Найти в Дзене

Как мы провели реабилитацию Аси: большой путь маленьких шагов

У Аси детский церебральный паралич — хроническое неврологическое нарушение, которое возникает вследствие повреждения головного мозга на ранних этапах развития. При ДЦП могут страдать моторика, речь, сенсорные системы и координация. Такие дети часто сталкиваются с повышенным мышечным тонусом, затруднёнными движениями, особенностями речевого развития и повышенной чувствительностью к сенсорным раздражителям. Для Аси наш Реабилитационный центр стал местом системной, многоэтапной реабилитации. Сегодня мы поделимся, как прошел ее индивидуальный курс и занятия с логопедом, инструктором ЛФК и специалистом по сенсомоторной коррекции. Главная цель логопедических занятий — развитие внимания, памяти, мышления и, конечно, речи. Мы создаем условия, в которых у ребёнка формируется потребность в коммуникации и взаимодействии. На занятиях мы работали над вербальным и невербальным общением. Маленькими шагами Ася научилась отвечать на простые вопросы «да» и «нет». Для ребёнка, который прежде не использ
Оглавление

У Аси детский церебральный паралич — хроническое неврологическое нарушение, которое возникает вследствие повреждения головного мозга на ранних этапах развития.

При ДЦП могут страдать моторика, речь, сенсорные системы и координация. Такие дети часто сталкиваются с повышенным мышечным тонусом, затруднёнными движениями, особенностями речевого развития и повышенной чувствительностью к сенсорным раздражителям.

Для Аси наш Реабилитационный центр стал местом системной, многоэтапной реабилитации. Сегодня мы поделимся, как прошел ее индивидуальный курс и занятия с логопедом, инструктором ЛФК и специалистом по сенсомоторной коррекции.

Занятия с логопедом: первые шаги к общению

Главная цель логопедических занятий — развитие внимания, памяти, мышления и, конечно, речи. Мы создаем условия, в которых у ребёнка формируется потребность в коммуникации и взаимодействии.

-2

На занятиях мы работали над вербальным и невербальным общением. Маленькими шагами Ася научилась отвечать на простые вопросы «да» и «нет». Для ребёнка, который прежде не использовал речь, это огромный скачок. Мы внимательно отслеживали её ответы: по артикуляции, мимике, движению губ, интонации. Это важно при работе с «неговорящими» детьми, когда даже едва заметный жест — это ключ к коммуникации.

На занятиях мы также работали над:

  • координацией мышц речевого аппарата
  • контролем мимики и движений лица для снижения гиперкинезов
  • дыхательной гимнастикой, чтобы выдох становился ровнее
  • логопедическим массажем и упражнениями на статику
-3

Такая работа требует творчества, мягкости и постоянной эмоциональной связи. Это помогает Асе справляться и постепенно включаться в диалог.⠀

ЛФК: движение без тонуса и страхa

Следующий этап — занятия с инструктором по лечебной физкультуре Ивановой Валерией Александровной.
У Аси наблюдались
выраженные трудности в уходе и выполнении бытовых действий из-за высокого разгибательного тонуса и патологических поз. Это нередко встречается при ДЦП: мышцы слишком напряжены, тело будто сопротивляется движению, а привычные для других детей навыки даются с большим трудом.

Мы выстроили программу таким образом, чтобы постепенно снизить мышечное напряжение и дать телу правильные двигательные сигналы.

-4

За время курса Ася научилась:

  • инициировать повороты
  • совершать сложные целенаправленные действия руками
  • сидеть с опорой в ноги
  • стоять с поддержкой — без тонуса, уверенно и с интересом к тому, что происходит вокруг
-5

Один из ключевых факторов успеха — участие семьи. Близкие Аси поддерживали её на каждом этапе, выполняли упражнения дома, закрепляли результат и были эмоциональной опорой. Когда ребёнок чувствует безопасность, прогресс идёт быстрее.

Сенсомоторная коррекция: учимся чувствовать мир заново

У Аси выраженные особенности сенсорной обработки:

  • гиперчувствительность к звукам
  • тактильная гиперчувствительность
  • сниженная реакция на зрительные стимулы
  • нарушение проприоцепции (ощущения положения тела в пространстве)

На занятиях сенсомоторной коррекции с Алибековой Алиной Акимовной мы создаём насыщенную, но контролируемую сенсорную среду.

-6

Что входит в работу:

  • знакомство с разными тактильными поверхностями
  • постепенная адаптация к звукам и умение определять их источник
  • формирование эмоциональных реакций на запахи
  • упражнения на удержание равновесия и осознанность тела

Такие занятия , не бояться новых ощущений и лучше чувствовать собственное тело.

Маленькие шаги, которые становятся большими результатам

Реабилитация детей с ДЦП — это марафон, в котором важна каждая неделя, каждое занятие и каждое новое движение. У Аси впереди ещё много работы, но её прогресс вдохновляет всю нашу команду.

-7

Каждое новое действие, каждый взгляд, каждое «да» или попытка сказать слово — это победа, которую мы переживаем вместе. Мы рады быть частью её пути и продолжим делиться этим опытом, чтобы поддерживать семьи, которые идут по похожему маршруту.

Больше о реабилитации детей с ДЦП на нашем сайте.