Найти в Дзене

Как французский художник едва не погубил карьеру Айвазовского

Картина "Этюд воздуха над морем" едва не стала роковой для юного Ивана Айвазовского, поставив под угрозу его будущую карьеру и лишив мир великого живописца. Причиной тому стала банальная зависть и желание одного художника подставить другого. Начало пути и французский "наставник" В 1835 году император Николай I пригласил в Россию известного французского мастера морских пейзажей Филиппа Таннера. Ему была поручена важная миссия – запечатлеть на полотне ключевые русские порты. В качестве ученика и помощника к французскому живописцу был приставлен восемнадцатилетний Иван Айвазовский. Казалось, это был подарок судьбы для молодого художника – возможность учиться у признанного профессионала. Однако реальность оказалась далека от радужных ожиданий. Таннер, вместо того чтобы делиться секретами мастерства, видел в Айвазовском лишь прислугу. Юноша выполнял поручения вроде "принеси-подай": натягивал холсты, растирал краски, мыл кисти. Сам же француз тщательно скрывал свои приемы изображения воды, о

Картина "Этюд воздуха над морем" едва не стала роковой для юного Ивана Айвазовского, поставив под угрозу его будущую карьеру и лишив мир великого живописца. Причиной тому стала банальная зависть и желание одного художника подставить другого.

Этюд воздуха над морем - И.К. Айвазовский.
Этюд воздуха над морем - И.К. Айвазовский.

Начало пути и французский "наставник"

В 1835 году император Николай I пригласил в Россию известного французского мастера морских пейзажей Филиппа Таннера. Ему была поручена важная миссия – запечатлеть на полотне ключевые русские порты. В качестве ученика и помощника к французскому живописцу был приставлен восемнадцатилетний Иван Айвазовский. Казалось, это был подарок судьбы для молодого художника – возможность учиться у признанного профессионала. Однако реальность оказалась далека от радужных ожиданий.

Таннер, вместо того чтобы делиться секретами мастерства, видел в Айвазовском лишь прислугу. Юноша выполнял поручения вроде "принеси-подай": натягивал холсты, растирал краски, мыл кисти. Сам же француз тщательно скрывал свои приемы изображения воды, отправляя ученика подальше, лишь только собираясь приступить к работе.

Однажды Таннер заметил рисунки Айвазовского и начал использовать его для копирования видов Петербурга, которые затем выдавал за свои работы. Это стало для юного художника настоящим ударом. Разочарование было столь велико, что Айвазовский исхудал и оказался на грани нервного срыва. Ситуация могла бы сложиться трагически, если бы не случайная встреча с президентом Академии художеств Оленинным. Он забрал молодого человека в свое имение, где Иван создал свой первый морской пейзаж.

Первые успехи и зависть конкурента

Вид на взморье в окрестностях Петербурга - И.К. Айвазовский.
Вид на взморье в окрестностях Петербурга - И.К. Айвазовский.

Оленин, восхищенный талантом Айвазовского, представил его работу "Этюд воздуха над морем" на выставке 1836 года. Вместе с ней были выставлены и другие картины Ивана, включая "Вид на взморье в окрестностях Петербурга". Сейчас картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Увидев на выставке работы своего ученика, Филипп Таннер пришел в ярость. Он считал, что Айвазовский должен был испрашивать его разрешения на демонстрацию картин. Но настоящая буря негодования охватила француза после прочтения рецензии в художественной газете. В ней Таннера обвиняли в манерности, а его ученика называли настоящим талантом. Чувство зависти и неприязни захлестнуло французского мастера.

Вместо того чтобы порадоваться успеху своего подопечного, Таннер отправился прямиком к Николаю I. Он пожаловался императору на "непослушание" Айвазовского и его "излишнюю самостоятельность", представив юного художника в самом неприглядном свете. Возмущенный император немедленно приказал снять картины Айвазовского с выставки.

Поддержка и спасение таланта

Для Ивана это стало настоящим ударом. Он только начал продавать свои акварели, обрел финансовую независимость и смог отправлять деньги родным в Феодосию. Скандал грозил обернуться падением спроса на его работы и даже отчислением из Академии художеств.

К счастью, у Айвазовского оказалось множество почитателей его таланта. Даже Иван Андреевич Крылов, известный баснописец, пришел в Академию, чтобы поддержать юное дарование: "Я видел картину твою – прелесть, как хороша. Морские волны запали мне в душу и принесли к тебе, славный мой... Что, братец, француз обижает? Э-эх, какой же он... Ну Бог с ним! Не горюй."

Среди зрителей выставки были и Александр Сергеевич Пушкин с супругой. Наталья Николаевна, мягко улыбнувшись Айвазовскому, заметила, что он напоминает ей мужа в молодости.

Поклонники таланта Айвазовского начали активно хлопотать за него перед царем, пытаясь снять наложенную опалу. Однако Николай I оставался непреклонен, не желая слушать даже директора Академии, который разместил картины. Лед тронулся лишь после того, как с императором лично побеседовал профессор Зауервейд, учитель рисования царских дочерей.

Николай I потребовал доставить во дворец одну из картин Айвазовского. Увидев полотно, император был настолько восхищен, что гнев его как рукой сняло. Он распорядился выдать юному художнику награду и разрешил вернуть его работы на выставку. Так, благодаря поддержке ценителей искусства и личному вмешательству профессора Зауервейда, талант Ивана Айвазовского был спасен от зависти и интриг, а Россия обрела одного из величайших маринистов в своей истории.

Несколько ранних работ художника написанных им в 20 летнем возрасте:

Ялта - И.К. Айвазовский, 1838г.
Ялта - И.К. Айвазовский, 1838г.
Десант Н. Н. Раевского - И.К. Айвазовский, 1839г
Десант Н. Н. Раевского - И.К. Айвазовский, 1839г
Фрегат под парусом - - И.К. Айвазовский, 1838г
Фрегат под парусом - - И.К. Айвазовский, 1838г
Керчь - И.К. Айвазовский, 1839г
Керчь - И.К. Айвазовский, 1839г
Лунная ночь в Крыму. Гурзуф - И.К. Айвазовский, 1839г
Лунная ночь в Крыму. Гурзуф - И.К. Айвазовский, 1839г

🎨 Творите. Вдохновляйтесь. Созидайте. Вместе с нами!

💫 Еще больше картин наших художников на сайте галереи: https://crimeagallery.ru/