С марта 2022 года мне регулярно прилетает в личку один и тот же набор новостей: «Volkswagen все плохо», «электрички не пошли», «заводы закрывают», «людей увольняют». При этом параллельно мне пишут, что я «предал родной VAG», когда продал свою Шкоду.
Получается интересная картинка: концерн их предал, я их якобы предал, и вообще «все предатели» и при этом все очень плохо. В какой-то момент мне и самому стало интересно: а что там у Volkswagen на самом то деле? Он правда разваливается или просто громко и больно перестраивается и какой вклад в это внес уход с нашего рынка?
Я сел, собрал по датам ключевые новости о концерне Volkswagen AG с марта 2022 по сентябрь 2025 года, и на их основе сделал этот разбор. Ниже — выжимка для тех, кто хочет понимать картину целиком, а не жить из заголовка в заголовок.
Старт турбулентности: уход из России, смена курса и провальный курс на электрички
Март 2022 — точка отсчета. Производство и экспорт в Россию приостановлены, позже концерн полностью уйдет с рынка. Для нас это эмоциональная история, для них — один из болезненных, но не критичных эпизод уменьшения бизнеса.
Дальше начинается куда более важное: смена курса в головном офисе.
В июле 2022 Херберта Дисса сменяет Оливер Блуме (официально с 1 сентября). На входе у него:
- линейка электромобилей ID, которая не оправдала ожиданий;
- амбициозный проект Trinity на новой платформе SSP с единым компьютером, подписками на функции и прочей красивой теорией;
- собственная софтверная компания Cariad, которая должна была тянуть всю эту электронику… но не тянет.
Изначально Дисс пытался сделать все «инхаус»: свой софт, свои батареи, свои платформы — быстро и много. В реальности: сроки плывут, софт сырой, китайцы и Tesla улетают вперед.
На фоне новости о смене CEO в сентябре 2022 проходит IPO Porsche AG. Концерн поднимает десятки миллиардов евро и получает очень жирную подушку, чтобы вообще была возможность перестраиваться, а не просто тушить пожары.
Уже в ноябре 2022 проект Trinity и платформа SSP откатываются минимум к 2028 году, «зеленый» завод ставят под вопрос, делают упор на использование существующих мощностей. Формально это выглядит как шаг назад, но по факту это признание: «так, как планировали, оно не полетело».
2023: подсчет потерь, ставка на батареи и первый раунд экономии
В марте 2023 ŠKODA честно считает потери от российского рынка — почти 700 млн евро, при том что Россия была для марки вторым рынком и давала около 90 тысяч машин в год. Для бренда это болезненный удар, но не смертельный.
Параллельно концерн начинает выстраивать фундамент под будущую электрификацию:
- апрель 2023 — создается PowerCo и запускается гига-завод батарей в Канаде (St. Thomas) с мощностью до 90 ГВт·ч и огромной господдержкой;
- плюс проект в Испании, старт унифицированной ячейки (это тоже про батареи для электромобилей) с 2026 года.
Важно понимать: это ставка не только на сегодняшние литиевые батареи (к которым у меня масса вопросов по ресурсу, весу и пожаробезопасности), но и на будущие технологии: натриевые, твердотельные и так далее. То есть концерн готовится жить в мире, где электромобили все-таки как-то научатся быть легче, безопаснее и адекватнее зимой.
В мае 2023 происходит то, что мы чувствовали на себе: продажа российских активов.
Volkswagen Group Rus и калужский завод уходят структуре Art-Finance (Авилон). Мощность — 225 тысяч машин в год, более 4 тысяч сотрудников. Оценка сделки — примерно 125 млн евро, что на фоне потерь ŠKODA выглядит как «ни о чем».
Параллельно в июне 2023 запускается программа Accelerate Forward | Road to 6.5:
- цель — довести рентабельность до 6,5% к 2026 году;
- сократить вариативность комплектаций (вспоминаем Golf с бесконечным конфигуратором и сравниваем с китайцами: «три комплектации и поехали»);
- урезать нишевые модели и усилить унификацию внутри концерна.
Это первый явный сигнал: время «жирных лет», когда можно было играться в тысячи версий одного и того же автомобиля, закончилось.
Китай, США, Индия: где Volkswagen пытается выжить и заработать
Концерн прекрасно видит, где растут рынки, а где — нет. Поэтому дальше картина такая.
Китай
В июле 2023 на фоне проблем с собственным софтом, Volkswagen покупает почти 5% XPeng за ~700 млн долларов и запускает совместную разработку двух электромобилей для Китая. Цели понятные:
- ускорить разработку;
- подтянуть софт и электронику;
- снизить себестоимость до китайского уровня.
