Найти в Дзене

«Мама, я не понимаю, что он хочет!» — или почему ребёнок молчит, хотя всё понимает 🙂‍↕️

Нередко ко мне на консультацию приходят мамы детей 3-4 лет. Уставшие, на грани нервного срыва. Вопросы похожие: «Виктория, я не знаю, что делать. Он всё-всё понимает! Показываю картинку с собакой — показывает правильно. Прошу принести игрушку — приносит. А сам — молчит. Только мычит и тянет меня за руку». 👉 Это одна из самых частых ситуаций, с которой сталкиваются родители детей 2-4 лет. И она вызывает настоящее отчаяние. Потому что со стороны кажется: ребёнок умный, развитый, всё схватывает на лету.  Понимать и говорить — не одно и то же. Родители часто путают эти вещи. Думают: раз ребенок понимает речь, значит, с речевым развитием всё в порядке, просто «ленится» или «сам заговорит». Но вот в чём загвоздка… Понимание речи (это называется пассивный словарь) и говорение (активный словарь) — это две разные функции мозга. И развиваются они по-разному. Ребенок может прекрасно понимать 200-300 слов, узнавать предметы, выполнять инструкции, но при этом не уметь произносить даже десяток
Оглавление

Нередко ко мне на консультацию приходят мамы детей 3-4 лет. Уставшие, на грани нервного срыва. Вопросы похожие: «Виктория, я не знаю, что делать. Он всё-всё понимает! Показываю картинку с собакой — показывает правильно. Прошу принести игрушку — приносит. А сам — молчит. Только мычит и тянет меня за руку».

👉 Это одна из самых частых ситуаций, с которой сталкиваются родители детей 2-4 лет. И она вызывает настоящее отчаяние. Потому что со стороны кажется: ребёнок умный, развитый, всё схватывает на лету. 

Почему же он не говорит?

Понимать и говорить — не одно и то же. Родители часто путают эти вещи. Думают: раз ребенок понимает речь, значит, с речевым развитием всё в порядке, просто «ленится» или «сам заговорит». Но вот в чём загвоздка…

Понимание речи (это называется пассивный словарь) и говорение (активный словарь) — это две разные функции мозга. И развиваются они по-разному.
Ребенок может прекрасно понимать 200-300 слов, узнавать предметы, выполнять инструкции, но при этом не уметь произносить даже десяток простых слов.

Потому что для того, чтобы заговорить, мозгу нужно:

  • 👉 скоординировать работу артикуляционных мышц (язык, губы, щёки)
  • 👉 связать звук с его значением
  • 👉 запустить речевое дыхание
  • 👉 захотеть говорить (мотивация!)
  • 👉 научиться планировать высказывание

И если хотя бы один из этих механизмов не созрел или работает со сбоями — ребёнок молчит. Не потому что глупый. Не потому что ленивый. А потому что физиологически пока не готов.

А причём тут горшок и еда?

Многие удивляются, когда я на консультациях начинаю спрашивать про:

➖ приучен ли ребёнок к горшку
➖ что и как он ест
➖ как спит
➖ как ведёт себя в незнакомых местах

«Виктория, причём тут это? Мы же про речь говорим!»💬

А вот причём. В основании речи лежат:

✅ зрелость нервной системы
✅ развитие моторики (мелкой и крупной)
✅ сенсорная интеграция
✅ эмоциональная регуляция

Если ребёнок в 3 года не просится на горшок — это сигнал о незрелости нервной системы. Если отказывается жевать твёрдую пищу — значит, не развиты мышцы артикуляционного аппарата (те самые, которые нужны для речи!). Если закатывает истерики по любому поводу — у него не сформирована эмоциональная саморегуляция, а значит, он не может контролировать и речевую функцию.

Всё связано 💡И если вы хотите, чтобы ребёнок заговорил, нельзя работать только над звуками. Нужен комплексный подход.

Что делать? Сначала — диагностика. Не просто «сходить к логопеду», а самостоятельно понять, на каком этапе развития находится ваш ребёнок прямо сейчас. Потому что невролог может сказать «всё нормально, подождите до 5 лет». Логопед — «приходите в 4 года». А время идёт. И чем позже вы начнёте, тем сложнее будет наверстать.

Поэтому я всегда учу родителей самим оценивать уровень развития своего ребёнка. По понятным критериям. Без паники и без иллюзий. А дальше — конкретный план. Не «больше разговаривайте с ребёнком» (это не работает), а четкие действия: какие игры, какие упражнения, в какой последовательности.

Поэтому я приглашаю вас на бесплатный практикум❗️

19-20 ноября в 11:00 по Мск я провожу бесплатный практикум «Запускаем речь играя!» — для мам, которые хотят разобраться в ситуации и начать действовать правильно.

  • День 1 — Диагностика и нормы развития
  1. Проведём разностороннюю диагностику уровня развития вашего ребёнка (вы научитесь делать это самостоятельно)
  2. Разберём комплексный подход к развитию речи и интеллекта
  3. Поймём, как горшковые проблемы, пищевые привычки и поведение влияют на запуск речи

🎁 БОНУС: чек-лист «Комплексная диагностика развития ребенка» для домашней оценки

  • День 2 — Причины, рекомендации, решения
  1. Разберём причины задержки речи на основе диагностики из 1-го дня
  2. Научитесь выбирать нужных специалистов (и не сливать бюджет впустую)
  3. Получите простые методики для домашних занятий — без педагогического образования

🎁 БОНУС: готовый комплекс упражнений для запуска речи 

Практикум точно для вас, если ваш ребёнок:

➡️ Говорит меньше 10-20 слов или не говорит совсем

➡️ Всё понимает, но молчит

➡️ Говорит, но речь непонятна окружающим

➡️ Не строит фразы («мама дай», «папа пока»)

➡️ Общается жестами и мычанием

➡️ Не интересуется книжками и занятиями

🎁 Регистрируйтесь и забирайте ПОДАРОК — гайд «Как общаться с ребенком, чтобы он заговорил быстрее»

Участвовать бесплатно

Увидимся на практикуме. Будем разбираться, что именно мешает вашему ребёнку заговорить — и что с этим делать.

С заботой о вас,

Виктория Карпович 💛