Найти в Дзене
Марки говорят

Коллекция марок 1986: учебно-тренировочные самолёты ОКБ Яковлева

В 1986 году Почта СССР выпустила особую серию почтовых марок, посвящённую учебно-тренировочным самолётам ОКБ Яковлева. Эта красочная коллекция из пяти марок объединяет сразу несколько эпох советской авиации – от бипланов 1920-х до реактивных (точнее, поршневых) спортивно-пилотажных машин 1980-х. Каждая марка – как маленькое окно в историю: на ней изображён самолёт, который готовил будущих лётчиков и вдохновлял мальчишек мечтать о небе. Художественная ценность серии не меньше, чем историческая: художник Ю. Левиновский изобразил машины динамично, в полёте, на ярком фоне, так что возникает ощущение, будто самолёт вот-вот вырвется за зубчатый край марки. Эти марки вышли не случайно – серия стала данью уважения знаменитому авиаконструктору Александру Сергеевичу Яковлеву и его вкладу в развитие спортивной и учебной авиации (кстати, именно в 1986 году Яковлеву исполнилось 80 лет). Рассмотрим каждый экземпляр коллекции подробнее. Марка «Я-1» (номинал 4 копейки) изображает лёгкий биплан – сам
Оглавление
Учебно-тренировочные самолёты ОКБ Яковлева
Учебно-тренировочные самолёты ОКБ Яковлева

Филателистическая карточка (серия)

  • Год выпуска: 1986
  • Страна: СССР
  • Серия: Самолёты ОКБ Яковлева (Як)
  • Номиналы: от 4 до 30 копеек
  • Количество марок: 5
  • Художник: В. Бескаравайный
  • Тематика: Лёгкая и учебная авиация СССР

В 1986 году Почта СССР выпустила особую серию почтовых марок, посвящённую учебно-тренировочным самолётам ОКБ Яковлева. Эта красочная коллекция из пяти марок объединяет сразу несколько эпох советской авиации – от бипланов 1920-х до реактивных (точнее, поршневых) спортивно-пилотажных машин 1980-х. Каждая марка – как маленькое окно в историю: на ней изображён самолёт, который готовил будущих лётчиков и вдохновлял мальчишек мечтать о небе. Художественная ценность серии не меньше, чем историческая: художник Ю. Левиновский изобразил машины динамично, в полёте, на ярком фоне, так что возникает ощущение, будто самолёт вот-вот вырвется за зубчатый край марки. Эти марки вышли не случайно – серия стала данью уважения знаменитому авиаконструктору Александру Сергеевичу Яковлеву и его вкладу в развитие спортивной и учебной авиации (кстати, именно в 1986 году Яковлеву исполнилось 80 лет). Рассмотрим каждый экземпляр коллекции подробнее.

Як-1 (4 коп., 1986) – первый спортивный биплан Яковлева

Як-1 (4 коп., 1986) – первый спортивный биплан Яковлева
Як-1 (4 коп., 1986) – первый спортивный биплан Яковлева

Марка «Я-1» (номинал 4 копейки) изображает лёгкий биплан – самый первый самолёт, спроектированный молодым А.С. Яковлевым в 1927 году. На самой марке самолёт назван «Як-1», хотя в истории он известен как АИР-1АвиеткИ (лёгкий самолётик) имени Рыкова. Эта яркая марка с золотистым фоном передаёт дух 1920-х: небольшой двухместный биплан с красным носом и крыльями зелёно-красной раскраски кажется игрушечным, но именно на нём были достигнуты первые большие успехи. Лётчик-испытатель Юлиан Пионтковский в мае 1927 года поднял АИР-1 в небо, а уже в июле совершил на нём рекордный беспосадочный перелёт Севастополь – Москва протяжённостью 1420 км за 15,5 часов. Этот подвиг доказал надёжность крошечного самолёта. Осенью 1927-го АИР-1 блестяще показал себя на манёврах Красной Армии, за что был признан лучшей авиеткой СССР того времени. Успех первого детища Яковлева был столь велик, что молодого конструктора приняли в академию Жуковского для продолжения образования. Марка с изображением этого самолёта не только радует глаз тёплыми тонами, но и несёт эмоциональный заряд: глядя на неё, легко представить юного энтузиаста у чертёжной доски и маленький биплан, взмывающий навстречу мечте.