Плюс Audi и SAIC делают отдельную Advanced Digitized Platform именно под китайские электрические Audi. В 2025 выходит та самая первая Audi без колец — локальный продукт для местного клиента на платформе IM. Фактически это признание: тренды в дизайне и технологиях задает уже не Германия, а Китай.
США
В феврале 2024 возрождается бренд Scout Motors: рамные пикапы и вседорожники, завод в Южной Каролине, ставка на «нативный американский продукт». Параллельно в 2024 году объявляют сотрудничество с Rivian по софту и архитектуре (вторая параллельная попытка получить актуальный софт извне): до 2027 года VAG планирует вложить до 5,8 млрд долларов, чтобы хоть где-то получить современную электро-платформу, если свой Cariad не справляется.
Индия
На этом фоне Индия выглядит не как экзотика, а как реальный шанс.
ŠKODA строит стратегию India 2.0, локализует платформу MQB A0-IN, запускает Kushaq и Slavia, сокращает вариативность. В первом полугодии 2025 года продажи ŠKODA в Индии делают плюс 100% к прошлому году и достигают рекордных значений. Если очень грубо, Индия для ŠKODA — тот рынок, который может хотя бы частично заменить Россию в объемах.
Закрытия, забастовки, штрафы… и все равно прибыль
Теперь к тому, что так любят форсить в комментариях.
Да, по концерну действительно прилетает плотно:
- остановки и закрытия заводов: Audi в Брюсселе, площадка в Нанкине (SAIC-Volkswagen), обсуждения закрытий в Германии;
- забастовки и давление профсоюзов: IG Metall, акции у заводов Volkswagen, BMW, Audi;
- суды и штрафы: спор с ГАЗ по контрактной сборке в Нижнем Новгороде, многомиллиардные претензии Индии к Volkswagen India по таможенным платежам;
- массовые сокращения: к 2030 году согласованы десятки тысяч «добровольных» увольнений в Германии, реструктуризация Cariad с минус 30% штата.
Параллельно электрическая линейка дает сбои:
- старт ID.7 Vizzion в Китае превращается в провал — единичные заказы у дилеров на фоне десятков тысяч броней у локальных конкурентов;
- запуск ID.7 в США откладывают, опасаясь повторения истории;
- спрос на электрокары в Европе и премиум-сегменте падает, планы по полной электрификации пересматриваются, срок жизни ДВС-моделей продлевают до 2030 года и дальше.
На этом фоне пропагандистски выглядит картинка «Volkswagen умирает». Но если открыть отчетность, то увидим другое:
- 2021: чистая прибыль ~15,4 млрд
- 2022: ~15,8 млрд
- 2023: ~17,1 млрд
- 2024: падение, но все равно порядка 12,4 млрд прибыли после налогов
Да, минус несколько миллиардов — это больно.
Но 12+ млрд евро прибыли — это не похороны. Это крупный, живой концерн, который режет издержки и переезжает туда, где можно продолжать зарабатывать: Китай, США, Индия.
Что все это значит для нас и есть ли у Volkswagen будущее
Если свести три года в одну картинку, получается вот что:
- В Германии концерн сокращает людей, закрывает заводы и упирается в дорогую энергию, жесткие экологические требования и падающий спрос.
- В Китае он одновременно и теряет позиции, и пытается зацепиться за рынок через партнерства, локальные платформы и даже Audi без колец.
- В Индии ŠKODA показывает, что при адекватной цене, простой линейке и глубокой локализации можно расти даже на турбулентном фоне.
- В США концерн делает ставку на новый старый бренд Scout и союз с Rivian.
При этом у Volkswagen все еще есть огромный запас прочности: деньги, бренды, технологии, узнаваемость. Вопрос не в том, «умрет ли он завтра», а в том, в каком виде он переживет эту перестройку и где у него останутся сильные позиции — в Германии или уже полностью «по ту сторону».
Лично мое мнение:
злорадствовать рано. Да, концерн сейчас явно не в лучшей форме. Да, у них затянувшийся кризис стратегии по электромобилям и софту. Но на цифрах это пока выглядит не как «смерть», а как болезненная перенастройка огромной машины.
Вернутся ли они когда-нибудь в Россию и будут ли при этом конкурентоспособны на фоне китайцев — отдельный большой вопрос. Но точно не стоит списывать Volkswagen со счетов только потому, что в ленте красиво разлетаются ролики про закрытые заводы и утилизированные Audi.
Напишите в комментариях, как вы сами видите будущее концерна: вы верите в «перезапуск» Volkswagen или считаете, что эпоха ВАГа закончилась, а дальше — Китай и локальные бренды?
Если такой формат разборов вам заходит — поддержите статью лайком и загляните в мой Telegram-канал yes_motion — там есть как уведомления обо всех новых видео на канале, так и уникальный контент, который не встретишь на Дзен!