Найти в Дзене

Вячеслав Симкин: «Резьба по кости, реставрация и прогулки на любимом велосипеде делают меня счастливым»

Вячеслав, Вам с самого детства интересовала история, или почему Вы решили поступить на исторический факультет? Так получилось, что я начал своё обучение на факультете культурологии, но из‑за вынужденного переезда перевёлся на исторический факультет. Но я ни о чём не сожалею, так как это образование позволило мне взглянуть по‑новому на процессы, окружающие нас. И все это с глубоким смыслом и пониманием происходящего. Кроме того, знакомство с преподавателями и наставниками из научной среды существенно расширило мой кругозор. Что в итоге вдохновило Вас перейти с истории на историю искусств? Видели ли Вы себя именно в этом направлении в дальнейшем? Меня всегда интересовала связь истории и искусства. Возможно, именно поэтому я стал реставратором и проработал в этом направлении восемь лет. Меня притягивает отражение связь искусства и истории, отражение характера народа, его путь и важные события. Другими словами, без знания истории невозможно глубоко постичь искусство, а сама история утратит

Вячеслав, Вам с самого детства интересовала история, или почему Вы решили поступить на исторический факультет?

Так получилось, что я начал своё обучение на факультете культурологии, но из‑за вынужденного переезда перевёлся на исторический факультет. Но я ни о чём не сожалею, так как это образование позволило мне взглянуть по‑новому на процессы, окружающие нас. И все это с глубоким смыслом и пониманием происходящего. Кроме того, знакомство с преподавателями и наставниками из научной среды существенно расширило мой кругозор.

Что в итоге вдохновило Вас перейти с истории на историю искусств? Видели ли Вы себя именно в этом направлении в дальнейшем?

Меня всегда интересовала связь истории и искусства. Возможно, именно поэтому я стал реставратором и проработал в этом направлении восемь лет. Меня притягивает отражение связь искусства и истории, отражение характера народа, его путь и важные события. Другими словами, без знания истории невозможно глубоко постичь искусство, а сама история утратит свою прелесть без соприкосновения с миром искусства. Например, искусство раннего Средневековья будет существенно отличаться не только в силу исторических событий, но и по уникальным памятникам, ставшим отражением эпохи и выражающим внутренний мир и сознание людей. Для меня лично история искусств — это уникальная возможность, прежде всего через практику своего ремесла, погружаться в прошлое и рассказывать о нём людям сегодня.

Когда Вы открыли в себе интерес к художественной реставрации?

Реставрация стала моим профессиональным занятием уже во время обучения. За время работы в Музее природы и Человека мне посчастливилось учиться под руководством ведущих специалистов в области реставрации и побывать в других замечательных музеях. Самые тёплые воспоминания у меня остались о стажировке в Зоологическом музее и Государственном Эрмитаже.

Почему в качестве направления выбрали резьбу из кости и рога? Чем она Вас так привлекала?

Резьбой по кости и рогу я увлёкся ещё в юности, когда жил в городе Омске. Там я пришёл в студию «Архаика» и начал обучение под руководством заслуженного мастера народных художественных промыслов Омской области Николая Васильевича Перистова. В мастерской царила особая уютная атмосфера, объединявшая нас троих: Максима Голуба, Михаила Пешкина и меня. Мы посвящали всё своё свободное время резьбе, а в отсутствие преподавателя роль нашего наставника брал на себя старший товарищ Максим. В этот период студия регулярно организовывала экспедиции на север Омской области, где мы изучали русскую культуру Омского Прииртышья, историю региона и ходили в походы в поисках материала для творчества.

Надо сказать, что студия, с одной стороны, привила мне любовь к народному искусству, а с другой — научила меня ценить прошлое. Поначалу меня больше привлекала творческая среда, а уже потом — и само ремесло. Всё это вместе в подростковом возрасте произвело на меня наибольшее влияние.

Осознанный интерес к искусству обработки кости возник позже, когда я устроился сотрудником в Музей природы и Человека в городе Ханты‑Мансийске и стал профессионально заниматься реставрацией предметов из кости и рога. Именно тогда у меня появилось желание глубже изучать древние технологии и приёмы работы с материалом, существовавшие у мастеров прошлого. До сих пор на меня оказывает неизгладимое впечатление то, как без современных инструментов наши предки умели создавать настоящие шедевры. Когда смотришь на старинные произведения, видишь, как они отличаются своей уникальной фактурой, а со временем меняется и цвет их поверхности. Мы видим, как история и искусство объединяются воедино, и в результате получается шедевр. Особо притягивают внимание простые изделия из рога: они отличаются неповторимым цветом и поверхностью, которая создаётся в течение нескольких десятилетий, а порой и столетий. Цвет старой кости или рога нельзя спутать ни с чем. Каждая мельчайшая царапина или потёртость является свидетельством богатой истории предмета, и всё это передаёт изделию индивидуальность, превращая его в подлинный памятник эпохи.

Что было для Вас самым трудным в постижении этого мастерства? Как Вы преодолевали эти трудности? Кто были Вашими учителями, у которых Вы этому учились?

