Казалось бы, что может быть нового в опере "Иоланта", написанной Петром Ильичом Чайковским более 133-х лет назад?! Постановок в наших театрах и на мировых сценах было множество. И вот опять новая. На Новой сцене Большого театра в Москве. Премьера состоялась совсем недавно, в сентябре 2025 года.
Творчество Петра Ильича Чайковского недавно вновь заинтересовало. Посмотрели "Евгения Онегина" на сцене Гелион-оперы в постановке театра оперы и балета Республики Коми. О впечатлениях делилась в предыдущей статье. Этой же опере была посвящена лекция-концерт музыковеда Александра Великовского. В Галерее Зураба Церетели на концерте услышали ариозо Иоланты. Интерес к творчеству Чайковского удвоился) Где его сегодня можно увидеть и услышать? Пришлось пройтись по афишам и театрам.
Случайно заглядываю на сайт Большого театра. На Новой сцене 16 ноября 2025 года премьера "Иоланты"... Всего одно мини-фото к спектаклю. Но становится понятно, что это большая удача! Новая постановка!! Классическая!!! А цены на билеты? В партер - 2000 руб.?! Не может быть!!!!!
Перед выбором спектакля стоит внимательно рассматривать фотогалерею. Прочитать о постановке. Не собираются ли вас телепортировать "назад в будущее"? Не осовременили классику? Не "перелицевали" то, что было выстрадано композитором и автором либретто, а вслед за ним и литературный первоисточник? Только не это! Зачем нам этот внутренний диссонанс?
Спасибо зрителям за отзывы с соцсетях. Последние сомнения развеяны.
Наконец-то, традиционная классика! Радостное удивление. Недавно сокрушалась о том, что "Евгения Онегина" не найти в нормальной постановке, так и с "Иолантой". Эксперименты с 2015 года на сцене Большого театра вызывали негодование публики.
В 2025 году вновь произошло чудо! На Новую сцену БТ вернулась опера с великолепными костюмами и декорациями, с голосами больших артистов Большого театра, с хором и с оркестром, который эти голоса поддерживает, подчеркивает и сливается в бурном потоке в финале.
После всех экстравагантных экспериментов, не удивительно, что за новую постановку оперы "Иоланта" взялся солист Большого театра Эльчин Азизов. Имея за плечами большой опыт оперного пения на прославленной сцене, он дебютировал как режиссер-постановщик и как художник по костюмам. Применил весь свой арсенал и опыт существования на сцене. Вернул публике то, что всем было дорого. Подлинность и искренность, задуманные Чайковским в музыке и автором либретто, его братом Модестом, по пьесе датского поэта и драматурга Г. Герца «Дочь короля Рене» (1845), основанной на старинной легенде.
Каждое движение, каждая мизансцена выстраивались так, чтобы артисты органично существовали и проживали свои роли. В этом преуспела сценограф Альона Пиналова.
И когда распахнулся занавес публика замерла от детского восторга. На сцене волшебный средневековый замок, увитый плющом. Сад и беседка в розах. Здесь гуляет Иоланта (прекрасное сопрано Анна Нечаева), дочь короля Прованса Рене (бас Александр Попов) и её подруги. Костюмы продуманы до мелочей. Красивые одежды и ткани в приглушенных, переливающихся тонах. Головные уборы и шлейфы. Сложные рукава и драпировки. Плавно переносимся в XV век, в предгорья Южной Франции.
Замок короля Прованса Рене скрыт от глаз посторонних. Никто не знает за его пределами о несчастье короля. Иоланта не догадывается, что она дочь короля, для неё - он просто отец, и не знает, что не видит.
Живет в своём мире грёз, но взрослея, начинает сомневаться в чём-то и томиться. Проникновенно звучит знаменитое ариозо Иоланты:
-Отчего это прежде не знала
Ни тоски я, ни горя, ни слез,
И все дни протекали, бывало,
Среди звуков небесных и роз?...
Король запрещает своим подданным открывать тайну. Последняя надежда на мавританского доктора-мудреца Ибн-Хакиа (баритон Александр Краснов). Доктор уверяет о пользе лечения, но только в том случае, если Иоланта узнает правду и сама искренне захочет "устремиться к свету".
Дочь короля с детства обручена с герцогом Бургундским-Робертом (баритон Андрей Потатурин). Время венчания подошло. Он является со своим другом-рыцарем Водемоном, графом Бургундским, чтобы отказаться от помолвки. Ведь герцог давно влюблен в графиню Лотарингии-Матильду:
-Кто может сравниться с Матильдой моей,
Сверкающей искрами черных очей,
Как на небе звезды осенних ночей!...
Ария вызывает, конечно, бурные аплодисменты.
Граф Водемон (прекрасный тенор, заслуженный артист России Олег Долгов) случайно увидел спящую Иоланту и поразился её неземной красоте. Она пробудилась и стало понятно, что девушка не видит. Но всё победит любовь!
Все найдут свое счастье. Свет победит тьму. Вера, надежда и любовь откроют перед героями глаза на Истину. Мощный хор, сливаясь с оркестром завершит победно финальную сцену. Все славят свет, источник жизни.
Вечный мрак, в котором безмятежно и спокойно живет не подозревающая о своем несчастье дочь короля Рене, становится символом душевной слепоты, являющейся для близких ей людей источником глубокого горя. Только любовь и сострадание зажигают в сердце Иоланты страстное желание увидеть мир, рождают готовность к самопожертвованию и мужество вынести муки, ценой которых она сможет прозреть.
Публика рада, что постановки Большого и других театров выходят из тьмы к свету. Классические постановки, надеемся, вернутся на сцену, а новые будут ещё лучше.
От современных композиторов, либреттистов и режиссеров ждем настоящих мировых шедевров!