В последние годы мы привыкли, что самые громкие автомобильные премьеры происходят в Китае. Летающие автомобили, пикапы с дронами, плавающие внедорожники - это конечно круто, но пока не для нас. Поэтому сегодня речь пойдет о проекте, который гораздо больше актуален здесь и сейчас. Электромобиль «Атом» — вызывающая скептицизм и бурное обсуждение отечественная разработка.
Проект прошел долгий путь от смелых рендеров до начала предварительной сборки. Что это за зверь? Кто за ним стоит? И, главное, есть ли у него шансы стать серийным продуктом вовремя? На днях мне удалось взять его на короткий тест, чтобы рассказать вам впечатления на ходу и внутри. В этой статье вы узнаете подробно:
- про техническую составляющую
- про цену
- про количества места внутри и объём багажника
Дисклеймер: Множество информации было получено в рамках неформальной беседы с инженерами, программистами и тестировщиками автомобиля, поэтому назвать её 100% точной и официальной у меня не получится, но вероятность того, что это именно так, высокая.
Что такое автомобиль Атом? От стартапа до господдержки
История «Атома» началась в 2021 году со стартапа «Кама», основанного бизнесменом Рубеном Варданяном и гендиректором «КАМАЗа» Сергеем Когогиным. В отличие от многих других проектов, «Атом» с самого начала сделал ставку на привлечение серьезных партнеров. Ключевыми инвесторами и технологическими партнерами проекта стали госкорпорация «Росатом» (отвечает за разработку тяговой батареи) и сам «КАМАЗ».
Атом автомобиль снаружи: От рендеров до прототипа
Одна из самых обсуждаемых особенностей «Атома» — его дизайн. Первые прототипы, показанные публике, были созданы в сотрудничестве со знаменитым итальянским ателье Italdesign. Серийный автомобиль, а в нашем случае один из первых тестовых прототипов, собранных ещё в 2024 году претерпел некоторые изменения, но сохранил общую стилистику.
- Распашные двери: Самая яркая черта — задние двери, открывающиеся против хода движения (да-да, прямо как на Ролсе), и полное отсутствие центральной стойки. Это создает огромный проем для удобной посадки особенно в версии для такси. Контур уплотнения - обычный, сами двери в закрытом состоянии и служат силовой структурой.
- Сами двери с электроприводом, в начале открывается передняя дверь, затем задняя. Скорость открытия хорошая, есть датчики, которые заметив препятствие остановят дверь. На передних дверях выдвижные ручки, на задних просто кнопка. Внутри так же есть кнопка и ручка аварийного открытия. Единственное, кнопка закрытия задних дверей находится очень далеко, если вы уже сели в автомобиль, а дверь открыта. Я отметил, что её стоило бы продублировать на стойке или где-то ещё поближе
- Компактные габариты: При длине всего 3995 мм (на уровне Lada Kalina), «Атом» предлагает просторный салон за счет чуть более длинной колесной базы (2635 мм против 2476 мм у той же Калины) и коротких свесов. Общие габариты: 3995×1780×1615 мм
- Светотехника: Узкая светодиодная оптика спереди и сзади подчеркивает технологичный облик. Однако, по нашему опыту такое вертикальное расположение несёт за собой повышенную склонность к загрязнению, о чём я сказал инженерам. По их словам, до сих пор ведётся работа над этим вопросом и в финальном варианте мне обещали либо омыватели от грязи, либо обогрев стекла самой фары от обледенения.
Тень «ё-мобиля»: Автомобиль Атом - будет ли гибрид?
- Любой амбициозный автомобильный проект в России неизбежно будет жить в тени «ё-мобиля». И сравнение «Атома» с нашумевшим проектом Михаила Прохорова не лишено оснований, ведь идеологически они очень похожи.
- Оба проекта — это попытка не догнать, а «перепрыгнуть» текущий этап развития отечественного автопрома. «Ё-мобиль» обещал революцию привнеся на наш рынок гибридный автомобиль и сверхнизкую цену. «Атом» делает ставку на прорыв в другой сфере — программном обеспечении и пользовательском опыте, стремясь превратить автомобиль в «гаджет на колесах». Оба проекта позиционировались как ответ на глобальные тренды, созданный с нуля в России.
- Главный вопрос, который не раз звучал на мероприятии, а будет ли гибрид? Ведь он куда актуальнее и привычнее для наших условий. По словам создателей, техническая возможность для реализации последовательного гибрида есть и сделать это будет несложно. Но пока что - основная задача это именно электромобиль, ну а дальнейшее развитие будут определять покупатели и наш интерес.
Взгляд изнутри: «АТОМ ОС» и фокус на технологиях
Интерьер «Атома» не менее футуристичный, чем экстерьер. Главный акцент сделан на цифровизацию и пользовательский опыт.
