Найти в Дзене
Нация

Как Большой Патрик возил русского хулигана в Шаолинь на перевоспитание

Первый герой из крымской экспедиции «Нации». автор Светлана Ломакина/фото автора, архив героя публикации Карл Патрик Фокам — точно один из самых сильных людей Крыма, если не всей России. Он чемпион мира по армлифтингу, 5-кратный чемпион СНГ по силовому экстриму, победитель соревнований по боксу, дзюдо, ММА. Но дети крымчан и туристов, приезжающих на полуостров, знают его просто как Большого Патрика — человека, который никогда не сдается и всегда доедает свою кашу до конца. Мы встречаемся в спортзале 4-звездочного отеля Алушты. Большой Патрик тренирует белобрысого мальчишку лет семи. В ту секунду, когда мальчик, кажется, совсем потерял силы, Патрик что-то тихо ему говорит — и маленький спортсмен делает последний, такой нужный, рывок. Тренировка закончена. — Что вы сказали этому мальчику? И вообще, что говорите детям, чтобы они вам доверяли?
— С каждым по-разному, но в целом можно вообще ничего особо не говорить, дети и так все понимают и чувствуют. Они видят, кто ты, как можно вести себ

Первый герой из крымской экспедиции «Нации».

автор Светлана Ломакина/фото автора, архив героя публикации

Карл Патрик Фокам — точно один из самых сильных людей Крыма, если не всей России. Он чемпион мира по армлифтингу, 5-кратный чемпион СНГ по силовому экстриму, победитель соревнований по боксу, дзюдо, ММА. Но дети крымчан и туристов, приезжающих на полуостров, знают его просто как Большого Патрика — человека, который никогда не сдается и всегда доедает свою кашу до конца.

Мы встречаемся в спортзале 4-звездочного отеля Алушты. Большой Патрик тренирует белобрысого мальчишку лет семи. В ту секунду, когда мальчик, кажется, совсем потерял силы, Патрик что-то тихо ему говорит — и маленький спортсмен делает последний, такой нужный, рывок. Тренировка закончена.

— Что вы сказали этому мальчику? И вообще, что говорите детям, чтобы они вам доверяли?
— С каждым по-разному, но в целом можно вообще ничего особо не говорить, дети и так все понимают и чувствуют. Они видят, кто ты, как можно вести себя с тобой, что себе позволять. Со мной дети, как клей (
то есть приклеиваются, виснут на нем. — Авт.), родители знают: если Патрик в зале, можно спокойно уходить.
Дети много мне о себе рассказывают: делятся тем, что их беспокоит, о чем мечтают. Я потом думаю: подсказать родителям, чего хочет их ребенок, или не надо? И, когда есть возможность, аккуратно подсказываю.

Карл Патрик Фокам с одним из своих учеников.
Карл Патрик Фокам с одним из своих учеников.

— Чему учат в «Школе Большого Патрика»?
— Во-первых, эта школа, она при отеле, не только для детей, но и для взрослых. Мы всех учим не начинать драку первым, но, если надо, уметь постоять за себя.
Занимаемся общей физподготовкой: это самое главное, потому что люди сегодня мало двигаются, очень загружены. И забывают, что лучшее снятие стресса — это поход в спортзал, на тренировке вы выбросите ненужные эмоции. Если же будете заниматься спортом регулярно, то ваша нервная система укрепится и уровень тревоги сам по себе снизится. Посмотрите на меня! И спросите у любого, кто меня знает: я практически всегда в хорошем настроении. Потому что занимаюсь каждый день.

— Поделитесь своими данными: какой у вас рост, вес, сколько жмете от груди?
— Рост 185 см, вес 140 кг. От груди без экипировки я могу выжать лежа 200 кг 7-8 раз. Но все-таки это не мой профиль, по базе я дзюдоист, потом много занимался боксом.
Сила дана мне от природы. Я родился таким — крупным, но очень подвижным, мне все время нужно было куда-то лезть, что-то делать, и старший брат отвел меня в зал. У нас на родине, в Камеруне, был хороший спорткомплекс: карате, айкидо, дзюдо, бассейн. Я ходил на все сразу.

