Ругать коллег нехорошо. Но прямо сейчас я это сделаю — потому что нарушение профессиональной этики действительно может навредить эмоциональному состоянию пациентов.
Захожу, значит, на Дзен — и попадается мне любопытный чужой кейс: ровные зубы с оголёнными шейками.
«Интересненько», думаю я, тем более что рецессии десны после/до/вместо ортодонтического лечения — больная тема всех ортодонтов. Именно поэтому пародонтологи (которые эти рецессии лечат) — наши лучшие друзья.
И вот кликаю я на эту статью, чтобы получить дозу просвещения по насущной теме, но вместо решения поставленной проблемы получаю текст о том, как же плохо лечили пациентов предыдущие ортодонты и как же хорошо «мы» полечим их теперь.
При этом доказательств — ноль. Фото до/после нет, только болтология.
Что сделал мой коллега?
Он фрустрировал прочитавших статью потенциальных пациентов, дав им понять, что где-то там лечат неправильно, но «мы-то можем лучше, расскажем как и запишем вас на приём». В комментариях — грустные пациенты с похожими историями и встревоженные — ещё не начавшие лечение.
А теперь представьте.
Берём моё фото в 20 лет и моё же фото в 50. И пишем статью:
«Стоит подумать, прежде чем прийти в этот мир и начать жить. Вот она, как жизнь выматывает, что она с людьми делает».
Предвижу комментарии: люди делятся своими страшными историями о приобретённых с возрастом заболеваниях, морщинах и прочих трудностях.
Тревожные напишут, что вообще не знают, стоит ли им рождаться.
(Помните фрагмент из фильма «Синяя птица», где детки стоят в очередь, чтобы появиться в этот мир? Какая трогательная сцена. Хорошо, что они не читали отзывы на жизнь в бренном мире)
В общем, я хочу сказать, что нет хороших и плохих планов лечения. Тем более нет универсальных планов.
Каждый план составляется исходя из особенностей пациента, а у каждого лечения есть показания — и могут быть осложнения. Причём осложнения могут возникнуть даже если мы всё делаем правильно.
Но мы понимаем, что иногда начать лечение нужно именно потому, что без лечения осложнения возникнут однозначно.Именно поэтому на консультации врач и пациент беседуют, взвешивают, принимают решение и в процессе лечения идут рука об руку от и до.
А если происходит что-то, что выходит за рамки плана — так бывает. Это жизнь, как бы грустно это ни звучало.
Давайте подробнее поговорим о теме рецессий.
Почему так происходит?
- Неправильное распределение нагрузки на зубы — как в статике, так и в динамике. Именно поэтому рецессии у многих пациентов возникают и без ортодонтического лечения.
- Тонкий биотип десны — просто от природы. Часто у людей астеничного телосложения, в 70% случаев сочетается с недостаточным объёмом кости альвеолярного отростка.
- Ятрогенная причина (вызванная врачебным вмешательством). Это может быть ортодонтия, какая-то нехорошая ортопедическая конструкция, пломба и т. д.
- Неправильная чистка зубов, вредные привычки — ковыряние зубочистками, вейпы, сигареты, вредная пища и напитки. Всё перечисленное вызывает воспаление, и вследствие этого — рецессии.
- Соматические заболевания. В целом есть такая формулировка — «полиэтиологическое заболевание»: причин может быть много, начиная от общих заболеваний организма.
И теперь , как частный случай, я хочу поговорить о рецессии десен после ортодонтии, так как я ортодонт
Рецессиям действительно порой подвергались пациенты, проходившие лечение в век одной популярной ортодонтической системы. Перед исследователями стояла задача: получить место в зубном ряду.
Место стали получать при помощи широких дуг. Планировалось, что при плавном постоянном давлении кость начнёт перестраиваться, и будет появляться место. (Действительно, так и происходит, но есть лимиты.)
С широкими дугами все зубы действительно помещались, но порой возникала побочка — рецессии десны.
Были и другие варианты:
- удаление зубов (пациенты часто не хотят),
- сепарации (пациенты часто не хотят),
- винты (тогда применялись мало, а сейчас пациенты часто тоже не хотят),
- хирургическое расширение челюстей (тогда редкость, сейчас — тоже пациенты часто не хотят).
На фоне всех этих вариантов широкие дуги казались волшебной таблеткой, ещё и более дешёвой, ведь за дополнительные манипуляции нужно доплачивать.
Это сейчас мы, наученные горьким опытом покупок марафонов, знаем, что волшебных таблеток не существует.
Раньше — верили…
И в заключение.
Коллеги и пациенты, наша задача как врачей — не вздыхать о том, как «раньше было плохо», а сделать выводы и больше так не делать.
Понимать лимиты организма.
Доносить информацию пациентам.
Иногда даже отказывать пациенту в лечении, если он не соглашается с безопасным планом. Ведь наша главная заповедь — не навреди.
Ни лечением. Ни тревогой о предстоящем лечении.
С уважением, Дарья Максимовна Михайлова, врач-ортодонт и главный врач клиники АльтаДент
Мой канал в Телеграме https://t.me/mikhaylovastory