- Есть удалённое управление через приложение за счёт телематики, в том числе телефон может служить и ключом. Через приложение можно управлять дверями, климат-контролем, зарядкой и другими функциями авто.
- АТОМ ОС: Автомобиль будет работать под управлением собственной операционной системы, построенной на базе Андроид (по слухам). Разработчики обещают интеграцию с популярными российскими сервисами, маркетплейс приложений и обновления «по воздуху» (OTA).
Я уточнил, будет ли это открытая система как на BYD или что-то иное. По словам разработчиков, приложение прежде чем попасть в автомобиль должно будет пройти предварительное тестирование и проверку в авто. Чтобы у вас не было проблем с интерфейсом, версткой и безопасностью. Обещают, что такие "тесты" не будут занимать много времени и АПКшки будут появляться оперативно.
- Руль-джойстик: Вместо традиционной приборной панели — дисплей, интегрированный прямо в ступицу руля. На него выводится основная информация, а управление функциями осуществляется с помощью сенсорных кнопок.
Мы не раз ругали китайские автомобили за уход от классических методов регулировок и тут претензия аналогичная. На выбор либо голосовое управление, либо через экран. На мой взгляд, оба способа не привычны для многих и теряют в удобстве и интуитивности. Кроме того, на ходу экран блокируется от случайных нажатий и чтобы вновь там что-то регулировать, нужно сначала сделать свайп, потом уже попасть в меню и потом включать обдув или менять положение руля (регулировку которого тоже обещают электрическую).
- Проекция на лобовое стекло: В дополнение к экрану на руле, ключевые данные (скорость, навигация) будут проецироваться на лобовое стекло с элементами дополненной реальности (AR).
Мне показали непубличное видео с работой этой проекции во время тестов в Санкт-Петербурге. Выглядит хорошо, возможно даже на уровне последних электромобилей из Китая. Туда выводится информация с навигации, мультимедиа и бортового компьютера. Так же, по секрету, обещали добавить и вывод изображения с боковых камер во время включения поворотника. Кто катался на Лисяне, понимает о чём я.
- Минимализм: В салоне практически отсутствуют физические кнопки. Все управление, включая климат-контроль, сосредоточено на центральном дисплее и руле. Исключение - аварийка и клавиши коробки передач.
- Место внутри и багажник: Заметно что у автомобиля небольшие свесы и пространство внутри используется максимально эффективно. Мой рост 175 см и я без труда разместился на втором ряду. Если бы такой автомобиль приехал ко мне в такси, даже в такой "гражданской" версии, то я бы сказал, что это класс комфорт. Высота сиденья хорошая, несмотря на расположение батареи под полом, место над головой хватает.
Изначально я думал, что в багажнике совсем ничего не поместится, но открыв его (он, кстати, без электропривода), там нашлось сколько-то места:
Техническая начинка: Что известно о платформе и характеристиках?
В основе «Атома» лежит собственная модульная платформа типа «скейтборд» — плоская база с интегрированной батареей и установленными на ней осями. Мне заявили что сейчас это 400-вольтовая архитектура, но уже в ближайшее время будет переход на 800 вольт.
Электромотор и привод:
- На данный момент заявлена версия с одним синхронным электромотором на задней оси.
- Привод, соответственно, задний.
- Мощность мотора составит около 150 кВт (204 л.с.).
- Прогнозируемый разгон 0-100 км/ч — около 8 секунд.
Батарея и запас хода:
Говоря «литий-ионная батарея», важно понимать, что это общее название для разных технологий. Выбор конкретной «химии» аккумулятора — одно из ключевых решений, которое определяет цену, безопасность и долговечность электромобиля. Долгое время NMC (Никель-Марганец-Кобальт) - это был золотой стандарт для большинства европейских и корейских автопроизводителей.
- Главный плюс — высокая плотность энергии. Это позволяет уместить большой запас хода в относительно компактную и легкую батарею.
- Главные минусы — цена и безопасность. В составе есть дорогой и дефицитный кобальт, а сами ячейки более склонны к перегреву и возгоранию при повреждении.
Но современный выбор - это LFP (Литий-Железо-Фосфат). Он же используется почти всего современного китайского автопрома (BYD, Zeekr), базовых Tesla и, как мы видим, российского «Атома». Вместо дорогого кобальта здесь используется доступный и стабильный фосфат железа.
- Безопасность: LFP-ячейки практически не склонны к возгоранию даже при серьезном проколе. Для нового автомобиля, выходящего на рынок, это критически важный фактор репутации. Да и 6 подушек тут тоже есть, что тоже уже стандарт безопасности в наше время.
- Долговечность: Ресурс таких батарей огромен (3000-5000+ циклов заряда), они почти не деградируют со временем. Это залог того, что машина прослужит долго без существенной потери запаса хода.
