Здравствуйте дорогие читатели канала «Назад в СССР»! 😊
Рады вновь приветствовать вас в нашем уютном уголке, где оживают самые тёплые и добрые воспоминания ушедшей эпохи. Сегодня мы предлагаем вам отправиться в увлекательное путешествие, маршрут которого пролегает через бескрайние просторы советского кинематографа.
Любимые персонажи, их неповторимые образы, поступки и, конечно же, реплики намертво вросли в наше подсознание. Порой мы сами не замечаем, как в повседневной речи используем фразы, подаренные нам гениальными сценаристами и талантливыми актёрами. «Какая гадость эта ваша заливная рыба!», «Наши люди в булочную на такси не ездят!» – эти и многие другие выражения живут своей собственной жизнью, давно оторвавшись от первоисточника. И что удивительно, даже современная молодёжь, которая может быть и не смотрела старые киноленты, с лёгкостью оперирует этими афоризмами, порой даже не догадываясь об их происхождении.
Это ли не свидетельство истинной народной любви? Советское кино было настоящей фабрикой по производству крылатых выражений. Режиссёры вкладывали в уста героев не просто слова, а целые философские концепции, облечённые в лёгкую и доступную форму. Сегодня, каждая фраза – это ключ, открывающий дверцу в целый мир, в целую историю, которая навсегда осталась в наших сердцах.
Пройдите наш тест «Цитаты из советского кино», поделитесь своими результатами в комментариях и обязательно обсудите их с близкими! Возможно, это станет прекрасным поводом для семейного вечера за просмотром бессмертной классики, которая, как и прежде, продолжает объединять нас. Удачи!
Алексей Эйбоженко: Военная выправка и доброе сердце
Алексей Эйбоженко навсегда остался в истории советского кинематографа как актер с безупречной выправкой и внушительной внешностью. Эти качества предопределили его амплуа: он часто воплощал на экране образы принципиальных военных и суровых сотрудников милиции. Однако в реальной жизни Алексей Сергеевич был полной противоположностью своим персонажам — человеком мягким, душевным и незлобивым. Порой его даже путали с Юрием Богатырёвым, что объяснялось не только внешним сходством, но и обаянием, присущим обоим артистам. Его творческий путь оказался недолгим — всего 46 лет, но за это время он успел сыграть в 54 фильмах и спектаклях, оставив яркий и незабываемый след в отечественном искусстве.
Родился Алексей Эйбоженко в Москве 6 февраля 1934 года. Его детство пришлось на суровые военные годы. Когда мальчику было семь лет, отец, Сергей Эйбоженко, ушел на фронт и погиб в 1943 году в битве на Курской дуге. Мама также вскоре скончалась и девятилетний Алёша и его сестра остались сиротами. Воспитание детей взяла на себя бабушка по материнской линии, француженка по происхождению, которая к тому же приходилась двоюродной племянницей знаменитой писательнице Жорж Санд (их общая девичья фамилия — Дюпен). Жили они в тесной коммунальной квартире, примечательно, что до революции весь этот дом и земля принадлежали деду Алексея. К сожалению, он проиграл свое родовое гнездо в карты во время одного из Дворянских собраний и не смог пережить этого удара.
В школьные годы Алексей не блистал успехами, особенно трудно ему давались точные науки. Зато он с огромным увлечением читал литературу и мог цитировать наизусть множество стихотворений Владимира Маяковского. Однако решение связать жизнь с актерской профессией было продиктовано не столько любовью к поэзии, сколько практическими соображениями. Юноша узнал, что Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина («Щепка») предоставляет общежитие не только иногородним, но и москвичам. Кроме того, студенты имели возможность подрабатывать, участвуя в спектаклях. Таким образом, поступление в театральный вуз с первой же попытки позволило Эйбоженко решить насущные жилищные и финансовые вопросы.
В 1957 году, получив диплом, Алексей по распределению отправился в Воронежский драматический театр. Спустя два года он вернулся в Москву и был принят в труппу Московского театра драмы и комедии, известного сегодня как Театр на Таганке. Именно здесь состоялась судьбоносная встреча с Натальей Кенигсон, дочерью прославленного артиста Владимира Кенигсона, которая впоследствии стала его единственной женой.
Наталья была наслышана об Алексее еще со времен учебы в «Щепке» от своей наставницы Веры Пашенной, которая тепло отзывалась о своем бывшем студенте, отмечая его талант и харизму. Однако при первой встрече Эйбоженко не произвел на молодую актрису ожидаемого впечатления: вместо статного красавца она увидела невысокого мужчину с уставшим взглядом, одетого в простой свитер и невзрачные брюки. К тому же он был на пять лет старше ее. Но стоило им начать общаться, как Наталья разглядела за скромной внешностью необыкновенную душевную теплоту, обаяние и галантность.
