Пока биткоин продолжает волновать финансовые рынки, его базовая технология — блокчейн — помогает бизнесу решать давние проблемы. Любой, кто работает с перевозками, знает, как легко в цепочке теряются документы, сбиваются сроки и непонятно, кто за что отвечает. Где-то зависла транспортная накладная, кто-то не передал акт, у перевозчика одно время прибытия, у клиента — другое. Разбираться в этом иногда приходится неделями.
Компании, подключенные к блокчейн-платформам с такими ситуациями практически не сталкиваются. Если раньше для согласования документов требовались звонки, письма и бумажные подписи, то теперь эта информация может подтверждаться автоматически и мгновенно.
Как работает blockchain в логистической отрасли?
Практический смысл эта технология приобретает на уровне отраслевых объединений, ассоциаций и всего рынка, где участники договариваются о единых стандартах фиксации данных. Применение блокчейн в рамках одной организации имеет мало смысла — это часть инфраструктуры взаимодействия между разными контрагентами. Поэтому отдельной компании нужно быть готовой к интеграции с такой межкорпоративной блокчейн-инфраструктурой. Как правило, интеграция происходит через системы управления грузоперевозками — TMS (Transport Management System).
В общем виде, блокчейн можно описать как децентрализованную и защищенную цифровую базу данных. Если представить всю цепочку поставок от производителя до магазина как последовательность событий, то блокчейн — это защищённый от взлома «цифровой дневник груза». О каждом изменении — от отгрузки на заводе до получения в магазине — делается запись («блок») в общем журнале операций. Этот журнал одновременно видят и поставщик, и перевозчик, и склад, и таможня.
Каждый участник получает груз и опосредованно, через свои ERP- или TMS-системы, записывает в blockchain-журнале все параметры, в т.ч. время приёма, состояние груза, свои действия и т.д. Эта запись становится частью неизменяемой цепочки записей о действиях. Следующий участник видит всю предысторию и добавляет свою запись. Её невозможно изменить или убрать задним числом. Информация доступна всем контрагентам с правами в соответствии с ролями.
В результате мы получаем прозрачную цепочку поставок: любой участник видит весь путь груза. Укрепляется доверие — ведь данные нельзя подделать. Повышается скорость процессов: нет нужды ждать бумаги — всё мгновенно зафиксировано и доступно онлайн.
Блокчейн-платформы в логистике позволяют сократить количество спорных ситуаций: по оценкам экспертов, внедрение этих систем устраняет до 95% претензий. Например, если груз испортился в процессе транспортировки, можно точно определить, на каком этапе, в чьей зоне ответственности и при каких условиях произошли отклонения. Минимизируются споры о том, кто, где, когда совершил ошибку.
Важное место в решениях на базе блокчейн занимают смарт-контракты — программируемые соглашения, по которым действия совершаются автоматически, если наступили определенные условия. Например, если груз прибыл в порт (условие подтверждено датчиком или таможней), смарт-контракт самостоятельно переводит оплату экспедитору и уведомляет всех участников цепочки.
Условия контракта предварительно чётко прописаны и принимаются всеми сторонами. Часто они могут включать штрафные санкции: например, если температура в кузове выходит за заданный диапазон или доставка происходит с нарушением сроков, это автоматически фиксируется и снижает сумму платежа перевозчику.
Многие компании уже апробируют смарт-контракты. Для их массового внедрения правительство ведет работу по изменению нормативной базы.
Преимущества и недостатки блокчейн в логистике
С позиции крупной компании, которая нанимает перевозчиков и стремится к максимальной эффективности, работа с блокчейном даёт несколько преимуществ:
— Прозрачность и достоверность.
Все участники видят одну и ту же неизменяемую запись о статусе груза, дате отгрузки или изменении условий хранения. Это устраняет споры и потребность в постоянных сверках. Криптографическая защита делает данные в реестре практически неуязвимыми для подделки и несанкционированного доступа.
— Повышение эффективности.
Условия контракта (например, оплата перевозчику) могут быть автоматически выполнены при получении подтверждения от IoT-датчиков, включённых в блокчейн (груз доставлен, температура не нарушена). Это ускоряет расчёты, сокращает объём бумажного документооборота и ручных операций по обработке документов.
— Снижение операционных рисков и затрат.
Начиная отслеживать перемещение товара от места производства, блокчейн может гарантировать его происхождение — это важно для отраслей с высоким риском подделки (например, для фармацевтики и люксовых товаров). Кроме того, точные данные о перемещении товаров по цепи поставок дают возможность принимать более обоснованные решения для управления запасами.
Несмотря на очевидные преимущества, переход на blockchain в логистике сдерживают несколько факторов.