Исторически LFP хуже работали на морозе, но современные системы подогрева и термоменеджмента, которые есть в том числе и у Атома эту проблему практически решили.
- Разработкой литий-железо-фосфатной (LFP) батареи занимается «Рэнера» (входит в «Росатом»).
- Емкость батареи составит 77 кВт·ч.
- Заявленный запас хода на одном заряде — 500 км (по словам создателей в оптимальных условиях летом).
Зарядка:
- Поддерживаются как медленная зарядка переменным током (AC), так и быстрая постоянным током (DC), причём применён китайский ГОСТовый разъём для быстрой зарядки. По словам создателей, автомобиль готов принимать до 150 кВт от станции.
- Ожидаемое время быстрой зарядки от 10% до 80% — около 30 минут.
Как едет российский электромобиль Атом?
Но всё это не так важно, т.к. это хоть и очень близкий к серийному, но прототип. Материалы будут лучше, отклик быстрее и эргономика лучше (на этом прототипе я постоянно задевал правой ногой о центральный тоннель, и не только я, по словам испытателей в серии это уже исправлено). Мы здесь, чтобы понять, как он едет, ведь основа платформы и агрегаты уже такие, какие они будут и у будущих владельцев.
Начинаешь ехать и вы знаете, а ведь нормально. Нет лишних звуков, гудения, воя, все как на обычном электромобиле, разве что рекуперация и все системы безопасности были выключены, в рамках теста как нам сказали.
Задний привод, дождь со снегом и 204 силы, я знаю о чём вы подумали, я подумал так же. Поэтому после первого ознакомительного круга, смело добавляю газ в повороте. Мощность, увы, была ограничена (кто-то из предыдущей группы вылетел переборщив со скоростью, поэтому нам сделали настройку по-безопаснее). Но тем не менее, задняя ось всё равно слегка срывается под газом, автомобиль предсказуем и легко контролируется, усилие на руле в повороте - понятное. А вот на небольшой скорости, на мой взгляд чрезмерно облегченное, надо настраивать.
В общем, похулиганить на нём можно, или просто пройти поворот поинтереснее. Крены не сильные, но есть понимание и ощущение, что это довольно узкий и высокий автомобиль. Частично, это решает тяжёлая батарея, которая расположена внизу и добавляет устойчивости, кроме того, времени чтобы разобраться со всеми нюансами было слишком мало.
- Для электромобиля очень важна рекуперация, ведь в 90% случаев она заменяет основные тормоза. Когда нас пригласят на тест серийного автомобиля, мы обязательно уделим внимание ей и сравним на что она похожа из конкурентов, тут же мы использовали только обычные тормоза (дисковые спереди и сзади), ведь программно она была отключена.
Так же, обещают и уровень автопилота L2+, это как на Лисянах, которые приезжают из Китая. Автомобиль будет сам:
- разгоняться и тормозить, держа дистанцию до автомобиля
- реагировать на знаки и светофоры, останавливаться на красный свет без участия водителя и начинать движение
- сам держать полосу и перестраиваться самостоятельно при включении поворотника, от водителя потребуется лишь подать сигнал в нужную сторону
- сам парковаться, в том числе без водителя внутри
С точки зрения комфорта и шумоизоляции, сложно было дать какую-то точную оценку. На дороге было множество луж, а неровности отсутствовали, поэтому ничего плохого или очень хорошего, пока не сказать.
Серийное производство электромобиля Атом и планы на будущее: Где и когда?
Это самый главный вопрос, от которого зависит судьба проекта.
- Место производства: Серийная сборка «Атома» планируется на мощностях завода «Москвич» в Москве.
- Батареи будут производить в Калининграде.
- Старт производства: Запуск конвейера изначально был намечен на середину 2025 года, сейчас говорят о начале 2026.
- Предзаказы: Компания уже собрала более 100 000 предзаказов, но скорее всего это с корпоративными заказами.
- Модельный ряд: На своей платформе «Атом» планирует выпускать не только легковые автомобили для частных клиентов, но и коммерческие версии для такси и служб доставки.
Цена Атом автомобиль?
В блоке про цену, хочется сделать и первые выводы после такого небольшого, но подробного знакомства. Скажем так, много кто говорил про диапазон в 3-4 млн. рублей и на мой взгляд, это не мало. Если при цене в 3 млн рублей и субсидии в 1 млн, вы будете брать Атом за +- 2 млн, то наверное это был бы неплохой исход в условиях нашего рынка. Электромобиль, на гарантии (на батарею обещали до 8 лет), с фишками и интересными опциями.
А вот в случае с 4 млн., после вычета субсидии остаётся ещё 3.000.000, и вот это как будто уже слишком. Да, отечественный, да проекция и прочее, но всё же очень компактный и во многих отношениях бюджетный автомобиль.