УТ-2 (5 коп., 1986) – главный тренер пилотов 1930-х

УТ-2 (5 коп., 1986) – главный тренер пилотов 1930-х
УТ-2 (5 коп., 1986) – главный тренер пилотов 1930-х

Марка номиналом 5 копеек изображает серебристо-красный двухместный самолёт УТ-2 на фоне благородного золотого цвета. УТ-2 – это учебно-тренировочный низкоплан 1930-х годов, на котором училась летать целая плеяда советских лётчиков. Самолёт разработали в конструкторском бюро Яковлева в 1935 году, и уже к 1938-му он пошёл в серию. Лаконичная надпись «Yak УТ-2» на марке и элегантный профиль машины напоминают о том, как УТ-2 стал основным тренером ВВС перед войной и во время войны Он был простым в управлении, с открытыми кабинами инструктора и курсанта, и очень надёжным. За 10 лет выпуска построили свыше 7240 экземпляров УТ-2 – невероятное число, отражающее огромную потребность в подготовке пилотов. Художник изобразил УТ-2 с характерным красным капотом и полосами на крыльях – такая окраска не только придавала самолёту нарядный вид, но и повышала его заметность для обучения. Интересно, что именно УТ-2 «сыграл роль» в советском кино: в фильме «Мужество» (1939) он подробно показан, выступая символом романтики неба. Для многих ассов того времени этот скромный двухместный самолётик стал первым шагом в небо. Марка с УТ-2 навевает тёплую ностальгию – словно старый снимок из альбома авиашколы, где курсанты в кожаных шлемах только начинают путь к большой авиации.

Як-18 (10 коп., 1986) – легендарный массовый учебный самолёт послевоенной эпохи

Як-18 (10 коп., 1986) – легендарный массовый учебный самолёт послевоенной эпохи
Як-18 (10 коп., 1986) – легендарный массовый учебный самолёт послевоенной эпохи

Марка в 10 копеек окрашена в зелёные тона и демонстрирует в полёте самолёт Як-18 – двухместный тренировочный низкоплан с красной звездой на киле. Появившийся после Великой Отечественной войны, Як-18 продолжил эстафету, начатую УТ-2, и стал главным учебным самолётом поздних 1940-х – 1950-х годов. Его история примечательна: в 1945 году ОКБ Яковлева получило задание создать современный лёгкий самолёт для первоначального обучения пилотов. В новом проекте учли опыт эксплуатации УТ-2: например, Як-18 получил дюралевый каркас вместо деревянного, чтобы выдерживать многолетние нагрузки в учебных полётах.

Первый полёт Як-18 совершил в 1946 году, а с 1947-го начался его массовый выпуск. Всего было построено около 8 000 таких машин – впечатляющее число, отражающее масштаб подготовки лётных кадров в СССР. На марке Як-18 изображён с закруглёнными крыльями и убираемым шасси – для своего времени это была очень современная конструкция. Госкомиссия ВВС, испытывая новую машину, отметила, что Як-18 во всех отношениях значительно превосходит предшественник УТ-2, и рекомендовала его к принятию на вооружение. Действительно, Як-18 стал родоначальником целого семейства: впоследствии появились его модификации для спортивного пилотажа (одноместные Як-18ПС) и даже четырёхместный вариант Як-18Т для аэроклубов.

Интересный факт: на Як-18 обучались не только в СССР – эти самолёты поставлялись союзникам, например, тренировочные Як-18 стояли на вооружении авиационных школ Польши и Китая. Рассматривая марку с зеленоватым Як-18, легко почувствовать дух послевоенного времени: мирное небо, молодые лётчики в кабинах, и уверенный гул мотора, на котором тысячи новичков совершили свой первый вылет.

Як-50 (20 коп., 1986) – спортивный самолёт-чемпион

Як-50 (20 коп., 1986) – спортивный самолёт-чемпион
Як-50 (20 коп., 1986) – спортивный самолёт-чемпион

Марка номиналом 20 копеек яркого бирюзового цвета показывает в небе эффектный красно-белый самолёт Як-50 с номером «34» на борту. Як-50 – это одноместный спортивно-тренировочный самолёт, созданный в 1970-х для высококлассного пилотажа. Его изящный профиль с тонким крылом и хвостовым колесом говорит о лёгкости и манёвренности. Як-50 разработали в ОКБ Яковлева в 1972 году, когда возникла потребность заменить предыдущие спортивные модели и дать советским аэроклубам машину для соревнований мирового уровня. Оснащённый мощным 9-цилиндровым звездообразным мотором М-14П (360 л.с.), этот самолёт мог разгоняться до 420 км/ч и брать колоссальные вертикальные петли.