Когда был на 1-м курсе камерунского института, родители предложили мне поучиться за рубежом. Мои сестры и браться, нас в семье девять детей, уехали в Европу и Америку, но мне мама сказала: мы решили, что тебе лучше учиться в России. Со временем я понял: да, родители всегда знают, как будет лучше для их ребенка.

Россия мне сразу очень понравилась. Хотя это было начало нулевых, еще все очень не просто — и особенно непросто для меня, потому что я приехал совсем без языка. Дома мне многие говорили: у тебя в России будут проблемы, там расизм. Но я знал, что все зависит от тебя самого: как ты к людям, так и они к тебе. Я христианин, верю в Бога и знаю, что он слышит наши молитвы. Поэтому я всегда обращался к нему и знал, что он меня не оставит. Вот смотрите, даже сейчас! Спортзал в это время обычно полон. Но я попросил Бога, пусть он устроит так, чтобы мы с вами смогли спокойно поговорить. Вы видите? Мы одни — Бог помог.

— Где и на кого вы учились в России и как осваивали язык?
— В Новомосковском технологическом институте имени Менделеева, факультет автоматизации механики управления. Потом менеджмент. Но по специальности никогда не работал, потому что практически сразу, как приехал, начал профессионально заниматься спортом. Позже окончил еще Новомосковский колледж физкультуры и спорта. Работа у меня всегда была такая, что позволяла отлучаться на соревнования. Я торговал иномарками, был начальником спортзала, потом даже держал свое кафе. Мы с семьей тогда жили в Туле.

Тренировка Большого Патрика.
Тренировка Большого Патрика.

А язык учил, как и все. Читал книги. А еще у нас были очень строгие, но очень хорошие преподаватели, которые даже химию заставляли объяснять не формулами, а человеческим языком. Хорошо, что я приехал одним из первых на своем курсе и успел в библиотеке набрать книг, потому что хватало их не всем; ребята, которые побогаче, переснимали страницы на фотоаппарат и потом распечатывали в ателье. К учебе всегда относился серьезно. «Я помню чудное мгновенье» могу и сейчас вам прочесть наизусть.

Была такая смешная история про изучение языка. Мой сосед по общежитию, он был местный, постоянно надо мной подшучивал. Как-то вечером, еще в самом начале учебы, я готовлюсь по русскому языку, а он говорит: «Э, зачем ты мучаешься? По-русски главное знать одну фразу, и тогда все двери перед тобой будут открыты!» — «Какую?» — «В любой ситуации отвечай: у меня все офигенно!» Ну немножко по-другому он, если честно, сказал. (
Смеется.) Утром иду на лекцию, преподаватель меня спрашивает по предмету, а я ему отвечаю: да у меня все..! Так я побывал в кабинете декана, где мне объяснили, что в русском языке есть особые слова, которые знают все, но ими не всегда можно пользоваться.

— Проблемы поначалу, я знаю, у вас были не только с языком, но и со спортом.
— Да, мешало отсутствие гражданства. Но мой первый русский тренер Павел Данилов все-таки пригласил меня заниматься, причем бесплатно. Я начал и на первых же соревнованиях в Новомосковске стал чемпионом в силовом экстриме. Это меня вдохновило, зарядило, потому что времена были тяжелые. Умер мой отец, материальной поддержки из дома больше не было, пришлось искать работу, налаживать связи. Но круг спортсменов очень широкий, я быстро оброс знакомствами, друзьями, и все наладилось.

— У нас, кстати, с вами тоже уже есть общий знакомый. В местном салоне сотовой связи я разговорилась с продавцом, и он такой: «А, Патрик! Кто же его не знает?» Есть кто-то, кто вас здесь не знает?
— Какой сложный вопрос! (
Смеется.) Я же в Крыму с 2015-го года, работал в разных городах, в разных спортклубах. Ну и я, конечно, не самый неприметный человек. Но в Алуште мы живем уже долго, тут и правда меня знают все.

— Почему выбрали Крым?
— Потому что моя стихия — это море. Море — это большой бесплатный подарок Бога человеку. Даже если ты не умеешь плавать, но снимешь обувь и зайдешь в воду, ты почувствуешь, как море забирает твои волнения, переживания и мягко наполняет тебя силой. Поэтому я и выбрал Крым, всегда буду стараться жить рядом с морем. Тут я счастлив.