Самым трудным в ремесле является преодоление желания отложить работу на потом. Любое ремесло — это всегда большой труд и стремление всё более и более совершенствоваться. В мастерской мы получали уроки не только у самого мастера, но и получали дополнительные знания друг от друга. Первое время всегда помогал старший ученик Н. В. Перистова — Максим. Мы и сейчас продолжаем с ним общаться, поддерживаем связь и хорошие отношения. Потом после переезда на новое место жительства у меня все поменялось, и наставников я находил уже в своей жизни. Так, например, во время моей работы реставратором в Зоологическом музее города Санкт‑Петербурга и в Государственном Эрмитаже я узнал и открыл для себя очень много нового. Думаю, что при любом творческом процессе самое главное — проникнуться духом того, что создаёшь.

Какой была Ваша первая работа и как Вы поняли для себя, что это именно то, чем Вы хотите заниматься в дальнейшем и сделать основной профессией?

Так вышло, что реставратором я стал случайно, когда сменил место жительства и переехал в Ханты‑Мансийск. Когда я сюда полностью переехал, меня многому в ручном труде обучил отец. Мой отец имеет звание чемпиона России по таксидермии. Многим кажется, что резьба по кости и таксидермия — разные направления в ремесле и искусстве. Но в них присутствует одно общее — это уважение к материалу, из которого изготавливаешь свои изделия, и вековые традиции работы с материалами животного происхождения.

В Ханты‑Мансийске я устроился на работу в музей. Для работы в нём требовалась аттестация. Пройдя её, я продолжил учёбу в Казанском государственном университете по направлению «Реставрация историко‑культурного наследия». Считаю, что эти годы были для меня интересными и полезными, и я узнал тогда очень много нового. Ещё я познакомился с археологией и даже пробовал работать в поле. Ведь реставратор — это не только человек, работающий в музее, но и специалист, обладающий навыками работы в археологических раскопках. Так как я являюсь реставратором резной кости, то для меня этот опыт был просто необходим.

Там мне довелось стать участником проекта «Многовековая Югра». Команда проекта изучала археологический памятник Шеркалы‑1. Благодаря всему этому я окунулся в историю и участвовал в двух экспедициях, в результате которых мы выполняли реставрацию находок не только из кости и рога, но и из древесины. Это стало для меня первым опытом работы полевой лаборатории подобного уровня в ХМАО‑Югре. Во многом это заслуга моего наставника Васильевой Н. А. и руководителя археологической экспедиции Кенига А. В. До сих пор я благодарен им за помощь и поддержку. Знаете, не каждый возьмётся возиться с магистрантами и рассказывать им, что и как нужно делать.

Думаю, что я ещё не полностью определился с профессией. В жизни много всего интересного, и мне хотелось бы попробовать свои силы в смежных направлениях. Я уверен, что на работе человек должен реализовать весь свой потенциал, ведь каждый из нас в чём‑то силён, и это необходимо у него раскрыть.

-2

Какие изделия Вы создаёте и для кого они предназначены?

Изделия я создаю на тему истории Сибири, а также животного мира этой территории. Мои изделия предназначены для людей с активной жизненной позицией, ищущих и открывающих древние миры Сибири. Более подробно с моими работами можно ознакомиться по ссылке: https://vk.com/rezbakost

Что обычно заказывают у Вас клиенты? Сколько времени уходит на изготовление одного изделия и из каких материалов Вы их создаёте?

Обычно это небольшие вещи, но иногда я делаю крупногабаритные предметы. Раньше выполнял сувениры с национальной символикой народов ханты и манси, а в настоящее время работаю более осмысленно. Сейчас я создаю изделия, которые отражают дух мест, в которых мы живём.

Разные работы требуют разного времени. Иногда на это уходит день, а иногда — больше. Изготовление некоторых работ может растянуться на полгода. Бывает сделаешь работу и она будет почти готовой, но в последний момент откажешься от первоначальной задумки и начнешь заново переделывать. Самое главное — чтобы это не была скульптура, которую уже нельзя исправить. Уверен, что все знают о таком выражение, как «скелет в шкафу». Это лучше всего описывает нас, резчиков по кости, и реставраторов. Каждый резчик хоть раз в жизни делал неудачную работу, а реставратор ошибался при проведении работ.

Я работаю в основном с рогом лося, но иногда удаётся поработать и с благородным материалом — бивнем мамонта. Но это очень большая редкость. В целом в моих работах используется кость и рог лося, реже — рог оленя.

-3
-4
-5

Что для Вас самое главное в создании ваших изделий? Есть ли у Вас какая-то памятная работа?

Самое главное в изделии — видеть радость в глазах того, для кого ты его делаешь. Ощущение радости от созданного творения не всегда приходит сразу. Радость от очередной маленькой победы, от преодоления себя — всё проходит спустя короткое время, и тебе снова нужен этот момент. Именно для того, чтобы ощутить этот момент в жизни, многие, как мне кажется, создают прекрасное.

