Найти в Дзене
МТС Редспот

Продолжение «Иллюзии обмана»: стоит ли смотреть третью часть фильма-ограбления

В далеком 2013 году режиссёр Луи Летерье выпустил в мир «Иллюзию обмана» – удачную смесь фильм-ограбления и магического шоу. Картина моментально собрала фанатов и заложила основу для франшизы. Теперь, спустя девять лет после выхода «Иллюзии обмана 2», в российские кинотеатры добрался и триквел — попытка вернуть «четырёх всадников» и перезапустить бренд с более мягким тоном.
Удалось ли третьей части (16+) стать лучшей версией своих предшественников и почему мягкий ребут всё же не сработал — рассказываем в новом материале. Режиссёром триквела выступил Рубен Фляйшер — человек, обученный снимать всё: от комиксной феерии («Веном») до геймерского фан-сервиса («Анчартед»). Ему досталась задача уровня мастера-иллюзиониста: вернуть франшизе магию первых частей, угодить «олдам», при этом привлечь свежих зрителей и, разумеется, не разорить студию.
Фильм честно идёт по нынешней формуле блокбастера: больше персонажей, больше дорогих локаций, больше спецэффектов, – будто масштаб сам по себе долже
Оглавление

В далеком 2013 году режиссёр Луи Летерье выпустил в мир «Иллюзию обмана» – удачную смесь фильм-ограбления и магического шоу. Картина моментально собрала фанатов и заложила основу для франшизы. Теперь, спустя девять лет после выхода «Иллюзии обмана 2», в российские кинотеатры добрался и триквел — попытка вернуть «четырёх всадников» и перезапустить бренд с более мягким тоном.

Удалось ли
третьей части (16+) стать лучшей версией своих предшественников и почему мягкий ребут всё же не сработал — рассказываем в новом материале.

@Parilov/Shutterstock.com
@Parilov/Shutterstock.com

Наследие или очередной фокус

Режиссёром триквела выступил Рубен Фляйшер — человек, обученный снимать всё: от комиксной феерии («Веном») до геймерского фан-сервиса («Анчартед»). Ему досталась задача уровня мастера-иллюзиониста: вернуть франшизе магию первых частей, угодить «олдам», при этом привлечь свежих зрителей и, разумеется, не разорить студию.

Фильм честно идёт по нынешней формуле блокбастера: больше персонажей, больше дорогих локаций, больше спецэффектов, – будто масштаб сам по себе должен сработать. Чтобы заманить новую аудиторию, создатели вводят две команды: оригинальных «всадников» и молодых фокусников.

Действие разворачивается спустя десять лет после событий второго фильма. Джесси Айзенберг возвращается к роли эгоцентричного лидера распавшейся команды, который теперь вербует трио юных магов – Чарли (Джастис Смит), Джун (Ариана Гринблатт) и Боско (Доминик Сесса). Их миссия — похитить крупнейший в мире алмаз у алмазного криминального клана. Трофей принадлежит Веронике Вандерберг (Розамунд Пайк) — наследнице империи, которая использует своё состояние для отмывания денег торговцам оружием и другим «злодейским злодеям». Все элементы завязки вроде бы на месте — вопрос лишь в том, превращается ли это в наследие или в очередной фокус, показанный слишком поспешно.

Миллениалы против зуммеров

Одно из самых удачных решений фильма — структурный разрыв между поколениями. Фляйшер выстраивает повествование вокруг конфликта «старой гвардии» и молодого состава магов, превращая фильм в смесь наставничества и скрытой конкуренции. Мем о «передаче эстафеты» здесь работает буквально: и как способ продолжить франшизу с новыми лицами (четвёртая часть уже в разработке), и как комментарий о столкновении аналоговых трюков с цифровыми иллюзиями — отсылкой к самому кинематографу в эпоху CGI и ИИ.

Доминик Сесса (дебютировал в «Оставленных») успешно продолжает линию харизматичных «самоуверенных добряков». Ариана Гринблатт после «Барби» уверенно тянет на себе третий план блокбастера. Джастис Смит, долго казавшийся «не на своём месте», наконец-то нашёл роль под свой стиль — нервная, неловкая подача идеально ложится на эксцентричный мир иллюзионистов. Иронично, но именно он больше всех напоминает раннего Айзенберга.