— Вы много переезжали — почему?
— Менялось место работы. Открою вам секрет, каждый раз, когда у меня рождался ребенок, я на месяц-два оставлял работу, чтобы быть с ним. Укачивать, пеленать, помогать жене. У меня это хорошо получается! Я могу успокаивать детей, и все, что с ними связано, мне не в тягость. Я их хорошо чувствую: вот не спит новорожденная дочка, плачет и плачет, я возьму на руки, выйду с ней на балкон, на прохладный воздух, покачаю. Жена переживает, что ребенок простудится, но нет, за несколько минут ничего не случится. Дочка затихает и засыпает. Или, когда дети уже подросли, мы заходим вместе в магазин. Люди смеются: что за банда? А меня переполняет гордость: это все мои! У меня их пять, старшей дочке уже 23 года, младшему сыну 10 лет.

С женой и детьми.
С женой и детьми.

— А вам 51 год? Никогда в жизни вам этот возраст не дашь.
— А тут все просто: спорт, хорошее питание, и я стараюсь не нервничать по пустякам. И стараюсь быть добрым даже к тем, кто меня обижает. А это бывало и нередко — из-за цвета кожи, из-за того, что я не у себя дома. Но я отвечаю, что мы оба у себя дома, планета на всех одна. И почему я еще люблю работать с детьми: ребенок никогда не будет думать о тебе плохо из-за того, как ты выглядишь. Он смотрит вглубь тебя. И для него главное — твое внимание.

— Припомните случай, когда вы, ваши тренировки как-то повлияли на детей или их родителей.
— Я знаю русский язык, английский, французский и немного китайский. И родители часто говорят детям: вот какой Патрик образованный, как по-русски хорошо говорит, а ты не можешь выучить такой простой язык, как английский. Дети, понятно, расстраиваются. Делятся со мной. А я рассказываю о своем опыте, что по-русски у меня тоже не все сразу получалось, но чем чаще ты будешь говорить, тем лучше. И пусть у тебя будут ошибки, пусть люди смеются — ты станешь от этого только сильней. Попробуй учить по фразе в день, записывай ее в телефон. Самое простое: я хочу вымыть тарелку, одеться, пойти погулять. Через месяц ты уже сможешь кое-что сказать, а через год станешь говорить.
Так я учил одного парня. Через год он снова приехал с родителями в Крым и заговорил со мной по-английски. Похвастался, что теперь знает язык лучше своего отца. Я был так рад за него!
Ну или вот такой пример. У меня есть и совсем малыши. Иногда их родители зовут меня: «Патрик, он отказывается есть, что нам с этим делать?» Я подхожу: «Ну ладно, ты не хочешь кушать, я за тебя съем — сам буду большой и сильный». И, знаете, больше уговаривать не приходится! (
Смеется.)

— А как и где вы учили китайский?
— У меня есть знакомый тренер в Китае, он преподает боевые искусства в Шаолине. Мы познакомились, когда я еще был молодым, на соревнованиях. Он меня пригласил к себе, и я поехал: занимался и учил язык. А вторая поездка в Китай была довольно необычной.
У одного моего ученика по спортзалу был очень неспокойный сын. В 13 лет ростом выше меня и характер тяжелый, вел себя очень плохо, из школы его отчислили. Ну и его ко мне привели тренироваться. Он меня увидел, обрадовался: а, толстячок Куку, посмотрим, на что ты способен! Первое, что предложил: переплыть на спор бассейн, на скорость туда-обратно. Я говорю: «Хорошо, но только под водой. И, если ты меня обгонишь, тренировать тебя я буду бесплатно». Ну, конечно, он не доплыл даже в одну сторону. И стал меня уважать.

Большой Патрик на соревнованиях по пауэрлифтингу.
Большой Патрик на соревнованиях по пауэрлифтингу.