Памятных работ нет, но есть изделия, которые нравятся или напоминают о человеке или событии в жизни. Они становятся капсулами времени, и ты уже никогда не сможешь забыть тот момент, когда создавал их. Помнишь каждую деталь: только стоит взять в руки — и тут же мелькают воспоминания.

Помимо творческой деятельности Вы ещё являетесь научным сотрудником в музее. Вы занимаетесь наукой или в чем состоит Ваша основная деятельность?

Сейчас я работаю в должности научного сотрудника в Музее геологии, нефти и газа. Это современный и необычный музей, который рассказывает о развитии нефтяной и газовой промышленности, а также истории геологического поиска в Югре. Должность научного сотрудника в музее сегодня ориентирована на адаптацию научного материала для посетителей. Ты должен увлечь их, сделать науку понятной, провести мероприятие так, чтобы люди получили эмоции и знания. Одним словом, нужно все сделать так, чтобы человек заинтересовался чем‑то в жизни и ему захотелось снова вернуться в музей, чтобы получить ответ на интересующий его вопрос.

Вы являетесь участником многих проектов. А какой из них оказал на Вас самое большое влияние?

Это был проект под названием «Многовековая Югра». Для меня, как и для многих молодых людей, участие в экспедиции являлось большой мечтой. Мне удалось принять в ней участие, прикоснуться к истории, познать все тяготы археологической работы и деятельности реставратора в поле. Но это стоило того: познакомиться с интересными людьми и получить от них стимул к дальнейшему развитию. Учиться необходимо у всех и всему, так как пока ты учишься и открываешь что‑то для себя новое — ты живёшь.

Что Вам помогает настраиваться на творческий процесс? Может, есть какие‑то ритуалы, которые помогают в этом?

Мне в этом помогает чай. Это один из немногих напитков, обладающих разными вкусовыми свойствами. Придёшь в мастерскую, выпьешь чаю — и начинаешь работать.

Какие у Вас планы на будущее? О чём мечтаете?

Хочется работать в мастерской в любое свободное время, не тратя на дорогу время. Проснулся, спустился на этаж ниже — и уже работаешь.

Если говорить о ремесле, то хочется добиться такого уровня мастерства, когда за моими работами будут приезжать ко мне в мастерскую люди изо всех концов света. Не с целью приобретения в коллекцию, а просто чтобы пообщаться или прикоснуться к ремеслу.

С точки зрения личных планов, конечно, хочется достичь финансовой независимости. Достичь уровня, когда ремесло не только полностью обеспечивает, но и позволяет открывать новые горизонты. Хочется больше общаться с другими мастерами. Ведь мы все разные, хоть и занимаемся одним делом.

-6

Как Вам удаётся находить баланс между семьёй, творчеством и работой в музее? Что помогает не выгорать?

К сожалению, в последнее время мне трудно его найти. Большое желание — сделать свой творческий уголок, а для его создания нужно много трудиться. Чтобы прочно поставить своё ремесленное дело на ноги, необходимо долго и упорно работать и вложить в него много сил.

Погружение в творческий процесс помогает мне отдохнуть от лишних мыслей и в целом побыть наедине с собой.

Бывали ли у Вас моменты, когда хотелось всё бросить? И где Вы берёте силы продолжать делать то, что делаете? Как справляетесь со сложностями? Что обычно в эти минуты чувствуете, какие эмоции проживаете?

Да, иногда бывают моменты, когда хочется всё бросить и уехать или убежать подальше от всей суеты. Но у каждого из нас есть родные и близкие, которые всегда поддержат в трудную минуту. Мне в этом плане очень повезло. Моя жена с пониманием относится к тому, что я подолгу пропадаю в мастерской. В последнее время она ещё и оценивает мои работы, иногда даёт советы. Например, она делает фотографии для соцсетей — у неё это получается хорошо, красиво и качественно. Я бы сам этого не сумел.

Я с благодарностью отношусь к своей бабушке и своему дедушке, потому что они всегда меня поддерживают. Они со мной с самого детства. Дедушка достаточно эрудирован и обладает широким кругозором. Он много лет проработал в университете и умеет найти подход к людям. Я отношусь к ним с большой любовью, всегда за них переживаю и стараюсь почаще им звонить. Иногда они становятся первыми критиками моих изделий.

Со сложностями мне помогают справиться сладости, прогулки на свежем воздухе и летние поездки на велосипеде. Трудности я преодолеваю, взяв паузу в работе. Отдохнув, я с новыми силами снова включаюсь в неё.

Какой совет Вы могли бы дать нашим читателям?

Молодёжи следует больше времени проводить вне цифрового пространства и искать вдохновение не только в будущем, но и в прошлом. Если у вас возникли трудности в ремесле, не бросайте его, поскольку каждый раз придётся начинать сначала. Цените и уважайте материал, с которым работаете. Каждое изделие, которое вы выпускаете в наш мир, продолжит свой путь, а значит работа должна вызывать эмоции.

Журналист: Марина Кузякина