Найти в Дзене

Куда катится Volkswagen: закрытия заводов, Китай, Индия и тот самый «запас прочности»

С марта 2022 года мне регулярно прилетает в личку один и тот же набор новостей: «Volkswagen все плохо», «электрички не пошли», «заводы закрывают», «людей увольняют». При этом параллельно мне пишут, что я «предал родной VAG», когда продал свою Шкоду. Получается интересная картинка: концерн их предал, я их якобы предал, и вообще «все предатели» и при этом все очень плохо. В какой-то момент мне и самому стало интересно: а что там у Volkswagen на самом то деле? Он правда разваливается или просто громко и больно перестраивается и какой вклад в это внес уход с нашего рынка? Я сел, собрал по датам ключевые новости о концерне Volkswagen AG с марта 2022 по сентябрь 2025 года, и на их основе сделал этот разбор. Ниже — выжимка для тех, кто хочет понимать картину целиком, а не жить из заголовка в заголовок. Март 2022 — точка отсчета. Производство и экспорт в Россию приостановлены, позже концерн полностью уйдет с рынка. Для нас это эмоциональная история, для них — один из болезненных, но не критичн
Оглавление

С марта 2022 года мне регулярно прилетает в личку один и тот же набор новостей: «Volkswagen все плохо», «электрички не пошли», «заводы закрывают», «людей увольняют». При этом параллельно мне пишут, что я «предал родной VAG», когда продал свою Шкоду.

Volkswagen куда ты катишься? 2022-2025
Volkswagen куда ты катишься? 2022-2025

Получается интересная картинка: концерн их предал, я их якобы предал, и вообще «все предатели» и при этом все очень плохо. В какой-то момент мне и самому стало интересно: а что там у Volkswagen на самом то деле? Он правда разваливается или просто громко и больно перестраивается и какой вклад в это внес уход с нашего рынка?

Я сел, собрал по датам ключевые новости о концерне Volkswagen AG с марта 2022 по сентябрь 2025 года, и на их основе сделал этот разбор. Ниже — выжимка для тех, кто хочет понимать картину целиком, а не жить из заголовка в заголовок.

Старт турбулентности: уход из России, смена курса и провальный курс на электрички

Март 2022 — точка отсчета. Производство и экспорт в Россию приостановлены, позже концерн полностью уйдет с рынка. Для нас это эмоциональная история, для них — один из болезненных, но не критичных эпизод уменьшения бизнеса.

Дальше начинается куда более важное: смена курса в головном офисе.

В
июле 2022 Херберта Дисса сменяет Оливер Блуме (официально с 1 сентября). На входе у него:

  • линейка электромобилей ID, которая не оправдала ожиданий;
Volkswagen ID Buzz
Volkswagen ID Buzz
  • амбициозный проект Trinity на новой платформе SSP с единым компьютером, подписками на функции и прочей красивой теорией;
Volkswagen Trinity мог бы выглядеть так
Volkswagen Trinity мог бы выглядеть так
  • собственная софтверная компания Cariad, которая должна была тянуть всю эту электронику… но не тянет.

Изначально Дисс пытался сделать все «инхаус»: свой софт, свои батареи, свои платформы — быстро и много. В реальности: сроки плывут, софт сырой, китайцы и Tesla улетают вперед.

На фоне новости о смене CEO в сентябре 2022 проходит IPO Porsche AG. Концерн поднимает десятки миллиардов евро и получает очень жирную подушку, чтобы вообще была возможность перестраиваться, а не просто тушить пожары.

Уже в ноябре 2022 проект Trinity и платформа SSP откатываются минимум к 2028 году, «зеленый» завод ставят под вопрос, делают упор на использование существующих мощностей. Формально это выглядит как шаг назад, но по факту это признание: «так, как планировали, оно не полетело».

2023: подсчет потерь, ставка на батареи и первый раунд экономии

В марте 2023 ŠKODA честно считает потери от российского рынка — почти 700 млн евро, при том что Россия была для марки вторым рынком и давала около 90 тысяч машин в год. Для бренда это болезненный удар, но не смертельный.

Параллельно концерн начинает выстраивать фундамент под будущую электрификацию:

  • апрель 2023 — создается PowerCo и запускается гига-завод батарей в Канаде (St. Thomas) с мощностью до 90 ГВт·ч и огромной господдержкой;
  • плюс проект в Испании, старт унифицированной ячейки (это тоже про батареи для электромобилей) с 2026 года.

Важно понимать: это ставка не только на сегодняшние литиевые батареи (к которым у меня масса вопросов по ресурсу, весу и пожаробезопасности), но и на будущие технологии: натриевые, твердотельные и так далее. То есть концерн готовится жить в мире, где электромобили все-таки как-то научатся быть легче, безопаснее и адекватнее зимой.

В мае 2023 происходит то, что мы чувствовали на себе: продажа российских активов.

Volkswagen Group Rus и калужский завод уходят структуре Art-Finance (Авилон). Мощность — 225 тысяч машин в год, более 4 тысяч сотрудников. Оценка сделки — примерно 125 млн евро, что на фоне потерь ŠKODA выглядит как «ни о чем».

Параллельно в июне 2023 запускается программа Accelerate Forward | Road to 6.5:

  • цель — довести рентабельность до 6,5% к 2026 году;
  • сократить вариативность комплектаций (вспоминаем Golf с бесконечным конфигуратором и сравниваем с китайцами: «три комплектации и поехали»);
  • урезать нишевые модели и усилить унификацию внутри концерна.

Это первый явный сигнал: время «жирных лет», когда можно было играться в тысячи версий одного и того же автомобиля, закончилось.