Во-первых, создание полноценной платформы требует от ее оператора серьезных вложений — инвестиций, времени, IT-специалистов. Отдельная статья расходов — парк IoT-датчиков, периферийное оборудование и серверная инфраструктура: GPS/ГЛОНАСС-трекеры, датчики окружающей среды, RFID-метки и сканеры, электронные пломбы, устройства электронной подписи.
Во-вторых, нормативная база, регулирующая использование смарт-контрактов, электронной подписи и трансграничного обмена данными через распределённые реестры, до сих пор не является универсальной и до конца определённой. Это создаёт юридические риски.
Блокчейн не работает в одиночку
Технология работает только тогда, когда все ключевые участники логистической цепи (поставщики, перевозчики, банки, таможня) согласны использовать одну и ту же блокчейн-платформу и одни и те же стандарты. Достижение такого консенсуса — сложная организационная задача. В нашей отрасли эту задачу решает Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» (АЦТЛ) совместно с Министерством транспорта. Участникам рынка не нужно самим договариваться и строить сеть с нуля — государство и АЦТЛ создают для этого общую, стандартизированную инфраструктуру.
В России создается Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа («ГосЛог»). В рамках платформы блокчейн рассматривается как одна из технологий, которая обеспечит защищенный и достоверный обмен электронными документами между участниками. Это позволит независимо фиксировать факты перехода ответственности между компаниями в ходе логистических взаимодействий.
Применение блокчейн в логистике: реальные примеры
Во всем мире блокчейн-технологии также получают широкое распространение. Маркетинговые агентства говорят о росте рынка на 30–40% в год. В России одной из первых технологию опробовала «Газпром нефть». Компания установила радиочастотные метки (RFID) и датчик спутникового позиционирования (GPS) на запорную арматуру, произведённую в Великом Новгороде. После считывания RFID-меток формировался документ с информацией о поставке. GPS-датчик позволил контролировать движение груза на базу хранения в Мурманске, скорость его перемещения, количество и продолжительность остановок в пути.
Все полученные с устройств данные были зафиксированы смарт-контрактом и отражены в «дневнике груза». В дальнейшем информация о складских и транспортных операциях — от оприходования продукции на склад до доставки на платформу «Приразломная» в Печорском море — передавалась по аналогичной схеме. Блокчейн обеспечил неразрывную связь физической поставки, всех сопровождающих процессов и документооборота.
Оператор авиатопливного бизнеса «Газпром нефти» тестировал собственное блокчейн-решение для ускорения расчётов с клиентами. Заявка на заправку, оплата и обмен отчётными документами проходили в онлайн-режиме с помощью приложений на планшетах пилота и оператора заправщика. Данные о сделках гарантированно сохранялись в системе, были доступны всем участникам процесса, а время взаиморасчётов между поставщиком топлива и авиакомпанией сократилось с 4–5 дней до нескольких секунд.
В 2019 году платформу Maersk и IBM тестировал порт Санкт-Петербурга при поддержке Министерства транспорта России. Платформа позволила подключаться к единому цифровому реестру. Портовые власти, таможенные службы и контейнерные операторы записывали в реестр все транзакции, происходящие с грузом. Они обменивались данными в реальном времени — например, сообщали о событиях (въезде/выезде из порта, погрузке/выгрузке), передавали документы в электронном формате, смогли отслеживать перемещение контейнеров по всей цепочке. В результате время на оформление документов снизилось на 40%, сообщали производителей платформы.
О тестировании технологий блокчейн сообщали РЖД (для оформления электронных ЖД-накладных и сервисного обслуживания локомотивов), Почта России (для отслеживания международных отправлений и безопасности транзакций), Сбербанк и другие компании.
Как подготовиться к работе с блокчейн в логистике
Важно понимать: блокчейн в логистике — это не корпоративная система для отдельного предприятия, а внешняя инфраструктура, где фиксируется переход ответственности между разными юридическими лицами (перевозчиками, клиентами, таможней). Пропуском в эту инфраструктуру является цифровая зрелость бизнеса. Компании должны быть готовы присоединиться к блокчейн-инфраструктуре — прежде чем вносить данные в общий реестр, их нужно собрать и подготовить. В этом помогают системы управления грузоперевозками — Transport Management System.
В первую очередь, TMS «оцифровывают» внутренние процессы: планирование и распределение заявок, мониторинг транспорта, контроль статусов, взаимодействие с перевозчиками и электронный документооборот. На следующем этапе TMS становятся цифровым шлюзом — они могут передавать данные и «записывать» верифицированные транзакции в платформу. Похожим образом успешные TMS уже работают с системой «Гослог» и электронной транспортной накладной, которая в 2026 году станет обязательной для всей отрасли.
Разумный план действий для крупных грузовладельцев предполагает поэтапные инвестиции: сначала — во внутреннюю цифровую экосистему, затем — в интеграцию с блокчейн-платформами. Это поможет сохранить конкурентоспособность в условиях большой цифровизации логистического рынка.
Больше об изменениях логистики: