Найти в Дзене
Светлана Дьяконова

Песни, которые в фильмах поют под гитару

С вами Михаил Акимов. Здравствуйте! Возможно, кто-то такое моё заявление сочтёт пафосным, и всё же я убеждён: гитара – одно из величайших изобретений человечества! Ну, куда бы мы без гитары! Нет, конечно, фортепиано, а, тем более рояль, обладает гораздо бо́льшими музыкальными возможностями. Но ведь не возьмёшь же фортепиано, а, тем более, рояль с собой в турпоход. А на вечеринку к друзьям? Пришёл ты, а у них никакого музыкального инструмента нет. А капелла петь? А вот и нет: ты всё это обдумал и гитару с собой принёс. И это совсем не трудно, ибо гитара – это не фортепиано, а тем более… Хотя это я уже говорил. А солдата и студента представить без гитары совсем невозможно: это, считай, единое целое! Поскольку кино – это отражение жизни, то в фильмах герои тоже играют на гитарах и поют. Ну, кто играет, кто просто изображает – это уже от музыкальных способностей артиста зависит. Сейчас с этим покультурнее стало. Раньше без всякого стеснения показывают парня, который пальцы в аккордах став
Оглавление

С вами Михаил Акимов. Здравствуйте!

Возможно, кто-то такое моё заявление сочтёт пафосным, и всё же я убеждён: гитара – одно из величайших изобретений человечества! Ну, куда бы мы без гитары!

Нет, конечно, фортепиано, а, тем более рояль, обладает гораздо бо́льшими музыкальными возможностями. Но ведь не возьмёшь же фортепиано, а, тем более, рояль с собой в турпоход. А на вечеринку к друзьям? Пришёл ты, а у них никакого музыкального инструмента нет. А капелла петь? А вот и нет: ты всё это обдумал и гитару с собой принёс. И это совсем не трудно, ибо гитара – это не фортепиано, а тем более… Хотя это я уже говорил.

А солдата и студента представить без гитары совсем невозможно: это, считай, единое целое!

Поскольку кино – это отражение жизни, то в фильмах герои тоже играют на гитарах и поют. Ну, кто играет, кто просто изображает – это уже от музыкальных способностей артиста зависит. Сейчас с этим покультурнее стало. Раньше без всякого стеснения показывают парня, который пальцы в аккордах ставит, как попало и наотмашь не в такт правой рукой лупит – и всё нормально. А сейчас пытаются снять так, чтобы видно было только кусочек грифа и лицо – ну, например, как Андрея Градова в «Берегите женщин!»

Когда актёр/актриса и в самом деле играют на инструменте – смотреть очень приятно. В начале фильма «Сердца четырёх» Людмила Целиковская по-настоящему играет на фортепиано. И песенка-то ерундовая, а я всё равно смотрю с удовольствием. Приятно видеть, что хотя бы здесь тебя не обманывают.

Ну, это я так, попутно заметил. Вообще-то статья не о том, кто играл взаправду, а кто притворялся, а лишь о песнях, которые в этих фильмах звучали.

Вот так я к сути подошёл, осталось воплотить это всё в конкретику.

Николай Рыбников. «Весна на Заречной улице»

Обидно, что в фильме нет полного исполнения этой песни. Только один куплет, когда Саша Савченко, весь в диссапойнте, лежит на кровати и наигрывает песню. И поёт. Его подбивает на выпивку Юра Журченко, но потом начинает подпевать Саше вторым голосом – красиво у них получается!

Но эпизод короткий, такой сюда не приведёшь. Поэтому для иллюстрации я выбрал выступление Николая Рыбникова на концерте, где он поёт эту песню.

Мелодию к песне написал Борис Мокроусов – ещё за 8 лет до съёмок картины. Он писал её для спектакля «Макар Дубрава» о жизни шахтёров. Но спектакль с репертуара театра им. Вахтангова сняли, и мелодия оказалась повисла в воздухе.

Режиссёр Марлен Хуциев пригласил Мокроусова в свою съёмочную группу и обратился к поэту-песеннику Алексею Фатьянову с просьбой написать стихи на эту, уже готовую мелодию.

Стихи поэт писал целое лето 1955-го года, пока шли съёмки картины. В поисках вдохновения он приехал в Запорожье, где снимали «Весну...», и присутствовал на съёмках, чтобы стихи были настоящими. Но у Фатьянова не получалось придумать строки про профессию. Он хотел отразить в песне работу сталевара и в целом профессию рабочего. В итоге были написаны строки про «заводскую проходную, что в люди вывела меня».

Марлен Хуциев потом вспоминал, почему стихи к песне писались очень долго. Поэт Фатьянов буквально оттачивал каждое слово, каждую строчку. В итоге песня сразу же стала народной: её слова оказались близки советскому зрителю.

Гитарную партию за Рыбникова исполнил Пётр Тодоровский, который работал на фильме оператором.

Ни в Запорожье, ни в Одессе, где проходили съёмки картины, не было Заречной улицы, но вскоре после выхода фильма Хуциева улицы с таким названием появились.

В караоке использован полный текст песни, то есть, помимо заводской проходной есть ещё и дверь комсомольского райкома.

Светлана Крючкова. Чёрное и белое

В отличие от Рыбникова, Светлана Крючкова играть на гитаре умела: этому её научил первый муж, Михаил Стародуб. Но вообще-то на гитаре играла и её мама.

Нелли Леднёва – первая большая роль в кино Светланы Крючковой. По первоначальному сценарию, песен ей там не планировалось, их должен был исполнять персонаж Ганжа. Однако утверждённый на эту роль Михаил Стародуб, муж Светланы, от роли отказался, а приглашённый вместо него Александр Збруев музыкальными способностями не обладал.