Китай, США, Индия: где Volkswagen пытается выжить и заработать

Концерн прекрасно видит, где растут рынки, а где — нет. Поэтому дальше картина такая.

Китай


В
июле 2023 на фоне проблем с собственным софтом, Volkswagen покупает почти 5% XPeng за ~700 млн долларов и запускает совместную разработку двух электромобилей для Китая. Цели понятные:

  • ускорить разработку;
  • подтянуть софт и электронику;
  • снизить себестоимость до китайского уровня.

Плюс Audi и SAIC делают отдельную Advanced Digitized Platform именно под китайские электрические Audi. В 2025 выходит та самая первая Audi без колец — локальный продукт для местного клиента на платформе IM. Фактически это признание: тренды в дизайне и технологиях задает уже не Германия, а Китай.

Audi без колец
Audi без колец

США


В
феврале 2024 возрождается бренд Scout Motors: рамные пикапы и вседорожники, завод в Южной Каролине, ставка на «нативный американский продукт». Параллельно в 2024 году объявляют сотрудничество с Rivian по софту и архитектуре (вторая параллельная попытка получить актуальный софт извне): до 2027 года VAG планирует вложить до 5,8 млрд долларов, чтобы хоть где-то получить современную электро-платформу, если свой Cariad не справляется.

Электропикап Scout
Электропикап Scout

Индия


На этом фоне Индия выглядит не как экзотика, а как реальный шанс.

ŠKODA строит стратегию
India 2.0, локализует платформу MQB A0-IN, запускает Kushaq и Slavia, сокращает вариативность. В первом полугодии 2025 года продажи ŠKODA в Индии делают плюс 100% к прошлому году и достигают рекордных значений. Если очень грубо, Индия для ŠKODA — тот рынок, который может хотя бы частично заменить Россию в объемах.

SKODA KUSHAQ
SKODA KUSHAQ

Закрытия, забастовки, штрафы… и все равно прибыль

Теперь к тому, что так любят форсить в комментариях.

Да, по концерну действительно прилетает плотно:

  • остановки и закрытия заводов: Audi в Брюсселе, площадка в Нанкине (SAIC-Volkswagen), обсуждения закрытий в Германии;
  • забастовки и давление профсоюзов: IG Metall, акции у заводов Volkswagen, BMW, Audi;
  • суды и штрафы: спор с ГАЗ по контрактной сборке в Нижнем Новгороде, многомиллиардные претензии Индии к Volkswagen India по таможенным платежам;
  • массовые сокращения: к 2030 году согласованы десятки тысяч «добровольных» увольнений в Германии, реструктуризация Cariad с минус 30% штата.

Параллельно электрическая линейка дает сбои:

  • старт ID.7 Vizzion в Китае превращается в провал — единичные заказы у дилеров на фоне десятков тысяч броней у локальных конкурентов;
  • запуск ID.7 в США откладывают, опасаясь повторения истории;
  • спрос на электрокары в Европе и премиум-сегменте падает, планы по полной электрификации пересматриваются, срок жизни ДВС-моделей продлевают до 2030 года и дальше.
ID.7 Vizzion
ID.7 Vizzion

На этом фоне пропагандистски выглядит картинка «Volkswagen умирает». Но если открыть отчетность, то увидим другое:

  • 2021: чистая прибыль ~15,4 млрд
  • 2022: ~15,8 млрд
  • 2023: ~17,1 млрд
  • 2024: падение, но все равно порядка 12,4 млрд прибыли после налогов

Да, минус несколько миллиардов — это больно.

Но
12+ млрд евро прибыли — это не похороны. Это крупный, живой концерн, который режет издержки и переезжает туда, где можно продолжать зарабатывать: Китай, США, Индия.

Что все это значит для нас и есть ли у Volkswagen будущее

Если свести три года в одну картинку, получается вот что:

  • В Германии концерн сокращает людей, закрывает заводы и упирается в дорогую энергию, жесткие экологические требования и падающий спрос.
  • В Китае он одновременно и теряет позиции, и пытается зацепиться за рынок через партнерства, локальные платформы и даже Audi без колец.
  • В Индии ŠKODA показывает, что при адекватной цене, простой линейке и глубокой локализации можно расти даже на турбулентном фоне.
  • В США концерн делает ставку на новый старый бренд Scout и союз с Rivian.

При этом у Volkswagen все еще есть огромный запас прочности: деньги, бренды, технологии, узнаваемость. Вопрос не в том, «умрет ли он завтра», а в том, в каком виде он переживет эту перестройку и где у него останутся сильные позиции — в Германии или уже полностью «по ту сторону».

Лично мое мнение:

злорадствовать рано. Да, концерн сейчас явно не в лучшей форме. Да, у них затянувшийся кризис стратегии по электромобилям и софту. Но на цифрах это пока выглядит не как «смерть», а как болезненная перенастройка огромной машины.

Вернутся ли они когда-нибудь в Россию и будут ли при этом конкурентоспособны на фоне китайцев — отдельный большой вопрос. Но точно не стоит списывать Volkswagen со счетов только потому, что в ленте красиво разлетаются ролики про закрытые заводы и утилизированные Audi.

Напишите в комментариях, как вы сами видите будущее концерна: вы верите в «перезапуск» Volkswagen или считаете, что эпоха ВАГа закончилась, а дальше — Китай и локальные бренды?

Если такой формат разборов вам заходит — поддержите статью лайком и загляните в мой Telegram-канал yes_motion — там есть как уведомления обо всех новых видео на канале, так и уникальный контент, который не встретишь на Дзен!