Найти в Дзене
ВДНХ

Альма-матер русской живописи

Представьте себе: ноябрь 1757 года, Санкт-Петербург ещё только формирует свой художественный голос, а в сенатских залах появляется документ, который навсегда изменит судьбу русской культуры. Так рождается «Особая трех знатнейших художеств Академия» — будущая Императорская Академия художеств, кузница мастеров, чьи полотна сегодня открывают учебники, украшают музеи и формируют наше представление о русской живописи. Идея создать высшее художественное училище принадлежала ещё Петру I. Он мечтал, что Российская Академия наук объединит науку и искусство. Но рядом с учеными-академиками художники чувствовали себя неуютно, требовалось собственное пространство для творчества. Ситуация меняется при Елизавете Петровне. Ее фаворит и меценат Иван Иванович Шувалов добивается учреждения отдельной художественной академии. Но — без здания, без бюджета, без мастерских.
Первые занятия проходят… в его собственном особняке на Садовой.
Иностранным преподавателям жалованье он платит из собственных средств.
Т

Представьте себе: ноябрь 1757 года, Санкт-Петербург ещё только формирует свой художественный голос, а в сенатских залах появляется документ, который навсегда изменит судьбу русской культуры. Так рождается «Особая трех знатнейших художеств Академия» — будущая Императорская Академия художеств, кузница мастеров, чьи полотна сегодня открывают учебники, украшают музеи и формируют наше представление о русской живописи.

Идея создать высшее художественное училище принадлежала ещё Петру I. Он мечтал, что Российская Академия наук объединит науку и искусство. Но рядом с учеными-академиками художники чувствовали себя неуютно, требовалось собственное пространство для творчества.

Ситуация меняется при Елизавете Петровне. Ее фаворит и меценат Иван Иванович Шувалов добивается учреждения отдельной художественной академии. Но — без здания, без бюджета, без мастерских.

Первые занятия проходят… в его собственном особняке на Садовой.
Иностранным преподавателям жалованье он платит из собственных средств.
Так начиналась история великого института — почти домашней студией, построенной на энтузиазме одного человека.

Когда на трон поднимается Екатерина II, начинается золотой век Академии.
На Васильевском острове строят монументальное здание, в классах появляются преподаватели из Европы — носители тех самых традиций, которые сегодня мы называем «академическими». Студенты начинают путь с азов: гипсовые шары, кубы, капители. Только спустя годы им доверяют самое сложное — живую натуру.

-2

Темы дипломов строго регламентированы: мифология, Библия, ключевые эпизоды русской истории. А полный курс обучения длится 10–12 лет: в подготовительные классы принимали детей 5–6 лет. На их глазах формировалась эстетика эпохи.

-3

Лучших выпускников Академия отправляла в Европу, в пенсионерские поездки длиною в 3–6 лет. Там они изучали картины старых мастеров, работали в мастерских Рима, Парижа и Флоренции — и возвращались в Россию уже художниками мирового уровня. В XIX веке Академия переживает новый виток. Активным участником преображения.

-4

В XIX веке Академия переживает новый виток. Активным участником преображения Академии был Павел Чистяков, педагог, через которого пройдут Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Игорь Грабарь, Михаил Нестеров, Василий Поленов, Илья Репин, Андрей Рябушкин, Валентин Серов, Василий Суриков. Художественный кризис в Академии пришелся на канун ее 100-летнего юбилея, и грянул знаменитый «бунт 14-ти» — когда лучшие выпускники отказались писать на «устаревшие» темы для конкурса на золотую медаль. Этот бунт положил начало передвижным выставкам — новой эпохе русского искусства.

Сегодня работы выдающихся выпускников и почетных членов Академии можно увидеть на выставке «Образ Москвы в русской живописи» в Центральном павильоне ВДНХ. Здесь представлены произведения Федора Алексеева, Алексея Боголюбова, Максима Воробьева, Василия Верещагина, Павла Плешанова, Вячеслава Шварца, Василия Сурикова, Ивана Шишкина, Ильи Репина, Валентина Серова — художников, чьи полотна стали частью культурного кода России.