Черное золото
На протяжении многих веков Уэльс был довольно бедным и слаборазвитым регионом Великобритании. Все изменилось после наступления века пара и электричества, когда оказалось, что в недрах этого края хранится огромное количество высококачественного каменного угля. Соответственно, росла и его добыча. Если в 1800 году ею занимались полторы тысячи человек, то спустя век это число увеличилось до 250 тысяч.
Уголь стал настоящим черным золотом, кормившим множество людей. К 1913 году на Великобританию приходилась четверть мировой добычи угля, причем 20% этого объема добывалось на шахтах Южно-Уэльского угольного бассейна.
Впрочем, эта работа не была ни легкой, ни безопасной. Почти половина всех погибших британских горняков приходилась на шахты Южного Уэльса. Помимо привычного риска подземных обвалов шахтерам грозил рудничный газ — чрезвычайно взрывоопасная смесь метана и водорода. Что еще хуже, после взрыва она образует удушливый остаточный газ, который сам по себе может привести к гибели людей.
В 18 км от столицы Уэльса Кардиффа располагалась крохотная деревушка Сенгеннит. В конце XIX века там был найден уголь, и в 1896 году началась его добыча. Соответственно, стало увеличиваться и население деревушки. В 1891 году оно составляло всего 100 человек, а к 1913-му — уже более шести тысяч. Естественно, практически все они были прямо или косвенно связаны с шахтой.
Закон суров, но необязателен
Привычные для горняков беды не обошли стороной шахту Сенгеннит. В 1901 году там прогремело три подземных взрыва. Они повредили подъемное устройство, из-за чего спасательные работы были крайне затруднены. Хотя поисково-спасательная операция продолжалась шесть недель, спасти удалось только одного из 82 шахтеров, находившихся в момент взрыва под землей.
При расследовании причин трагедии установили, что взрывы были вызваны выделением рудничного газа, а их последствия усугублялись значительным количеством угольной пыли в воздухе. Шахта была сухой, и пыль образовывалась в основном при механической откатке вагонеток, поскольку они грузились выше бортов и двигались против воздушной струи. Хотя для борьбы с пылью проводились некоторые мероприятия, этого было недостаточно для решения проблемы.
В 1906 году мир был потрясен подземной катастрофой на шахте «Курьер» во Франции, приведшей к гибели более тысячи горняков. Ее сценарий в точности соответствовал тому, что произошло в Уэльсе: возгорание рудничного газа, спровоцировавшее детонацию угольной пыли в воздухе.
Для того чтобы избежать подобных аварий в будущем, была сформирована особая Королевская комиссия, разработавшая закон об угольных шахтах, принятый парламентом в 1911 году.
Среди требований по охране труда и технике безопасности была и установка во всех угольных шахтах специальных вентиляторов, которые могли бы изменять направление воздушных потоков и таким образом бороться с рудничным газом и угольной пылью.
Закон вступал в силу с 1 января 1913 года, но владельцы шахты Сенгеннит попросили дать им отсрочку до 16 сентября. Затем она была продлена до 30 сентября, но и в этот срок уложиться не удалось.
Обреченные на смерть
Пока продолжалась подобная бюрократическая переписка, шахта продолжала работать в обычном ритме, и так продолжалось до 14 октября.
Тот день начался со стандартной процедуры проверки наличия рудничного газа в забоях. Она проводилась самым примитивным, дедовским методом: в пустоты, где мог собираться газ, просовывался факел. Если огонь становился ярче, это свидетельствовало о поступлении рудничного газа.
Проверка не обнаружила никаких тревожных признаков, и в 6 утра началась утренняя смена.
Примерно в 8.00 в западной части подземных выработок прогремел взрыв (шахта состояла из двух стволов — западного ствола Ланкастер и восточного ствола Йорк).
Считается, что взрыв был спровоцирован искрой от электрического сигнального звонка. В шахте использовалась электрическая система сигнализации, и в разных помещениях находилось более десятка электрических звонков. Хотя они были прикрыты защитными кожухами, эта защита не была герметичной.
Искра зажгла скопление рудничного газа, который, в свою очередь поджег угольную пыль. Одним словом, повторилась ситуация двенадцатилетней давности, но в гораздо большем масштабе. Теперь под землей находилось не 82, а 950 человек.