На международной арене Як-50 сразу заявил о себе: уже в 1976 году советские пилоты на Як-50 выиграли чемпионат мира по высшему пилотажу, продемонстрировав новый стиль – быстрые фигуры с большими перегрузками. Самолёт установил и несколько мировых рекордов по скорости и скороподъёмности для своего класса, что отражало высочайший технический уровень советской пилотажной школы. Марка передаёт энергию Як-50: кажется, что винт вращается на бешеных оборотах, а самолёт выполняет бочку или выход из петли прямо на ваших глазах. Интересно, что Yak-50 полюбился не только дома – он поставлялся на экспорт в аэроклубы зарубежных стран (от ГДР и Польши до Великобритании и Австралии), где также завоевал признание. Однако главным его достижением стали победы на соревнованиях: не случайно бортовой номер «34» на марке напоминает о спортивной карьере этой машины.

Для мальчишек-филателистов 1980-х марка с Як-50 наверняка была одной из самых любимых – такой яркий самолёт невозможно не захотеть запустить в небо в своих мечтах!

Як-55 (30 коп., 1986) – король воздушной акробатики

Як-55 (30 коп., 1986) – король воздушной акробатики
Як-55 (30 коп., 1986) – король воздушной акробатики

Самая «дорогая» марка серии (30 копеек) украшена изображением бело-красного самолёта Як-55 на фоне синего неба – он словно взмывает свечой вверх, готовый к очередному головокружительному трюку. Як-55 завершает коллекцию, представляя новейший (на 1986 год) пилотажный самолёт Яковлева. Этот одноместный акробат родился в 1981 году, как ответ на новые веяния в высшем пилотаже.

После триумфов Як-50 в 1970-х стало ясно, что для дальнейших побед нужна машина с ещё большей манёвренностью на малых скоростях. Конструкторы под руководством Ю.И. Янкевича спроектировали Як-55 с совершенно другим подходом: у него симметричное крыло средней установки, прочный цельнометаллический фюзеляж и упрощённая конструкция – всё во имя надёжности и чёткого контроля на фигурах. Интересно, что появление Як-55 совпало с переменой «моды» в пилотажном спорте – когда он был готов, международные соревнования вновь требовали более скоростных машин. Но Як-55 не остался в тени: после доработок и усиления двигателя советская лётчица Халидэ Макагонова в 1984 году стала абсолютной чемпионкой мира на модернизированном Як-55. Эта победа закрепила за Як-55 статус короля акробатического неба. На марке самолёт изображён в динамике: кажется, ещё миг – и он выполнит «колокол» или выход на вертикаль. Видно, как пилот в кабине (под прозрачным фонарём каплевидной формы) полностью сосредоточен, а двигатель ревёт, раскручивая винт. Як-55 пошёл в серию с 1985 года, выпустили более двухсот таких самолётов и их модификаций – они служили в ДОСААФ, тренировали спортсменов-пилотов вплоть до 1990-х.

Марка с Як-55 очень эмоциональна: она передаёт напряжение соревнований, радость побед и бесстрашие лётчиков, укротителей небесной стихии.

Вместо заключения: любовь к небу через коллекцию марок

Рассматривая всю серию целиком, легко влюбиться и в авиацию, и в историю. Каждая марка – это не просто номинал и картинка, а маленький рассказ: о том, как молодой конструктор в 20-е годы верил в свой биплан и открыл новую главу в авиастроении; о том, как тысячи курсантов в предвоенных училищах поднимались в небо на простых УТ-2; о поколении победителей, вставшем за штурвал Як-18 в послевоенные годы; и о триумфах советского спорта, когда на Як-50 и Як-55 наши асы брали мировое золото. Эти марки выпущены на плотной бумаге, но хранят хрупкое дыхание эпохи.

Для коллекционера или просто мечтателя, что в детстве рассматривал альбомы с марками, серия «Спортивные самолёты А.С. Яковлева» – как кладезь вдохновения. Через такие небольшие окошки с крылатыми машинами многие ребята действительно заболевали небом – шли в авиамоделизм, в лётные кружки, читали книжки про авиаконструкторов. И сегодня, спустя десятилетия, эти марки не потеряли чарующей силы. Они напоминают: история техники и смелых идей может помещаться даже на кусочке бумаги, который, приклеенный к конверту, когда-то путешествовал по почте. И кто знает, может быть, именно благодаря такой марке кто-то когда-то разглядел свой будущий самолёт мечты и решил: «Хочу стать лётчиком!».