Найти в Дзене

Методика воспитания разрушителя страны

После чехословацких событий власть все меньше доверяла молодежи. Кто-то из кремлевских мудрецов решил, что верность социализму можно привить путем инъекций патриотизма. В стране началось движение под названием «Дорогами славы отцов». Пионеров и комсомольцев водили по местам боев, заставляли слушать выступления ветеранов и клясться в верности партии. Однажды делегация «Гринабеля» попала на один из таких слетов. Проводился он недалеко от Прохоровки, в центре танкового сражения на Курской дуге. Кроме нас были представители других подростковых объединений. Вместе мы насыпали, таская землю в рюкзаках, шестиметровый курган, установили на нем звезду, опустились на колени и начали клясться. Мы, приехавшие с другого конца Союза, клялись в такой обстановке впервые. А другие участники этого слета уже сбились со счета. Клялись и посмеивались, обменивались циничными репликами. Это было удручающее зрелище. Чужой подвиг – как объект для глазения, как развлекательный момент. Так оценивал подобные мер
После чехословацких событий власть все меньше доверяла молодежи. Кто-то из кремлевских мудрецов решил, что верность социализму можно привить путем инъекций патриотизма. В стране началось движение под названием «Дорогами славы отцов». Пионеров и комсомольцев водили по местам боев, заставляли слушать выступления ветеранов и клясться в верности партии.
Однажды делегация «Гринабеля» попала на один из таких слетов. Проводился он недалеко от Прохоровки, в центре танкового сражения на Курской дуге. Кроме нас были представители других подростковых объединений. Вместе мы насыпали, таская землю в рюкзаках, шестиметровый курган, установили на нем звезду, опустились на колени и начали клясться.
Мы, приехавшие с другого конца Союза, клялись в такой обстановке впервые. А другие участники этого слета уже сбились со счета. Клялись и посмеивались, обменивались циничными репликами. Это было удручающее зрелище.
Чужой подвиг – как объект для глазения, как развлекательный момент. Так оценивал подобные мероприятия Макаренко. Нет, в таком движении мы участвовать не хотели. Мы и здесь следовали Макаренко, который писал: «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество».

Отрывок из книги В. Еремина "Отчаянная педагогика " (рекомендую!).

С тех пор изменилось многое. И, в основном, по принципу, который народ заложил в анекдот, когда-то с печалью рассказанный мне отцом:

"Разница между комсомольцами 30х и 80х в том, что первым всё было по плечу, а вторым — по🤬ю".

Описанная "воспитательная методика" тоже менялась. Ее рецепт я могу описать схемой "действие+показательные мероприятия". И в самом начале своего развития были силы, стремящиеся сдвинуть баланс в сторону действия.

Чем активнее, тяжелее действие человека, чем более глубоко он в него добровольно включен, тем крепче и глубже входит в его сознание та система ценностей, внутри которой действие организовано.

На это опирался Макаренко. Это работало в "бурсе Помяловского", где бурсаки из года в год воспроизводили ненавистный порядок ("замечательное" имперское образование). Этот же принцип поддерживает дедовщину в любой армии. Есть данные, что так воспитывают нацистов. Это — рабочий инструмент, который можно использовать в любых целях.

С годами тенденция поменялась. Схему стали смещать в сторону показательных мероприятий, "вымывая"основной компонент. Но без него показательные мероприятия деградируют до показухи.

Показательное мероприятие — это, например, марш воспитанников коммуны им. Горького по городу. Его суть в демонстрация того, чего добилось действие.

Когда действие ушло почти полностью, необходимые в некоторой степени показательные мероприятия превратились в показуху.

Ей мы регулярно занимаемся и по сей день.

Теперь у нас нет даже зачатков "воспитательной системы". Вместо нее "система показательных мероприятий".

Эффект будет тем же, что и позднего СССР.

Если ничего не поменять.

-2

Мой ТГ-канал. Там побольше материалов. А тут каналы на Ютубе и Рутубе. Заходите в гости.