Взрывная волна достигла поверхности, разрушив подъемник ствола Ланкастер и убив его механика.
Управляющий шахтой Эдвард Шоу, воспользовавшись подъемником ствола Йорк, спустился под землю. Там он обнаружил 450 горняков и распорядился об их немедленной эвакуации.
Попасть в западную часть подземных выработок ему не удалось, потому что они были охвачены огнем и, по словам сопровождавшего управляющего горного мастера, выглядели «точь-в-точь, словно бы я заглянул в печь». Вдобавок все водопроводные трубы ствола были перебиты взрывом, так что без их починки потушить пожар было бы невозможно. Оставив рабочих чинить трубы, Шоу поднялся на поверхность и запросил помощь специализированных горноспасательных команд, которые начали прибывать после 11 утра.
Героизм или безрассудство?
Спасатели бросились на помощь шахтерам. Им приходилось бороться с пожаром при помощи ручных огнетушителей, работать в кромешной тьме, сквозь которую не могли пробиться лучи фонарей, в раскаленных, заполненных ядовитым газом штреках.
— Это был настоящий ад, — рассказывал один из спасателей. — Жара была просто невыносимой. Обжигающей. Как будто я стоял на улице охваченной огнем.
Работы сопровождались чрезвычайным риском, ведь взрыв и пожар ослабили устойчивость перекрытий, что привело к многочисленным обвалам. В результате многие спасатели получили травмы, а один из них погиб. Надежных СИЗОД еще не существовало, и приходилось пользоваться довольно несовершенными респираторами, из-за чего несколько человек получили отравление рудничным газом. Как позже вспоминали очевидцы, спасатели «безрассудно распоряжались своими жизнями» в попытках найти выживших.
Их усилия были не напрасны, и благодаря им уже глубокой ночью удалось обнаружить и благополучно поднять на поверхность 18 горняков.
К сожалению, это был их единственный успех. Хотя спасработы продолжались до вечера 15 октября, дальше спасателям пришлось поднимать на поверхность только трупы.
Всего из 950 человек утренней смены 432 погибли под землей, еще семеро позже скончались в больнице.
Сколько стоит жизнь шахтера?
Расследование катастрофы продолжалось до 21 февраля 1914 года. В официальном отчете говорилось: «Учитывая, что шахта была загазованной и ранее уже разрушалась взрывом, руководство должно было принять меры для обеспечения запаса воды, достаточного для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, подобной той, которая действительно произошла. Некоторые нарушения могут показаться незначительными, но в совокупности они указывают на тревожную халатность в управлении шахтой».
Тем не менее руководство шахты было признано виновным лишь в самых незначительных нарушениях и оштрафовано на сумму… 24 фунта стерлингов. Как прокомментировали этот приговор в местной газете, «жизнь каждого погибшего шахтера оценена в один шиллинг и полтора пенса».
Менее чем через месяц после катастрофы работа шахты была возобновлена и продолжалась до 1928 года, когда ее окончательно закрыли (и то не из-за ее опасности, а по причине нерентабельности).
История шахты Сенгеннит в очередной раз подтвердила давно известную истину — даже самые правильные законы и тщательно обоснованные нормативы без должного контроля за их исполнением остаются всего лишь бесполезной бумажкой…
Глазами очевидца
В момент взрыва шахтер Уильям Визард грузил пустую породу в вагонетки. Позже он вспоминал:
— Я крикнул в следующий зал, потому что знал человека, который там работал, и двух его сыновей. Ни звука, ни света. Ну, подумал я, что-то случилось. И пополз дальше к развилке.
Когда я выбрался к галерее, ведущей к развилке, услышал, как мальчик кричит своему отцу: «Где мой отец? Мне нужен мой отец».
Я спустился к развилке. Там наткнулся на мертвую лошадь. Затем нащупал человека. Потрогал его ноги. Потрогал его лицо. Он закрывал рот шарфом.
И он заговорил со мной. Мы узнали голоса друг друга. Конечно, я его узнал. «Это был взрыв», — сказал он.
Подготовлено по материалам газеты "Спасатель МЧС России" №42, 2025 Владимир Другак