Вскоре Алексей, следуя традиции, пришел к родителям невесты просить ее руки. Владимир Кенигсон без колебаний дал молодым свое благословение, в то время как мать Натальи, актриса Нина Чернышевская, попросила время на раздумья. Однако их дочь была категорична, заявив: «А что тут думать? Играем свадьбу!»
Молодожены не стали откладывать брак, и в том же 1959 году у них родился первенец — сын Сергей. Семья жила вместе с родителями Натальи большой и дружной коммуной. Алексей, по натуре своей покладистый и неконфликтный, всегда находил общий язык не только с супругой, но и с ее родителями, предпочитая уступить, чем идти на принцип.
Кинодебют актера состоялся в 1960 году в картине «Простая история», где он сыграл небольшую роль секретаря, оставшуюся даже не упомянутой в титрах. Эйбоженко не расстроился, поскольку не гнался за кинематографической славой. Однако с 1961 по 1964 годы съемки в кино стали для него единственным источником дохода: его жену уволили из театра из-за конфликта с режиссером, и Алексей, проявив солидарность, ушел вслед за ней.
Наталья не стала переживать из-за остановившейся актерской карьеры и с головой погрузилась в заботы о семье и доме. Позже, в середине 1960-х, она нашла себя в работе на телевидении, устроившись режиссером литературно-драматической редакции в «Останкино». Алексей же, оставшись без театра, столкнулся с необходимостью содержать семью, довольствуясь в основном эпизодическими ролями. Лишь спустя три года ему удалось присоединиться к труппе Театра имени Маяковского, а в 1967 году он перешел в Малый театр, на сцене которого служил до последних дней.
Переломным моментом в кинокарьере Эйбоженко стала роль Макса Гюсмана в легендарной киноэпопее «Семнадцать мгновений весны» (1973). А настоящую народную любовь и известность ему принес образ комиссара Ивана Данилова в многосерийной ленте «На всю оставшуюся жизнь» (1975).
В 1970 году в семье родился второй сын, названный в честь отца Алексеем. Впоследствии Алексей Алексеевич Эйбоженко пошел по стопам родителей, получил актерское образование, но прославился как теле- и радиожурналист, приняв участие в создании более тридцати кинокартин.
По воспоминаниям младшего сына, их дом редко посещали гости — супруги предпочитали тихие вечера в кругу семьи. Алексей Алексеевич также рассказывал, что отец любил завести застольную дискуссию с тестем. Мужчины иногда тайком от домашних выпивали, а потом вместе выслушивали заслуженные замечания.
Для Алексея Сергеевича семья всегда была главной ценностью. Он осознавал, как ему повезло с женой и ее родными, и отвечал им безграничной любовью и уважением. Коллеги, видевшие эту идиллию, не переставали удивляться и ставить их в пример.
Сыновья вспоминали, что их отец, несмотря на известность, был человеком непрактичным и никогда не использовал свой статус для решения бытовых вопросов. Если требовалось «достать» какой-либо дефицитный товар, они обращались не к отцу, а к деду — народному артисту Владимиру Кенигсону.
Жизнь Алексея Эйбоженко трагически оборвалась 26 декабря 1980 года. С тяжелым гипертоническим кризом он был доставлен в Бакулевский институт. По злому стечению обстоятельств, в тот день медики отмечали приближающийся Новый год и, вероятно, проявили недостаточное внимание к пациенту. Врачи не сразу заметили, что актер уснул навсегда.
Его младший сын неоднократно высказывал убеждение, что в безвременном уходе отца виновата халатность медицинского персонала: при надлежащем уходе и лечении Алексей Сергеевич мог бы прожить еще много лет. Однако родные не стали подавать в суд, понимая, что это не вернет им любимого человека.
Наталья, вдова актера, тяжело переживала утрату. Не в силах справиться с горем, она уехала на историческую родину предков в Германию. Со временем она снова вышла замуж и стала носить фамилию Кенигсон-Хансен. Она пережила Алексея на 38 лет и скончалась в Германии 27 октября 2018 года на 78-м году жизни.
Творчество Алексея Эйбоженко продолжает жить в его ролях, но остается лишь сожалеть, что талантливый артист и образцовый семьянин был так рано вырван из жизни из-за роковой врачебной ошибки и болезни, с которой можно и нужно было бороться.
Новые тесты на канале «Назад в СССР»:
Правила теста:
Вам предстоит ответить на 15 вопросов, в каждом из которых вас ждет цитата из советского фильма. Ваша задача — внимательно прочитать высказывание и из четырёх предложенных вариантов ответа выбрать единственно верное название картины, ставшей источником этой крылатой фразы. Определите, из каких фильмов мы взяли 15 ярких цитат, и узнайте, так ли хорошо вы знакомы с классикой советского кинематографа, как вам кажется. 😉
Цитаты из советского кино. Угадайте фильм. Тест
Спасибо за внимание. До новых встреч. Канал Назад в СССР в MAX