Так песни перешли к Нелли-Светлане. Хронология событий была такая: Эдуард Колмановский и Михаил Танич прослушали игру на гитаре и пение Светланы, оценили её вокальные данные и после этого приступили к работе над композициями.

И опять-таки у меня не получилось вставить эту песню кадрами фильма: она там поёт её по кускам: в этом эпизоде такие куплеты, в другом – другие. Так что привожу локальное исполнение песни Светланой.

Помимо исполнения Светлана приняла участие в работе над песней. Она посоветовала Михаилу Таничу поменять местами куплеты: предложила начинать песню со слов второго куплета: «Кто ошибётся, кто угадает». По её мнению, это более подходило по смыслу. Михаил Исаевич долго сопротивлялся, но в конечном итоге, поддавшись уговорам, которые подхватил Колмановский, он согласился.

Лично я согласен со Светланой: такое начало для песни и вправду лучше. Хотя народным стало название «Мы выбираем, нас выбирают»: официальное – «Чёрное и белое».

Владимир Ивашов. Русское поле

На мой взгляд, это чисто вставной номер. Автор текста, Инна Гофф, рассказала так: «Люблю русское поле, поэтому и написала. А люблю я его, потому что родилась в России. И мне кажется, что таких полей нигде больше нет». А режиссёр «Неуловимых» Эдмонд Кеосаян, по-видимому, решил, что исполнение песни белым офицером добавит фильму некоторую пикантность: вот, мол, Россию любили и красные, и белые, но только любовь для них заключалась в разном.

Когда выбрал песню для статьи, было недоумение: второй куплет явно для белого офицера не подходит: «Пусть я давно человек городской» - это не только не для белого офицера, но и вообще из другого времени. Стал искать песню в фильме и увидел, что Кеосаян решил проблему гениально просто: поручик Перов (В. Ивашов) поёт только один куплет, а потом песня затихает, и действие переходит в игру на бильярде.

Так что и эту песню дать сценой из фильма не получилось. Зато нашёл видео, где Ивашов поёт песню полностью и аккомпанирует себе на гитаре. И здесь, не как в фильме, хорошо видно, что он действительно играет.

Интересная деталь: в фильме его герой играет на семиструнке (реально), а в этом клипе – на шести.

Муж Инны Гофф, поэт Константин Ваншенкин, сказал Френкелю, что у одного композитора уже есть песня «Русское поле» и предложил изменить название. Френкель согласился, но народ всё решил по-своему: вернул песне название «Русское поле» и мы эту песню такой и знаем. А что это за композитор, у которого одноимённая песня была, лично я представления не имею.

Первым исполнителем стал Юрий Гуляев, который спел её ещё до выхода фильма. На гитаре при этом себе не подыгрывал.

Якобы Барбара Брыльска. На Тихорецкую состав отправится

Конечно, Брыльска – якобы: говорит за неё Талызина, поёт Пугачёва, а на гитаре играет Сергей Никитин. Зато песня в фильме исполняется в одном эпизоде! (Правда, без второго куплета, но я его привёл в караоке).

-2

Вообще-то, моя любимая песня из фильма – «Никого не будет в доме». Но я в одной из статей её приводил и караоке тоже, поэтому выбрал «Тихорецкую». По возможности стараюсь не повторяться.

Сама песня была написана для пьесы «Друг детства» в 1962-м году, исполнялась в 1960-х годах в спектаклях театров «Современник» и «Ленком», причём существовали две версии - с музыкой Геннадия Гладкова и Микаэла Таривердиева.

Для телефильма «Ирония судьбы» Эльдар Рязанов решил использовать песню, ещё не зная, кто написал музыку. Со временем выяснилось, что это был Микаэл Таривердиев, и Рязанов пригласил его написать и другие романсы для будущего фильма.

Помимо спектакля по пьесе автора слов Михаила Львовского, песня звучала также в постановке «Апельсины из Марокко» по мотивам произведения Василия Аксёнова. А в 1966-м году Таривердиев включил песню в свою оперу «Кто ты?»

Татьяна Доронина исполняет эту песню в фильме «Капель», но на другую мелодию – композитора Игоря Гранова - и с немного измененными словами.

Б. Чирков (В. Меркурьев, А. Борисов). Плыла, качалась лодочка

Ха, забавно получилось: я сам сказал, что статья не о том, кто играл на гитаре взаправду, а кто – нет, но тем не менее в каждом подразделе эта информация упорно пролезает в статью.

Борис Чирков действительно играл на гитаре. Не то, чтобы виртуозно, но мог аккомпанировать себе простыми аккордами. Правда, в фильме «Верные друзья» он хоть и держит гитару в руках, но играет на ней для фильма Сергей Сорокин.

Зато все трое актёров эту песню реально поют.

Музыка Тихона Хренникова, слова Михаила Матусовского.

И в фильме, и у меня в караоке нет ещё двух куплетов песни.

Мы плыли по течению
Сторонкою родной,
И вместе тесно не было
Нам в лодочке одной.

От вёсел вдоль по Яузе
Струился светлый след.
С тех пор, друзья-товарищи,
Прошло немало лет.

О популярности песни говорит то, что у неё немало и других исполнений. Валентина Толкунова выступала с ней в Колонном зале Дома Союзов в 1976-м году. Братья Вадим и Валерий Мищуки издали свою версию на пластинке «Не печалься» («Песни нашего круга»).

Александр Борисов, исполнитель песни в кинофильме «Верные друзья», отмечал, что долгие годы эта и другие песни из картины были в числе самых популярных в концертах по заявкам радиослушателей.

Вообще фильмов, в которых исполняются песни под гитару, достаточно много. Я выбрал эти и очень надеюсь, что они вам понравятся.

Всего вам самого доброго!