Главное достоинство франшизы – химия оригинальных Всадников. Айзенберг, Харрельсон, Франко, Фишер, Каплан и Фриман спустя почти десятилетие всё ещё держат общий ритм, хотя иногда видно, что для некоторых это скорее «смена у кассы», чем вдохновенная работа. Зато к ним присоединилась настоящая драгоценность фильма — Розамунд Пайк в роли главной злодейки. В строгих костюмах и с хищным спокойствием она ближе по идее к «Аферистке», чем к «Исчезнувшей».

«Лучшие злодеи – те, кто получает удовольствие, а зритель – вместе с ними», — говорит Пайк. И её Вероника именно такая: зловеще-обаятельная, опасная и, как ни странно, самая яркая часть этого хаотичного фокус-шоу.

Цифровое волшебство против практической магии

Молодая команда в триквеле опирается на видеоэффекты и цифровые уловки, а с возвращением «старой гвардии» возникает показной конфликт поколений: здесь не верят, там «не дожали», тут «не по-настоящему». Хотя по-честному — претензии слабы. Даже в оригинале никто не питал иллюзий: трюки держались на монтаже и спецэффектах, а не на чистой «ручной магии». К слову, Франко, Айзенберг и Сесса выучили пару уличных фокусов с картами. Впрочем, лайфхак прост: любой зритель может посмотреть видео в интернете и научиться трюку за вечер.

Зато сочетание «цифры» и практики действительно работает в одной из лучших сцен фильма – длинном проходе по французскому замку, уставленному артефактами из истории фокусов. Именно там новая и старая команды наконец-то находят общий язык, а визуальные эффекты помогают практическим трюкам смотреться не нелепо, а органично — пусть и с цифровым «братом».

А нужен ли во франшизе сюжет

В первой же сцене Айзенберг честно предупреждает: зритель купится и на старый трюк — если захочет. И фильм следует этому принципу. Сюжет здесь — фоновые шумы между экшеном. Можно жевать попкорн, переписываться в мессенджерах и ничего не потерять: вас даже не успеют обмануть.

Сценарий дырявый, логика хромает, а персонажи (статисты, жаждущие быть обманутыми) действуют так, будто ничего не замечают, потому что иначе история просто не сложится. Для франшизы, построенной на твистах, это критично: если база нелогична, ни один поворот не произведёт вау-эффекта. Некоторые линии просто бросают по пути — обсуждать их смысла нет, всё равно забудете раньше, чем фильм вспомнит.

С первого фильма «Всадники» играли в современных Робин Гудов: забрать у богачей, отдать бедным. И тут возникает забавный парадокс — блокбастер о левых активистах, созданный студией, получившей щедрые льготы и снимавшей часть сцен в стране с весьма сомнительной репутацией. Антикапиталистический пафос красиво звучит в эпоху неравенства, но лицемерие просвечивает слишком явно. Голливуд снова делает «красивое» важнее смысла.

В чём же «иллюзия»

В том, что перед нами идеальная стриминговая история: лёгкая, недорогая, со множеством комедийно-развлекательных трюков – то, что на платформе могло бы стать хитом и породить пачку спин-оффов. На большом экране триквел выглядит как фильм, который чётко понимает собственную природу и не пытается прикидываться чем-то большим. Глянцевое, пустоватое зрелище; мошенник, который хочет казаться остроумным, но доходит лишь до середины номера.

Новое поколение магов привносит живость и аккуратно намекает: франшиза вполне может жить дальше без старой команды. Сесса и Смит подтверждают, что «Иллюзия обмана» способна перезапускаться — и, возможно, даже выигрывать от этого. «Иллюзия обмана 3» не складывается во что-то весомое и выветривается из памяти сразу, как только включают свет в зале.

В онлайн-кинотеатре KION — классика и лучшие современные фильмы.

Переходите по ссылке, чтобы скачать KION

Подписывайтесь на наш канал. Рассказываем о гаджетах и технологиях.

ПОДПИСАТЬСЯ НА МТС Редспот