Выбор нашего литературного клуба пал на "Крёстного отца" Марио Пьюзо.
Я совершенно спокойно отношусь к "мафиозной романтике" и еще спокойнее к ставшему культовым фильму, который видела в далеком детстве. Поэтому за чтение бралась абсолютно без предупреждений, ожиданий и каких-то сложившихся стереотипов.
В процессе чтения мне не было скучно, но и не было интересно. Читала потому, что надо. И я задумалась - в чем феномен этой истории и этого фильма? В котором на тот момент не было особых звёзд, кроме Брандо, зато был неудачливый, опять же на тот момент, режиссёр Фрэнсис Форд Коппола?
Исключительно мои размышления таковы (если не согласны, пишите в комментариях, с удовольствием посмотрю на историю с иной точки зрения).
Во-первых, Семья. Мне кажется, это тема, которая не может оставить равнодушным никого. В книге минимум экшена, блокбастера, какие-то интриг и притянутых за уши завихреней сюжета. Но зато это неоднозначная семейная сага, где именно эти родственные узы одновременно выступают и сильным местом клана Корлеоне, и слабым. Ради родных эти люди готовы пойти на всё и ради родных они готовы лишиться всего.
Во-вторых, Принципы. Повторюсь, это не экшен, не блокбастер, здесь нет "крошилова" ради зрелищности. Гангстеров показывают обычными людьми, не романтизируя, но и не демонизируя. У них есть принципы и даже строгая мораль. Так, дон Корлеоне старается все вопросы решать словами, не угрозами, не террором. Он отказывается от коллосальной прибыли, потому что для ее получения необходимо ввязаться в наркобизнес, против которого он категорически выступает.
Вито Корлеоне - не кровожадный социопат, не алчный бандит, он защитник, он отец, он старомодный глава клана, причем клана не только в контексте семьи, но всех, нуждающихся в его помощи, совете.
Он стал во главе мафии не от жажды власти и наживы. Его к этому вынудила его родина, погрязшая в нищете и бандитизме, капитализм, сделавший деньги мощнейшим оружием, и власти, подверженные коррупции.
В-третьих, Герои. Иногда бывает необычный, интересный сюжет с совершенно плоскмми героями, поступки которых не понимаешь и эволюции которых по мере действия не видишь.
В "Крестном отце" героев много, они разноплановые, имеют свои характерные узнаваемые черты. Безусловно, интересен путь самого Вито Корлеоне, беглеца, сироты, юного мигранта, скромного трудяги, однажды заступившегося за свою соседку-соотечественницу и тем самым вступившего на путь становления Доном.
Еще более интересна судьба Майкла Корлеоне, его эволюция от человека, старающегося максимально дистанцироваться от семьи и всех ее дел, до статуса нового Дона. Он не принимает участие ни в чём незаконном, вопреки воле отца уходит в армию, защищать страну, которую его дон Корлеоне не считает своей, учится в университете, хочет жениться на американке, опять же вопреки всем итальянским традициям... А затем начинается его моральное падение, которое мы видим и переживаем вместе с ним, его муки выбора между семьёй, долгом и собственными принципами.
Мой любимый персонаж - Том Хейген. Еще один человек с проблемой самоидентификации. Выросший в итальянской семье, он был практически приемным сыном дона Корлеоне. Спокойным, исполнительным, преданным, со временем ставшим консильери - советником и правой рукой дона. При этом всё окружение считало его чужаком, лишь потому, что он не итальянец. Вся его мудрость, рассудительность и верность семье меркли перед его происхождением. Его хладнокровие и дипломатичность - меркли перед агрессией и импульсивностью остальных членов клана. Том Хейген как бы мост между головой и сердцем, между прошлым и будущим, между преступным и легальным.
Даже Конни, единственная дочь дона Корлеоне, претерпевает значительные изменения. Глупенькая дурочка, капризная, избалованная в начале истории она преодолевает свои слабости, учится на ошибках и ценой потерь и разочарований практически становится во главе семьи.
Одновременно никому из героев не сочувствуешь. Возможно, сопереживаешь в тех или иных моментах, но не сочувствуешь. В этом, мне кажется, талант автора, показать героев разными, интересными, но не вызвать желание подражать, не романтизировать их.
Наконец, кто не любит попинать власть? А в романе ее пинают знатно, не зря книга начинается с трагедии похоронных дел мастера, чью дочь жестоко избили. Живя в Америке и стараясь стать американцем, он обращается в правоохранительные органы. Но суд дает им условный срок и отпускает. Похоронщик в шоке: над дочерью надругались, ее изуродовали, есть свидетели, есть улики, но виноватые остались на свободе. И тогда убитый горем отец обращается к дону Корлеоне за справедливым возмездием.
Правильно ли это с точки зрения морали?Наверняка нет. Но когда тебя переполняет отчаяние, когда ты знаешь свою правоту, когда ты жертва, но никто, абсолютно никто не может и более того НЕ ХОЧЕТ встать на твою защиту... Что ж лично я могу его понять...
Самому Вито Корлеоне пришлось стать тем, кем он стал именно поэтому. Итальянских мигрантов в Америке не считали за людей, они жили в гетто и зарабатывали копейки. Но и вернуться на родину они не могли, потому что на Сицилии всё было еще хуже, там бы они попросту умерли от голода или в бандитских разборках. И что делать людям, которые тоже хотят жить, иметь крышу над головой? Они сбежали из своей страны, где их постоянно угнетали ради чего? Чтобы их продолжили угнетать нэиина чужбине?
Если церковь - это пятая власть, то мафия - шестая. Создающая свои законы и принципы, заботящаяся о своих людях, но и карающая проступки, пытающаяся сформировать справедливую систему отношений. "Выгода? Ничто по сравнению с человеческими отношениями".
А ещё в романе можно посмотреть на послевоенную Америку, на самую зарю наркоторговли, на голливудский шоубизнес со всеми его пороками, на коррупционные схемы и судебный произвол, на быт простых работяг.
Удивительно, но Марио Пьюзо писал книгу "на отвали", потому что ему нужны были деньги. Он не тратил силы на красивый язык, любимые им витиеватые словообороты, не прописывал тщательно характеры, просто перенеся на бумагу байки, услышанные им за покерным столом. Более того, он сдал издателю черновик, зная, что там по традиции всё перекинут. Сдал и уехал в отпуск, проигрывать по казино аванс за книгу.
И вот эта бульварная беллетристика выстрелила так, что отзвуки слышны до сих пор.