Найти в Дзене

"Выбери меня!". Секреты подбора актерского каста

Всем белокаменный привет, друзья! С вами снова Саша Ольшевская. У нас продолжаются статьи из рубрики #белокаменныесоветы, в которой мы рассказываем про этапы создания фильма и делимся нашими творческими лайфхаками. Сегодня поговорим о принципах подбора актеров на проект, как всегда, с примерами и фотками. Поехали! И напоминаю, что, когда вы ставите «пальчик вверх», где-то благодарно улыбаются один режиссер и один кинокорреспондент:) Думаю, расписывать, насколько важен подбор актеров не нужно, это и так понятно всем. Без подходящих типажей и достаточного погружения в образ героя, магия кино вместе с верой в происходящее слетают, как бесполезная шелуха. И их не удержит крепкий добротный сценарий, оригинальная работа оператора и душевная музыка. В период первых шагов в кинодеятельности сценарии писались таким образом, чтобы система персонажей полностью раскладывалась на нашу разновозрастную дружескую компашку. То есть изначально существовал определенный состав типажей и с его учетом созд

Всем белокаменный привет, друзья! С вами снова Саша Ольшевская. У нас продолжаются статьи из рубрики #белокаменныесоветы, в которой мы рассказываем про этапы создания фильма и делимся нашими творческими лайфхаками. Сегодня поговорим о принципах подбора актеров на проект, как всегда, с примерами и фотками.

Поехали! И напоминаю, что, когда вы ставите «пальчик вверх», где-то благодарно улыбаются один режиссер и один кинокорреспондент:)

Жара -грибы пошли (за кадром "Брат пятерых", лето 2024)
Жара -грибы пошли (за кадром "Брат пятерых", лето 2024)

Думаю, расписывать, насколько важен подбор актеров не нужно, это и так понятно всем. Без подходящих типажей и достаточного погружения в образ героя, магия кино вместе с верой в происходящее слетают, как бесполезная шелуха. И их не удержит крепкий добротный сценарий, оригинальная работа оператора и душевная музыка.

В период первых шагов в кинодеятельности сценарии писались таким образом, чтобы система персонажей полностью раскладывалась на нашу разновозрастную дружескую компашку. То есть изначально существовал определенный состав типажей и с его учетом создавалась история. Таким образом, были созданы «Потерявши...» (2020), частично «Букет ромашек» (2021) и «Песня для Луизы» (2022).

Сейчас мы работаем гибридно – какие-то герои сразу есть в сценарии, какие-то приходят в сюжет вместе с интересными людьми.

Просто фото нашей компашки (за кадром "Дворы", лето 2022)
Просто фото нашей компашки (за кадром "Дворы", лето 2022)

Как же набирается каст? До смешного просто.

Чаще всего, мы находим человечка, примерно подходящего по возрасту и типажу, общаемся с ним, даем почитать сценарий, погружаем в идею, рассказываем о вероятной нагрузке на период съемок, узнаем о планах на этот период и спрашиваем: «Готов?». И на этом все. Давший согласие человек утверждается на роль и становится частью команды. И еще, если актер несовершеннолетний, мы обязательно договариваемся с родителями и получаем от них разрешение.

Обращаться к прошлому мы тоже любим (фотосессия к проекту "Красота в глазах смотрящего", лето 2025)
Обращаться к прошлому мы тоже любим (фотосессия к проекту "Красота в глазах смотрящего", лето 2025)

Звучит легко, но имеются несколько нюансов. Разделю их на внешние, касающиеся актерских навыков, и на внутренние, связанные с личностными качествами претендентов.

"Внешние" нюансы не связаны с обликом человека. На внешности кандидатов мы вообще не зацикливаемся. Разве что просим на период съемок не планировать никаких кардинальных изменений образа. Чаще всего это касается стрижек и окрашиваний волос. Также мы не требуем опыта съемок в видео, кино и на театральной сцене, и наличия актерского образования, потому что стараемся дать шанс каждому попробовать свои силы. Каждому, кто готов вкладываться в проект и работать. Отмечу также, что Ольга Александровна как режиссер против излишней театральности в кадре. Естественность в своей роли и умение не изобразить, а прожить момент – основное наше внешнее требование к начинающему актеру.

