина "Этюд воздуха над морем" едва не стала роковой для юного Ивана Айвазовского, поставив под угрозу его будущую карьеру и лишив мир великого живописца. Причиной тому стала банальная зависть и желание одного художника подставить другого.
Начало пути и французский "наставник"
В 1835 году император Николай I пригласил в Россию известного французского мастера морских пейзажей Филиппа Таннера. Ему была поручена важная миссия – запечатлеть на полотне ключевые русские порты. В качестве ученика и помощника к французскому живописцу был приставлен восемнадцатилетний Иван Айвазовский. Казалось, это был подарок судьбы для молодого художника – возможность учиться у признанного профессионала. Однако реальность оказалась далека от радужных ожиданий.
Таннер, вместо того чтобы делиться секретами мастерства, видел в Айвазовском лишь прислугу. Юноша выполнял поручения вроде "принеси-подай": натягивал холсты, растирал краски, мыл кисти. Сам же француз тщательно скрывал свои приемы изображения воды, отправляя ученика подальше, лишь только собираясь приступить к работе.
Однажды Таннер заметил рисунки Айвазовского и начал использовать его для копирования видов Петербурга, которые затем выдавал за свои работы. Это стало для юного художника настоящим ударом. Разочарование было столь велико, что Айвазовский исхудал и оказался на грани нервного срыва. Ситуация могла бы сложиться трагически, если бы не случайная встреча с президентом Академии художеств Оленинным. Он забрал молодого человека в свое имение, где Иван создал свой первый морской пейзаж.
Первые успехи и зависть конкурента
Оленин, восхищенный талантом Айвазовского, представил его работу "Этюд воздуха над морем" на выставке 1836 года. Вместе с ней были выставлены и другие картины Ивана, включая "Вид на взморье в окрестностях Петербурга". Сейчас картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Увидев на выставке работы своего ученика, Филипп Таннер пришел в ярость. Он считал, что Айвазовский должен был испрашивать его разрешения на демонстрацию картин. Но настоящая буря негодования охватила француза после прочтения рецензии в художественной газете. В ней Таннера обвиняли в манерности, а его ученика называли настоящим талантом. Чувство зависти и неприязни захлестнуло французского мастера.
Вместо того чтобы порадоваться успеху своего подопечного, Таннер отправился прямиком к Николаю I. Он пожаловался императору на "непослушание" Айвазовского и его "излишнюю самостоятельность", представив юного художника в самом неприглядном свете. Возмущенный император немедленно приказал снять картины Айвазовского с выставки.
Поддержка и спасение таланта
Для Ивана это стало настоящим ударом. Он только начал продавать свои акварели, обрел финансовую независимость и смог отправлять деньги родным в Феодосию. Скандал грозил обернуться падением спроса на его работы и даже отчислением из Академии художеств.
К счастью, у Айвазовского оказалось множество почитателей его таланта. Даже Иван Андреевич Крылов, известный баснописец, пришел в Академию, чтобы поддержать юное дарование: "Я видел картину твою – прелесть, как хороша. Морские волны запали мне в душу и принесли к тебе, славный мой... Что, братец, француз обижает? Э-эх, какой же он... Ну Бог с ним! Не горюй."
Среди зрителей выставки были и Александр Сергеевич Пушкин с супругой. Наталья Николаевна, мягко улыбнувшись Айвазовскому, заметила, что он напоминает ей мужа в молодости.
Поклонники таланта Айвазовского начали активно хлопотать за него перед царем, пытаясь снять наложенную опалу. Однако Николай I оставался непреклонен, не желая слушать даже директора Академии, который разместил картины. Лед тронулся лишь после того, как с императором лично побеседовал профессор Зауервейд, учитель рисования царских дочерей.
Николай I потребовал доставить во дворец одну из картин Айвазовского. Увидев полотно, император был настолько восхищен, что гнев его как рукой сняло. Он распорядился выдать юному художнику награду и разрешил вернуть его работы на выставку. Так, благодаря поддержке ценителей искусства и личному вмешательству профессора Зауервейда, талант Ивана Айвазовского был спасен от зависти и интриг, а Россия обрела одного из величайших маринистов в своей истории.
Несколько ранних работ художника написанных им в 20 летнем возрасте:
🎨 Творите. Вдохновляйтесь. Созидайте. Вместе с нами!
💫 Еще больше картин наших художников на сайте галереи: https://crimeagallery.ru/