Найти в Дзене

Спектакль «Исход». Театр «Шалом».

Режиссер — Петр Шерешевский. Драматург — Полина Бородина. Художник — Надежда Лопардина. Композитор — Ванечка (Оркестр приватного танца) . Художник по свету — Елена Перельман . «Как-то что-то надо переработать в исходных данных» Михаил Жаанецкий. Бежать из абсурдного мира, созданного на сцене, хочется очень скоро после начала действия (и некоторые уходят), но имя режиссера Петра Шерешевского прочно удерживает в кресле. Он — постмодернист, и наверняка нас ждет интеллектуальное путешествие. По сюжету Андрей (Дмитрий Уросов), ушедший от нелюбимой жены и больного ребенка и назвавшийся Моисеем, симулирует амнезию и оказывается в психоневрологическом интернате (ПНИ). Лечащая его психолог Марина (Анна Котляр) с лучезарной улыбкой признается в том, что ее работа с Моисеем закончена, потому что денег у института больше нет, а ей нужно дописывать диссертацию. Девушка в прекрасной форме — в красном купальнике вместо халата — пытается даже соблазнить пациента, как блудница, чтобы хоть как-то ему о

Режиссер — Петр Шерешевский.

Драматург — Полина Бородина.

Художник — Надежда Лопардина.

Композитор — Ванечка (Оркестр приватного танца) .

Художник по свету — Елена Перельман .

«Как-то что-то надо переработать в исходных данных» Михаил Жаанецкий.

Бежать из абсурдного мира, созданного на сцене, хочется очень скоро после начала действия (и некоторые уходят), но имя режиссера Петра Шерешевского прочно удерживает в кресле. Он — постмодернист, и наверняка нас ждет интеллектуальное путешествие.

По сюжету Андрей (Дмитрий Уросов), ушедший от нелюбимой жены и больного ребенка и назвавшийся Моисеем, симулирует амнезию и оказывается в психоневрологическом интернате (ПНИ). Лечащая его психолог Марина (Анна Котляр) с лучезарной улыбкой признается в том, что ее работа с Моисеем закончена, потому что денег у института больше нет, а ей нужно дописывать диссертацию. Девушка в прекрасной форме — в красном купальнике вместо халата — пытается даже соблазнить пациента, как блудница, чтобы хоть как-то ему отплатить.

Сцена из спектакля «Исход». Театр «Шалом». Фото автора.
Сцена из спектакля «Исход». Театр «Шалом». Фото автора.

Одна из возрастных и корпулентных больных Валя (Янина Хачатурова) тоже претендует на эту роль. Моисей отказывает обеим и выглядит жертвой бесчеловечной системы. В конце концов он возвращается к холодной как лед законной жене (Вероника Патмалникс). Она же играет медсестру в больничной униформе.

Общий колорит не мрачный, а наоборот — вся сцена засыпана белым песком, который при определенном освещении кажется морским дном. Шум прибоя работает на ту же ассоциацию. Однако соседство детских качелей с железной кроватью и проекция фотографии интерната во всю стену создают диссонанс с приятным плеском воды.

Сцена из спектакля «Исход». Театр «Шалом». Фото автора.
Сцена из спектакля «Исход». Театр «Шалом». Фото автора.

Спектакль построен на сложном переплетении обыденной истории с библейской. На второй план работают образы-символы: радуга, рыба, море (по Юнгу — подсознание), песок, кровать (место рождения и смерти), удочка (атрибут рыбака и апостолов).

Действие происходит и внутри, и во дворе интерната, где люди проводят всю жизнь. На проекции во весь задник человечки-марионетки застыли в ярких, в цветочек, халатах. Слева — расписанная Моисеем стена с радугой, желтым существом — «кротом» и черным крестом посередине, который требует убрать прораб (Антон Ксенев). Потом над крестом главный герой напишет «козлы», а на кресте нарисует божью коровку. Но не чернуха является предметом исследования режиссера. Петр Шерешевский предлагает подумать, как далеко мы ушли от договоров с Богом и куда направляемся.

Сцена из спектакля «Исход». Театр «Шалом». Фото автора.
Сцена из спектакля «Исход». Театр «Шалом». Фото автора.

На сцене читаются символы двух Заветов: радуга — ветхозаветный символ, рыба — новозаветный. Появляется и макет больницы, в пространстве спектакля получающей дополнительный смысл: это наш мир, в окошки которого, как в тюремную палату номер 6, заглядывает Верховный Бог — главврач (Александр Мокроусов). Голос актера звучит жестко и безэмоционально. Растянувшись на песке, он загорает, совершенно отстранившись от происходящего.

Живой звук создается игрой исполнителей на музыкальных инструментах, они же водят палочками по струнам, извлекая музыку, похожую не на гармонию, а на скрип.

Правдоподобие мешается с абсурдом. Главврач ловит живую рыбу в маленьком бассейне и отдает ее жене Андрея (Моисея), а та разделывает и зажаривает мужу. Рыба как символ христианства в этой системе координат напрочь лишена ореола святости. Вместо Духа Святого — жучок на деревяшке. Псалмы и шлягеры в одном ряду, рэп из уст главного героя делает из него страдальца. Но Андрей-Моисей оказывается не спасителем, а предателем, бросившим сына. Встреча в интернате отзеркаливает его историю: Лешу Силина (Антон Шварц) сдала туда мать, поэтому во время тиков он присыпает свою речь отборными ругательствами в адрес такой-то матери.

С другой стороны, сюжет чем-то напоминает роман Апдайка «Кролик, беги», где главный персонаж тоже пускается в бега от унылой жизни, сына и еще не рожденного ребенка.

Вынести приговор потерявшемуся в жизни герою я не могу. В этом спектакле Андрей, вернувшись домой, улыбается, как прозревший дурак, — убежать не удастся. Псих Леша в это же время на авансцене вдохновенно запевает песню о своей мечте. В своих видениях-медитации солнечный парень с тиком совершает исход - открывает мир, странствуя по самым разным местам планеты в поисках выхода, даже оказывается в открытом космосе, но и там пусто.

Рекомендовать широкому зрителю не стану, но для любителей творчества Петра Шерешевского must see. Постановка долго не отпускает и заставляет думать.

P.S. Это первый спектакль театра после того, как туда пришел Олег Липовецкий. И он не сам поставил (скромный), а позвал Петра Шерешевского.

Читайте меня в Телеграмм . Будем ближе! https://t.me/theatre_ma