Найти в Дзене

«Я твой мотор шатал!»: что такое шатуны и зачем они нужны в двигателе

Разбираем, как работает одна из главных деталей двигателя автомобиля. Привет, коллеги-автолюбители! Сегодня мы погрузимся в самые глубины мотора и разберёмся с одной из самых загадочных и нагруженных деталей – шатуном. На первый взгляд он кажется простым куском металла, но поверьте, это инженерное чудо, от которого зависит сердцебиение вашего автомобиля. Итак, что же такое шатун? Это незаменимый «посредник» между поршнем и коленвалом. Представьте себе: поршень мечется вверх-вниз в цилиндре, а коленвал радостно крутится. Кто же превращает это «туда-сюда» в «круть-верть»? Правильно, шатун! Он как рычаг, который передаёт эту бешеную энергию от поршня на вращающийся коленвал, и наоборот, в зависимости от того, какой такт происходит в цилиндре. Шатуны бывают разные – для бензиновых двигателей они изящнее и легче, чтобы не мешать высоким оборотам. А вот для дизелей, где нагрузка ого-го, шатуны делают помассивнее. Но принцип работы у всех один! Давайте заглянем внутрь. Шатун состоит из трёх о
Оглавление

Разбираем, как работает одна из главных деталей двигателя автомобиля.

Привет, коллеги-автолюбители! Сегодня мы погрузимся в самые глубины мотора и разберёмся с одной из самых загадочных и нагруженных деталей – шатуном. На первый взгляд он кажется простым куском металла, но поверьте, это инженерное чудо, от которого зависит сердцебиение вашего автомобиля.

Шатун: что это и зачем он нужен?

Итак, что же такое шатун? Это незаменимый «посредник» между поршнем и коленвалом. Представьте себе: поршень мечется вверх-вниз в цилиндре, а коленвал радостно крутится. Кто же превращает это «туда-сюда» в «круть-верть»? Правильно, шатун! Он как рычаг, который передаёт эту бешеную энергию от поршня на вращающийся коленвал, и наоборот, в зависимости от того, какой такт происходит в цилиндре.

Шатуны бывают разные – для бензиновых двигателей они изящнее и легче, чтобы не мешать высоким оборотам. А вот для дизелей, где нагрузка ого-го, шатуны делают помассивнее. Но принцип работы у всех один!

-2

Разбираем шатун по косточкам

Давайте заглянем внутрь. Шатун состоит из трёх основных частей:

  1. Верхняя поршневая головка. Это «рука», которая держит поршень. Здесь находится отверстие для поршневого пальца, который и соединяет шатун с поршнем. Палец может быть либо жёстко зафиксирован в шатуне, либо «плавающим», вращаясь и в шатуне, и в поршне. Во втором случае используются специальные втулки и подаётся смазка, чтобы всё крутилось как по маслу.
  2. Стержень. Это «тело» шатуна, его несущая часть. Главная задача стержня – быть максимально прочным, но при этом лёгким. Именно поэтому большинство стержней имеют хитрую двутавровую форму (как буква «Н») – это идеальный баланс между прочностью и весом. Встречаются и другие формы, но «двутавр» – фаворит.
  3. Нижняя кривошипная головка. Это «нога», которая крепится к коленчатому валу. Она не цельная, а состоит из двух частей: одна приварена к стержню, а вторая, называемая крышкой шатуна, прикручивается к ней болтами. Внутри нижней головки установлены шатунные вкладыши – специальные подшипники скольжения, которые позволяют шатуну вращаться на шейке коленвала. Эти вкладыши, сделанные из стали с антифрикционным покрытием, постоянно смазываются маслом под давлением. Именно здесь происходит магия преобразования поступательного движения во вращательное!
Шатун LADA 2110 (Яндекс Маркет)
Шатун LADA 2110 (Яндекс Маркет)

Из чего же сделан этот герой?

Материалы для шатунов выбираются исходя из типа двигателя и его предполагаемых нагрузок:

  • Чугун. Достаточно дешёвый и простой в производстве (литьё), поэтому часто используется для шатунов в бензиновых двигателях.
  • Легированная сталь. Для дизелей, где нагрузки запредельные, применяют штампованные или кованые шатуны из легированной стали. Это дороже, но прочнее.
  • Титановые и алюминиевые сплавы. Эти материалы – выбор спортивных и высокопроизводительных автомобилей. Они позволяют снизить вес шатуна вдвое по сравнению с чугунными, что критично для быстрых моторов.

Для достижения максимальной точности сопряжения шатуна с крышкой, их часто изготавливают «разрывным» методом: сначала отливают цельную деталь, затем обрабатывают, а потом специально «отламывают» крышку. При сборке они идеально подходят друг к другу, обеспечивая точное отверстие нижней головки.

Что может пойти не так?

Шатун – это, без преувеличения, один-из-тех-компонентов, которые «переживают» сам двигатель. В обычных условиях, при должном уходе и качественной смазке, он служит верой и правдой до самого капремонта.

Основные проблемы обычно связаны с износом:

  • Износ втулок и вкладышей. Чаще всего страдают именно они. Виной тому – некачественное масло, забитые масляные каналы или просто длительная эксплуатация. Симптом? Характерный стук в двигателе.
  • Гидроудар. А вот это уже трагедия! Если вода (например, из глубокой лужи) попадает в цилиндры в критическом объёме, поршень буквально «ударяется» в несжимаемую жидкость. Нагрузка настолько высока, что шатун гнётся или ломается, пробивая стенку блока цилиндров. Эта поломка, метко прозванная «рукой дружбы», означает одно – двигателю конец.

В двух словах:

  • Шатун – незаменимый мост между поршнем и коленвалом, превращающий поступательное движение во вращательное.
  • Он состоит из верхней и нижней головок и соединяющего стержня.
  • Шатуны – очень надёжные детали, которые служат практически столько же, сколько и сам двигатель.
  • Самые частые проблемы – износ подшипников, приводящий к стуку, и, конечно, гидроудар, который смертелен для мотора.

Автор: Александр Буканин