На фото, кстати, пример юного артиста, который, благодаря своим естественным эмоциям сперва сыграл в эпизоде в «Брате пятерых» (2024), потом перевоплотился в школьника-блогера в фильме «Невидимка» (2025), а затем получил роль главного героя в проекте «Красота в глазах смотрящего» (2025).

Тимофей Васильев в роли оператора Санька (кадр из фильма "Невидимка" 2025)
Тимофей Васильев в роли оператора Санька (кадр из фильма "Невидимка" 2025)

Ну, а теперь поговорим про внутренние качества личности, которые мы ждем:

1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. И это относится не только ко всему актерскому касту, но и ко всей команде помощников. Это качество скрепляет нашу команду на сегодняшний момент, пока у нас отсутствует возможность финансировать работу всех и каждого. Проекты держатся на железном правиле: «пообещал, что будешь участвовать, – выполни». Или не обещай вовсе.

Актера перед утверждением на роль не случайно подробно расспрашивают о графике жизни-работы-учебы на период съемок. Это делается для того, чтобы создать удобный для всех съемочный план, о котором я подробнее расскажу в другой статье. И, стоит вам заявить о своей готовности участвовать, а потом вспомнить посреди съемочного процесса, что в эту субботу день рождения вашей бабушки из другого города, а вы об этом не предупредили команду – к лешему полетит весь план, и вы подведете большое количество людей. Если у вас действительно нет времени, а выходные дни на вес золота – не соглашайтесь на проект и не обманывайте себя и нас, так как организовывать пересъемку сложно вдвойне. Болезни и неожиданные ситуации прощаются, потому что настигают внезапно. Но бросание слов на ветер у нас порицается.

Не передать словами, сколько таким образом на начальных этапах у нас «слилось» операторов, которые договаривались с нами, а потом находили дела поважнее. И некоторые об этом даже не предупреждали и просто не являлись на площадку. От такого халатного отношения едва не пострадал фильм «Дворы» (2022), статья про который уже почти готова.

(Когда фраза «у меня не сто рук» стала реальностью (за кадром фильма "Дворы", июнь 2022)
(Когда фраза «у меня не сто рук» стала реальностью (за кадром фильма "Дворы", июнь 2022)

Кто-то может сказать, что, раз в команде отсутствуют отношения «работодатель-работник», то и никто никому ничего не должен. Однако, в чем проблема тогда просто уважать наши принципы и не обещать свою помощь и участие, если есть малейшие сомнения? Тем более, мы стараемся сразу давать достоверную картину того, насколько непростым будет проект. Так что нельзя сказать, что мы заманиваем людей атмосферой веселья, а потом заставляем работать. Конечно, вероятность потери положенных по договору денег бы мотивировала на более ответственное отношение. Но на сегодняшний момент, идеи у компании есть, творческий запал тоже, а бюджет сильно ограничен. Этот вопрос мы еще решаем.

Съемки это весело... Да... Zzzzzz.... ( после съемок "Букета ромашек, лето 2021)
Съемки это весело... Да... Zzzzzz.... ( после съемок "Букета ромашек, лето 2021)

2. Пунктуальность. Ну, тут просто, чтобы никто никого не ждал. Особенно, когда съемка планируется на платной локации, где время прибывания ограничено – студии, съемные квартиры, номера в гостиницах, хореографические залы, катки и т. п. И еще, когда кого-то из актеров нужно отпускать по делам к конкретному часу. Но, опять же, неожиданности никто не отменял, и мы за них не кусаемся. Главное, чтобы опоздания не были системными.

Видение принцессы Есении (кадры снимались в платной студии, "Не отлично!", 2023)
Видение принцессы Есении (кадры снимались в платной студии, "Не отлично!", 2023)

3. Чистая речь без обсценной лексики. Мы общаемся без мата и в кадре, и за кадром. Такой принцип:). Даже шпана обходится без «брани на грани». И мы рады, что гаденькую натуру можно показать и без скверных слов.

Кто-то попался... (кадр из фильма "Не все равно", октябрь 2023)
Кто-то попался... (кадр из фильма "Не все равно", октябрь 2023)

4. Стрессоустойчивость и отсутствие сильно мешающих хронических болезней. Просто потому, что съемки – это трудно. И морально, и физически. Никто не оценит ваши силы лучше, чем вы сами.

5. Внимательность. Чтобы не тратить драгоценные часы работы на организационные моменты. Повторение одного и того же по сто раз выматывает и режиссера, и ассистентов, и актеров. От такого даже ссоры могут вспыхивать на площадке.

