Найти в Дзене
Миры Артема Бестера

«Момент истины (В августе сорок четвёртого)» (1974)

После просмотра фильма «Август», снятого по мотивам романа Владимира Богомолова «Момент истины (В августе сорок четвёртого)», я захотел обратиться к первоисточнику — хотелось чётче сформулировать своё отношение к экранизации. Итог оказался предсказуемым: книга, безусловно, превзошла фильм. Это добротное, подлинно советское произведение — без претензии на гениальность (впрочем, похоже, автор и не стремился к этому), но с неоспоримыми достоинствами. Роман погружает в атмосферу военного времени и детально раскрывает будни контрразведчиков. Стиль повествования ясный и лаконичный перекликается со сводками фронтовых донесений, вкрапленных в роман. При этом в ключевых эпизодах текст обретает яркую драматичность — сцены оживают, сохраняя достоверность и напряжение. Завязка романа «В августе сорок четвёртого» («Момент истины») строится вокруг обнаружения в прифронтовой зоне Белорусского фронта вражеской радиопередачи: неизвестная группа агентов собирает и передаёт противнику разведданные, угро

После просмотра фильма «Август», снятого по мотивам романа Владимира Богомолова «Момент истины (В августе сорок четвёртого)», я захотел обратиться к первоисточнику — хотелось чётче сформулировать своё отношение к экранизации.

Итог оказался предсказуемым: книга, безусловно, превзошла фильм. Это добротное, подлинно советское произведение — без претензии на гениальность (впрочем, похоже, автор и не стремился к этому), но с неоспоримыми достоинствами. Роман погружает в атмосферу военного времени и детально раскрывает будни контрразведчиков. Стиль повествования ясный и лаконичный перекликается со сводками фронтовых донесений, вкрапленных в роман. При этом в ключевых эпизодах текст обретает яркую драматичность — сцены оживают, сохраняя достоверность и напряжение.

Завязка романа «В августе сорок четвёртого» («Момент истины») строится вокруг обнаружения в прифронтовой зоне Белорусского фронта вражеской радиопередачи: неизвестная группа агентов собирает и передаёт противнику разведданные, угрожая сорвать готовящуюся Мемельскую операцию. Дело «Неман» берут на контроль в Ставке ВГК, требуя за сутки обнаружить и обезвредить шпионов. Оперативно‑розыскная группа СМЕРШ под руководством капитана Алёхина приступает к поискам, сужая зону до Шиловичского леса, где, по найденной улике (лопатке раненого шофёра), могут скрываться агенты; параллельно готовится масштабная войсковая операция, но контрразведчики стремятся взять врагов живыми до её начала, чтобы добиться «момента истины» и раскрыть всю вражескую сеть.

Конечно же мне стало интересно, почему у романа два названия. Я порылся в закрома интернета и узнал, что на самом деле названий у романа чуть больше.

Будучи еще черновиком, Роман назывался «Убиты при задержании» и был предоставлен в журнал «Юность» в 1971 году.

В последствии в 1974, пойдя структурное редактирование, редактирование и вычитку, роман приобрел новое название «Возьми их всех». В новом названии, как и в предыдущем, легко считывается «детективная» подоплека.

В том же 1974 роман сменил издателя журнал «Юность» на журнал «Новый мир» и название на «В августе сорок четвёртого», а в итоге и на «Момент истины». Кому интересно почитать можно ТУТ.

Прежде чем закончить хотелось бы упомянуть и экранизации романа. Их тоже немало.

Первая экранизация — фильм режиссёра Витаутаса Жалакявичуса 1975 года, который так и не был закончен — у автора с режиссёром не заладились отношения, съёмочный процесс сопровождался конфликтами и судами. В результате почти отснятый фильм был закрыт, а материалы уничтожены.

Вторая экранизация — фильм «В августе 44-го…» (2000) режиссёра Михаила Пташука. В ролях: Алёхин — Евгений Миронов, Таманцев — Владислав Галкин, Блинов — Юрий Колокольников, генерал Егоров — Алексей Петренко. Богомолов потребовал убрать своё имя из титров, объяснив это тем, что большинство эпизодов книги оказались в фильме провалены.

Если честно и мне эта лента не сильно зашла. Не скажу, что не понравилась, но не зацепила точно. Ни Миронов, ни Галкин, в своих героев не вписались.

Третья экранизация — сериал «Операция „Неман“» (2023). Режиссёр — Сергей Виноградов. В ролях: Александр Яценко, Алексей Кравченко, Алексей Макаров, Александр Дуденков, Андрей Смоляков, Сергей Маковецкий.

Формат сериала, позволил авторам наиболее полно раскрыть сюжет романа. Правда не обошлось и без своих придумок. В целом сериал смотрится хорошо и динамично. Маковецкий, как всегда, молодец.

Четвёртая экранизация — фильм «Август». Режиссёры — Никита Высоцкий и Илья Лебедев. В ролях: Сергей Безруков, Никита Кологривый, Павел Табаков, Илья Исаев, Роман Мадянов.

Более подробно об этом фильме писал здесь.

Сам роман оцениваю на 7 из 10.