Найти в Дзене
Магистерия

Что такое правда о мире? Загадка фотоискусства

«Мысль изреченная есть ложь», — поэтически предупреждает
нас Тютчев. Что уж тут говорить об изображениях! Шуточные коллажи, популярные в начале XX века «свидетельства» о феях
и привидениях, отретушированные снимки современных знаменитостей — парадоксально, но при всей ее реалистичности фотографию как медиум сложно назвать самым правдивым способом зафиксировать мир. Что такое правда о мире? Это то, как мы смотрим на него: с позиции ребенка, взрослого, в тревоге, в спокойствии…
Но изображенный на фотографии мир всегда немного отличается от нашего взгляда. Фотограф Гарри Виногранд говорил, что его главная задача — понять, как выглядит этот сфотографированный мир. Например, здесь мы имеем дело уже не с феями. Перед нами темное пространство, резко поделенное на очень белые и очень темные места; дети словно тянут женщину, их мать или няню, в разные стороны. Создается ощущение опасности, чего-то неизвестного, находящегося за пределами кадра. Характерная черта снимков Виногранда — присутствие

«Мысль изреченная есть ложь», — поэтически предупреждает
нас Тютчев. Что уж тут говорить об изображениях! Шуточные коллажи, популярные в начале XX века «свидетельства» о феях
и привидениях, отретушированные снимки современных знаменитостей — парадоксально, но при всей ее реалистичности фотографию как медиум сложно назвать самым правдивым способом зафиксировать мир.

«Феи из Коттингли», 1917-1921: фотографии Элси Райт
«Феи из Коттингли», 1917-1921: фотографии Элси Райт

Что такое правда о мире? Это то, как мы смотрим на него: с позиции ребенка, взрослого, в тревоге, в спокойствии…
Но изображенный на фотографии мир всегда немного отличается от нашего взгляда. Фотограф Гарри Виногранд говорил, что его главная задача — понять, как выглядит этот сфотографированный мир.

«Портленд, Оригон», 1964
«Портленд, Оригон», 1964

Например, здесь мы имеем дело уже не с феями. Перед нами темное пространство, резко поделенное на очень белые и очень темные места; дети словно тянут женщину, их мать или няню, в разные стороны. Создается ощущение опасности, чего-то неизвестного, находящегося за пределами кадра. Характерная черта снимков Виногранда — присутствие странной, немотивированной, иррациональной тревоги.

Фотография позволила людям увидеть мир таким, каким его
не видели до сих пор никогда: фиксировались самые случайные и самые странные положения человеческого тела и окружающего мира. Вспомним революционные снимки Эдварда Мейбриджа: только благодаря его мастерству и упорству (сделать такую фотографию с первого раза в конце XIX века было очень нелегко) художники, ученые, жокеи и просто все желающие впервые увидели движение лошади так подробно: оказалось, что художники часто изображали его неправильно, а зоологи получили новые сведения об анатомии лошадей.

«Лошадь в движении», 1878
«Лошадь в движении», 1878

Тема загадочности мира, обещающего удивительные открытия, очень обширна: погружаться в нее лучше с опытным проводником. Предлагаем продолжить исследование преображенного мира вместе с историком фотографии, профессором Школы Дизайна НИУ ВШЭ Владимиром Левашовым на курсе «Жажда правды: история и культура документальной фотографии».

Курс будет полезен как любителям искусства, так и практикующим фотографам: мы обсудим неочевидные связи фотографии, искусства и науки, посмотрим и попробуем освоить технические приемы, возникшие более чем за 150 лет существования фотоискусства. Присоединяйтесь!