Главным образом, все перечисленные качества требуются от актера главной роли. Так как, это самый пашущий человек в кинокоманде после режиссера, и на такой труд готов далеко не каждый. Особенно, когда речь идет про полнометражный фильм.

Например, Алексей Зайцев, исполнитель роли Вальки из фильма «Брат пятерых» (2024) и плавал, и тонул, и лазил по деревьям, и делал пробежку вокруг поля, и в конце дня просто падал без сил.

Что?! Опять съемки?! (за кадром "Брата пятерых", июль 2024)
Что?! Опять съемки?! (за кадром "Брата пятерых", июль 2024)

Наличие особых навыков может стать вашим плюсом, но специально не требуются. Например, в готовящемся к выходу «Красота в глазах смотрящего» (2025) навыки актрисы Марии Быковской позволили добавить героине Вике интересную фишку – выполнение акробатических элементов. Поэтому, если умеете что-то особенное и готовы демонстрировать – не стесняйтесь и делитесь с нами. Ваши умения могут сделать вашего персонажа неповторимым!

Кадр из "Красоты в глазах смотрящего" (2025)
Кадр из "Красоты в глазах смотрящего" (2025)

Кроме того, иногда в фильмах бывают нужны дублеры. Например, у нас был дублер-пианист («Не дано») и дублер-фигурист («Невидимка»). Также в связи с тем, что фильмы теперь сопровождают авторские песни, нам нужны и сильные музыкальные голоса.

Ольга Александровна, актриса Аня и ее дублер Даша (за кадром "Невидимки", зима 2025)
Ольга Александровна, актриса Аня и ее дублер Даша (за кадром "Невидимки", зима 2025)

А что насчет проб? Они бывают, но далеко не у всех фильмов. Чаще они устраиваются для актеров второстепенных ролей, особенно при наличии спорных ситуаций и множестве желающих. Но для «Единожды солгавшего» (2024) выбирали из нескольких кандидаток главную героиню. Кстати, на снимке девочка, которую в итоге и выберут на роль Нины:)

Стоп-кадр из архивного видео, май 2024
Стоп-кадр из архивного видео, май 2024

С взрослыми актерами ситуация чуть сложнее, и иногда их приходится брать в проект по принципу "кто свободен и не боится, тот и играет". Поэтому в наших проектах мало отцов, так как они чаще всего либо очень уставшие, либо стесняются. Сейчас мы это исправляем, как можем.

Взрослым к нам тоже можно, я об этом писала и буду писать. Все, кто участвовал, довольны. А в живые впечатления детей и взрослых можно погрузиться через рубрику "заметки актера" в нашем сообществе в ВК.

Киномама с кинодочей (кадр из фильма "Невидимка, 2025)
Киномама с кинодочей (кадр из фильма "Невидимка, 2025)

Также, кто читал наши прошлые статьи, знает, что бывают и ситуации, когда роль есть, а актер на нее не находится. Или внезапно теряется перед самым началом съемок. В таком случае, идут срочно перебираются все знакомые, а также ведется поиск актеров с профессиональным образованием, готовых на платной основе нам помочь. Спойлерить не буду, но в новейшем проекте такой персонаж есть. И опытный актер был подобран, поскольку роль крайне сложная и ни каждый на такое согласится (да, да, это я вас мотивирую подписаться на наши соцсети и ждать выхода первой части «В первой тройке»).

В новом проекте вас будет ждать много спорта в осенних декорациях. Красота!
В новом проекте вас будет ждать много спорта в осенних декорациях. Красота!

Подводя итоги, повторюсь, что мы готовы дать шанс на киносказку каждому. Но наше доверие накладывает на участников определенную ответственность. И, если вы не готовы к ней, просто будьте честными перед собой.

На этом на сегодня все. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статейки и фильмы! Не забывайте про лайки и комменты! Они поддержат нас как рассказчиков и создателей кино.

С вами была Саша Ольшевская, и до новых встреч!

Наше сообщество в ВК, Дзен, тг-канал.

#ДетскоеКино #АвторскоеКино #СемейноеКино #детиснимаюткино

#досугвмоскве #кинокружок #киноодетях #семейныеценности #дружба

#кинокомпанияБелыйкамень #запискирежиссера