Найти в Дзене

УЧИМСЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ (случай с урока)

На занятии открываем с учеником домашку и начинаем обсуждать. Я вижу, что один номер просто остался пустым с большим знаком вопроса. — Что тебя смутило в номере 2?
— Тут нужно просто подставить?
— Э нет, подожди. Я как раз тебя и спрашиваю: что именно тебя смутило? В чём именно вопрос?
— Я не понял. Есть предположения…
— У тебя задание какое в этом номере?
— Найти значение.
— Что нужно, чтобы найти значение?
— Подставить.
— Так. В чём была загвоздка с подстановкой?
— …
— То есть ты просто не подставил, потому что испугался, что это может быть неправильно?!
— Получается да.
— И ничего страшного. Может неправильно, а может и правильно. Зато если не сделать задание, правильным оно точно никак не будет.
— Понял.
— Супер. Разобрались. Теперь ты знаешь, что нужно будет доделать к следующему занятию. Теперь (это ещё надо проверить на практике) ученик будет в большем количестве подобных случаев делать активные действие и самостоятельно задаваться вопросами, что всяко лучше, чем ими не задават
Оглавление
Скриншот одного из занятий на электронной доске Miro.
Скриншот одного из занятий на электронной доске Miro.

Задача с большим знаком вопроса

На занятии открываем с учеником домашку и начинаем обсуждать. Я вижу, что один номер просто остался пустым с большим знаком вопроса.

— Что тебя смутило в номере 2?
— Тут нужно просто подставить?
— Э нет, подожди. Я как раз тебя и спрашиваю: что именно тебя смутило? В чём именно вопрос?
— Я не понял. Есть предположения…
— У тебя задание какое в этом номере?
— Найти значение.
— Что нужно, чтобы найти значение?
— Подставить.
— Так. В чём была загвоздка с подстановкой?
— …
— То есть ты просто не подставил, потому что испугался, что это может быть неправильно?!
— Получается да.
— И ничего страшного. Может неправильно, а может и правильно. Зато если не сделать задание, правильным оно точно никак не будет.
— Понял.
— Супер. Разобрались. Теперь ты знаешь, что нужно будет доделать к следующему занятию.

Теперь (это ещё надо проверить на практике) ученик будет в большем количестве подобных случаев делать активные действие и самостоятельно задаваться вопросами, что всяко лучше, чем ими не задаваться.
Скриншот одного из занятий на электронной доске Miro.
Скриншот одного из занятий на электронной доске Miro.

Сам не понял, что задачу-то уже решил

Далее перешли с следующему номеру. По нему есть несколько действий и потом решение обрывается. В задаче нужно выразить одну переменную через другую. Сразу делаю ставку на то, что ученик не понимает что значит «выразить переменную». Самое интересное, что на самом деле он эту переменную уже выразил, просто сам этого не понял.

— На чём здесь остановился?
— Дальше не помню. Не помню как выразить переменную t.
— Что нужно найти в задаче?
— Выразить переменную t.
— Что значит «выразить переменную».
— Вот этого я как раз и не помню.
— Когда ты делал эту домашку?
— Вчера.
— Когда ты столкнулся с тем, что ты не понимаешь смысл этой фразы, что ты сделал, чтобы понять её смысл?
— …
— Мы-то с тобой знаем ответ: ты просто оставил эту задачу и пошёл дальше ждать нашего занятия, чтобы я тебе это рассказал. Но вместо этого я помогу тебе понять, как ты сам в дальнейшем можешь решать подобные вопросы. Итак, что можно было сделать, чтобы узнать, что означает фраза «выразить переменную»?
— …
— Вот представь, ты сидишь вчера, решаешь домашку. Читаешь фразу «выразите переменную t» и не понимаешь, что это значит. Твои действия? Кроме варианта, где ты просто закрываешь задачу и ждёшь нашего занятия.
— Загуглить можно.
— Класс! Давай загуглим.

За следующие 1,5 минуты мы находим в поисковике смысл этой фразы и несколько примеров.

— Сколько понадобилось времени, чтобы это выяснить?
— Минуты 2.
— Понимаешь разницу между тем, чтобы загуглить как решить эту конкретную задачу и тем, чтобы загуглить одну только непонятную фразу?!
— Да.
— Какие ещё есть варианты, кроме того, чтобы загуглить, чтобы что-то по домашке выяснить?
— Вам написать.
— Да, как вариант. Итого, у тебя есть как минимум 3 варианта действий, когда тебе что-то непонятно по домашке:

  1. сформулировать вопрос и самостоятельно найти ответ на него;
  2. написать в наш чат, ведь он для этого и существует;
  3. и забить и подождать, когда я это объясню на занятии.

И я тебе предлагаю эти варианты выполнять именно в таком порядке. Договорились?
— Да.

А чем вам больше всего запомнились школьные учителя или университетские преподаватели? Давайте посмотрим у кого самая необычная история.

Приглашаю учиться думать вместе. Приходите на занятия с 8 по 11 класс и даже на 1 курсе. В группе ЕГЭ-2026 профиль есть ещё места.