Когда осень уже вступила в свои права и по ночам начало подмораживать, мы с Настей отправились на выходные в землянки у Молодецкого кургана. Снаружи — ледяной ветер, пробирающий до костей, а внутри, в мерцании свечей, в печке весело потрескивают поленья и закипает чайник.
«Крольчатник»: призрак турбазы в Яблоневом овраге.
От Яблоневого Оврага мы вышли к горе Тигр. Подробнее об этом маршруте можно почитать здесь:
Дальше нас ждал спуск по крутой каменистой тропинке в заброшенный туристический лагерь «Крольчатник». Камни так и норовят выскользнуть из-под ног, но вот под ногами появляется почва. Однако легче не становится — грязь забивается в протекторы, и подошвы снова начинают скользить.
Но вот и дно оврага, а через несколько сотен метров показываются старые деревянные домики турбазы. Мы устраиваем привал и осматриваемся.
После того как турбазу несколько лет назад забросили, её кто-то засквотировал: обновили крыши, на окна поставили решётки, а на двери повесили замки. Но свет по-прежнему не провели.
У Волги виднеются пустые пчелиные ульи и машина с прицепом от катера. Однако простым людям сюда не попасть — автомобильная грунтовка проходит через охраняемую территорию цементного завода. Хозяев машины не видно — наверное, рыбачат.
Бутерброды по Настиному спецрецепту и чай из термоса помогают восполнить силы. Отправляемся дальше.
Тропой приливов и отливов
За уборной «Крольчатника», выложенной из красного кирпича, начинается сильно заросшая тропинка. Когда-то она вела до оврага Овечкина и небольшого озера у его устья.
Летом тропка практически не читалась, приходилось продираться через кусты. Но сейчас среди опавших листьев хорошо видны свежие следы. Проходим мимо постепенно сползающей в Волгу могилы пионера.
В ближайшем овраге следы уходят в сторону каменистого берега Волги. Мы решаем продолжать путь по ним.
Камни скользкие, покрытые водорослями. Здесь из-за близости ГЭС постоянно меняется уровень воды — сейчас отлив. То и дело попадается зловонная белая пена. Скорее всего, выше по течению произошёл выброс сточных вод без предварительной очистки.
Берег становится всё круче и обрывистее, а полоска между водой и обрывом — всё уже. У самого оврага Овечкина с десяток метров приходится карабкаться по узкой скале.
Но вот мы и на месте, наконец можно устроить второй привал. Скоро начнёт смеркаться, и мы понимаем: пока не стемнело окончательно, нужно преодолеть как можно больший отрезок пути.
Танго с сумерками на «Козьей тропке»
Я бегу на разведку — как и предполагал, по берегу не пройти. Остаётся единственный путь — по узкой «козьей тропке», вьющейся по границе крутого берега.
Следы, которые вели от «Крольчатника», хорошо видны и здесь. В сумерках ориентироваться легко.
В одном из постов в комментариях ребята писали, что осенью прошли и обновили тропку до Молодецкого кургана. Так и есть — это сильно облегчило путь. Если вы это читаете — большой вам респект!
Становится всё темнее, а тропа — всё обрывистее, вода плещется уже где-то далеко внизу. Мы сбавляем скорость — здесь спешка крайне неуместна.
Три спуска-подъёма — и вот он, нужный нам овраг. Землянки находятся выше.
Ужин при свечах в «Приёмной»
В свете налобников поднимаемся вверх, продираясь сквозь заросли малины. Развилка. Справа — нижняя землянка. Это просторный грот, перегороженный бревенчатой стеной.
Сейчас не до фотографирования, нужно быстрее прийти на место. Поэтому фотографии ниже - сняты на следующий день.
Дверь оказалась открыта, внутри — следы недавней ночёвки, довольно чисто. Но заходить сегодня нет времени — ночевать мы будем во второй землянке (в народе её называют «Приёмная»). Она гораздо меньше, более сухая, и её быстрее протопить.
Поднимаемся с Настей резко вверх. Десяток метров по бурелому — и мы снова выходим на тропинку.
Несколько лет назад нерадивые туристы так растопили печь в «Приёмной», что от искр из трубы загорелся сухостой на склоне и начался сильный пожар. Сейчас на трубе пламегаситель, но всё же, если планируете здесь ночёвку не зимой, помните о технике безопасности.
Последние шаги — и мы у входа. Дверь подпёрта пеньком. Забираемся внутрь.
Предыдущие посетители оставили много мусора и внутри, и снаружи. Приходится тратить время на уборку. Печку тоже использовали как урну — она забита пластиком и консервными банками. Как это часто бывает, популярность плохо сказывается на туристических объектах.
Оставленных поленьев хватает на одну растопку. Я затапливаю печку и отправляюсь заготавливать дрова. Пила и топор оказываются на своих местах.
Настя начинает готовить ужин — сегодня у нас похлёбка и сырно-мясная нарезка. Но это ещё не всё. Много лет назад коллеги подарили мне походный чайник. Теперь я беру его с собой, чтобы осенью готовить в нём глинтвейн.
Но что-то я отвлёкся... Брожу по склонам, фонарь выхватывает упавшие ветки и брёвна. Собираю их в охапку, несу к землянке, там распиливаю. Вскоре запас дров на ночь готов.
Кстати, не так давно мы с Настей, кроме окопных свечей, наделали огромное количество обычных, длительного горения, используя в качестве тары самодельные бетонные кашпо. Подробнее можно почитать здесь:
Так что прихватили сюда изрядный запас «бетонных» свечей. И да, опять получилось путешествие не налегке.
Кроме того, Настя принесла пару гирлянд — у нас сегодня мини-годовщина. Для нас такие мини-годовщины в походах стали лучшей традицией. Наверное, у каждого есть свой особенный способ отмечать такие даты.
Ужинаем при свечах. Располагаемся на топчанах по бокам землянки. С комфортом здесь размещаются два человека, но в студенческие годы мы ночевали здесь впятером.
Ночью я периодически просыпаюсь и поддерживаю огонь в печи. Для этого очень удобно использовать газовую горелку для розжига — она не даёт такого запаха, как жидкий розжиг.
Так проходит первый день нашего похода, а вот вторая часть отчёта:
Там посмотрим нижнюю земляку, вместе почитаем журналы посещений, доберёмся по горам до Молодецкого кургана.