Я с ним много общался, даже ходили вместе — чтобы понять, что ему интересно — в кино. Мне надо было разобраться: почему он такой хулиган? Ответ был самый простой: родители давали ему все, что он хочет. А ребенку нужны границы, он должен к чему-то стремиться, чего-то добиваться.
И я предложил его отцу отправить парня со мной в Шаолинь. Там жесткая дисциплина, на каждое нарушение есть наказание: например, у тебя отнимают несколько часов сна. Все отдыхают, а ты тренируешься или работаешь. И не ляжешь, пока не сделаешь.
Два с половиной месяца он жил в таком режиме и вернулся другим человеком: не грубит, посуда помыта, комната убрана. Родители уговорили школу принять его обратно.

— В обычной жизни ваши способности вам пригождались?
— Конечно, были такие моменты, но поскольку у меня тяжелый вес, я понимаю ответственность за свой удар. И умею себя контролировать. Было такое, когда нападали группой. Но перед началом драки я говорил: ребята, я очень сильный, могу серьезно травмировать, вам это надо? Обычно все заканчивалось хорошо.
— Как вы познакомились с женой?
— Еще студентом. Несколько раз видел ее на улице, подходил, но она мне отказывала в знакомстве. Однажды на празднике «Подмосковные вечера» я подошел и сказал: давай не будем гулять, а пойдем сразу в загс? И она сдалась! А я ведь сразу знал, что эта девушка будет моей женой и что жить мы будем хорошо. У меня развита интуиция, и я прекрасно разбираюсь в людях. И часто говорю своим: вот с этим человеком не имейте дел, это будет опасно. Они, конечно, не слушают, а потом: «Папуля, ты как всегда был прав». Но мое дело предупредить, дать совет, а их дело набирать свой жизненный опыт. На детей я не давлю: каждый выбирает свою дорогу.

— Я видела вас в кулинарной передаче. Вы хорошо готовите?
— Да. Мой вес не химия, не протеины, я просто очень хорошо готовлю и люблю поесть. Даже на свадьбе своей старшей дочери сам накрывал стол на 130 человек. Из Африки заказывал сушеное мясо антилопы гну и готовил наши национальные и русские блюда. Дома я пеку кексы, делаю борщи, на Новый год у меня идеальный холодец. А голубцы я предпочитаю начинять рыбой.
Кстати, про рыбу тоже есть смешная история. Когда я только перебрался в Крым, мне сказали: «Тут очень вкусная самса». Я не понял: «Какого самца?» Но, когда попробовал, съел и за себя, и за друзей, которые сидели за столом.
Мы часто с семьей ездим в красивые места в Крыму, особенно любим Новый Свет. И там есть одно место, где вода всегда теплее, чем на всем побережье, и рыбы так много, что можно ловить на леску. Я, когда иду плавать, прикрепляю к себе десять нитей лески с крючками, плаваю себе и плаваю, а на берег уже выхожу с уловом. 7-10 штучек за раз.

Большой Патрик с внуком — сыном старшей дочери.
Большой Патрик с внуком — сыном старшей дочери.

— Прочла, что некий Карл Фокам снимался в фильмах «Азирис Нуна» (фантастика) и «Здравствуйте, мы ваша крыша» (криминальная комедия). Это вы?
— Было такое, один раз я играл спортсмена, другой — бандита. Очень интересный опыт: знакомство с актерами, эта их внутренняя киношная жизнь. А когда за день съемок я получил 250 долларов, так это вообще был праздник! (
Смеется.)

— В чем за эти годы вы стали немножко русским?
— Я бы так не ставил вопрос, потому что всякий русский человек — уникальный. Про какого русского вы спрашиваете, с кем я должен себя сравнить?
Я дрался с русскими на ринге. Как только битва закончилась, он подходит и говорит: братан, все нормально, если что-то будет нужно, позови. Помню, как после первой битвы я звонил домой: мама, они, если злые, могут разрушить мир, но они же первыми придут на помощь и его построят.
Я очень благодарен России. Она дала мне все: жену, семью, спорт, работу, ум. Когда ты говоришь на русском, надо все время думать об окончаниях — мозг постоянно трудится, ум становится острее.

«Из России с любовью. Четвертый сезон» — проект журнала «Нация», создаваемый при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Это истории иностранцев, которые однажды приехали в нашу страну, прониклись русской культурой, просторами, людьми — и в конце концов сами стали немножко русскими.
Расскажите о нашем герое своим друзьям, поделитесь этой историей в своих соцсетях.