Текстура — наименее важный и одновременно самый сложный элемент в живописи. В каком-то смысле текстура нуждается в других элементах: форме, объеме, цвете, линиях. Например, портрет может передать сходство с моделью, не показывая детально каждую прядь волос человека. И наоборот — множество реалистично прорисованных прядей не добавят портретного сходства. Почему? Это связано с тем, что форма и объем (трехмерность) помогают нам распознавать объект лучше, чем текстура. Форма и объем должны быть на первом месте в живописи, только тогда текстура может быть использована для достижения хороших результатов.
Представьте текстуру как глазурь на торте, а торт — как форму. Глазурь придает торту великолепный вид, но даже без нее он остается тортом. Однако без торта глазурь — просто липкая масса. Текстура — это то, как что-то ощущается на ощупь или выглядит так, как будто к этим художественным деталям можно прикоснуться. Для многих слово «текстура» подразумевает шероховатость, но под ним следует понимать любое тактильное свойство: гладкость, блеск, пушистость, неровности, мягкость и т. д.
Пожалуй, самое сложное для художника — это нарисовать реалистично волосы. Затем следуют текстуры травы и листьев, следом — камни и деревья. Все эти шероховатые поверхности создаются путем нанесения множества светлых и темных штрихов, расположенных близко друг к другу. Однако именно характер штрихов обуславливает разнообразие текстур. Используя различные светлые/темные, узкие/широкие, жесткие/мягкие штрихи, можно нарисовать любую фактуру. Также потребуется определенное терпение в процессе работы.
Типы текстур
В искусстве существует четыре типа, которые условно можно разделить на пары.
— Реальная против подразумеваемой: реальная текстура осязаема. Представьте себе рисунок, созданный с помощью коллажа. Коллажный элемент будет рельефно выделяться на фоне бумаги, придавая рисунку фактуру, которую можно и увидеть, и почувствовать. Подразумеваемая текстура — это иллюзия текстурированной поверхности, создаваемая путем изменения светотени с помощью нанесения штрихов.
— Выдуманная и имитационная текстура: два подтипа упомянутой выше подразумеваемой текстуры. Обе создают иллюзию текстуры. Имитационная текстура стремится максимально точно воспроизвести нюансы поверхности. Выдуманная текстура, как правило, представляет собой своего рода упрощение, но при этом передает суть этого эффекта на картине.
Как практиковаться в написании текстуры
Отличный способ попрактиковаться в имитации текстуры — сначала сделать натирку текстурированной поверхности, а затем попытаться вручную скопировать этот образец. Для создания рисунка вам понадобится тонкий лист бумаги (отлично подойдет копировальная бумага), мягкий рисовальный материал (угольные или черные карандаши) и шероховатая поверхность (кирпичи, корзина, кора дерева и т. п.).
1. Разложите бумагу на текстурированной поверхности. Если поверхность вертикальная, закрепите ее скотчем.
2. Используя боковую сторону карандаша (не заостренный кончик), проведите по бумаге штрихи из стороны в сторону. Старайтесь, чтобы штрихи были сплошными и не оставляли пробелов.
3. Начните с легкого нажатия. Если следы недостаточно заметны, постепенно увеличивайте давление, пока не начнет проявляться текстура. Слишком сильное нажатие может скрыть текстуру, которую вы хотите передать.
Материал проходит по неровностям и бугоркам, создавая объем и имитируя текстуру поверхности под бумагой. Этот метод отлично подходит для изображения коры деревьев, каменистых поверхностей и зернистых текстур. После того, как вы создадите несколько текстур с помощью техники трения, постарайтесь максимально точно воссоздать этот эффект на отдельном листе бумаги. Это упражнение поможет вам развить навыки, необходимые для создания имитации текстуры.
Виды техник для создания текстурированных объектов
Пунктирная техника — простая техника, при которой на бумагу наносятся мелкие точки. На расстоянии точки смешиваются, создавая более крупный рисунок, штриховку или детали. Чем ближе точки расположены друг к другу, тем темнее эффект, а чем меньше точек, тем светлее. Эта техника встречается в таких стилях, как пуантилизм, и часто позволяет добиться более мягкой и плавной штриховки.
Ломаная штриховка отлично подходит для создания классической текстуры металла с заштрихованными краями. Ее можно использовать для любой текстуры, которая должна выглядеть более грубой и менее отполированной, в зависимости от объекта и стиля рисунка. По сути, это то же самое, что и перекрестная штриховка, но линии не перекрываются. Вместо растушевки штриховкой нарисуйте несколько коротких параллельных линий, а затем добавьте еще несколько линий под перпендикулярными углами из первой пары, не перекрывая их.
Текстура земли: начните с обозначения трещин на камне, используя плавные линии, отражающие неровную поверхность земли. Пока оставьте пустое пространство внутри трещин — вы подчеркнете его штриховкой на следующем этапе. Как только трещины будут обозначены, заштрихуйте их темным цветом, чтобы придать камню состаренный вид. Растушуйте штриховку на стороне трещин, которая будет в тени, чтобы добавить глубины и реалистичности. Затем добавьте более мелкие трещины, ответвляющиеся от более крупных, подобно прожилкам на листе. Сделайте крупные трещины темнее, а мелкие — светлее, чтобы усилить ощущение глубины.
Текстура дерева: деревянные доски обычно имеют трещины — начните с прорисовки этих контуров. Затените одну сторону трещин, чтобы создать глубину и объем. Это создаст ощущение источника света и повысит реалистичность. Не забудьте добавить сучки и округлые трещины, которые соответствуют направлению волокон древесины. Следите за тем, чтобы штриховка и детали соответствовали направлению волокон, слегка деформируя сучки.
Капли воды: начните с легкой штриховки фона ватным диском, чтобы создать гладкую основу для капель. Затем нарисуйте капли тонкими линиями, углубляя тон в затененных областях. Обведите блики на каплях и добавьте штриховку вокруг них, чтобы создать объемный эффект. Помните, что вода — гладкая поверхность, поэтому использование ватного диска для растушевки поможет воссоздать этот эффект.
Мех: важный совет, который следует учитывать при прорисовке текстуры меха — не все шерстинки движутся в одном направлении. Работайте аккуратно, намечая более темные участки, оставляя пустое пространство там, где есть блики и более светлые тона. Рисуйте шерстинки плавно, не используя прямые линии.
Волосы: рисование волос очень похоже на рисование меха, но более плавными движениями. Важно помнить, что блики всегда появляются на округлых или выступающих участках, поскольку они отделяются от основного стержня волоса и отражают больше света. Обычно это выглядит как светлая полоса на изогнутой области, где свет отражается от поверхности. Наметьте общую форму волос, прежде чем слегка прорисовывать более темные участки, изгибы и блики. Там, где волосы изгибаются, обратите внимание на направление, которому следуют пряди.
Больше интересных творческих инструкций смотрите на нашем сайте.