Всем привет! В рамках продолжающейся литературной дуэли между Чеховым и Островским, проходящей в рамках марафона "Открой школьную Вселенную",👇 сегодня предоставляем слово Александру Николаевичу Островскому с его бессмертной пьесой "Гроза". Но прежде чем вспоминать пьесу, знакомую всем со школы, давайте пройдëмся по основным вехам его жизни и творчества.
Родился Островский в Москве в многодетной семье (помимо Саши, в семье было ещё пять детей) коллежского секретаря Московского департамента Сената. Рано потерял мать, воспитывался мачехой.
В 1840 году окончил гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. Близко дружит с Ушинским и Полонским, увлекается театром, начинает писать свои первые драматические наброски. В 1843 - ем году неожиданно для всех пишет прошение уволить его из рядов студентов университета, чтобы посвятить себя литературной деятельности.
Попадает в высшие литературные круги Москвы, близко знаком с Гоголем (тот присутствует на первом чтении пьесы "Банкрот" (позднее "Свои люди - сочтëмся" и лестно отзывается о ней), лично знаком с Толстым и Некрасовым, который убеждает его на постоянное сотрудничество с "Современником".
В 1856 году совершает "литературную экспедицию" по Волге, в ходе которой ему приходит замысел пьесы "Гроза". Спустя три года на подмостках московского Малого театра с аншлагом проходит премьера пьесы " Гроза", которая не теряет своей популярности и по сегодняшний день.
В городе Калинове, расположенном на берегу Волги, живёт тихая и скромная девушка Катерина. Однажды её муж, вырвавшись из - под гнëта властной матери, на две недели уезжает "покутить". А Катерина на свою беду встречает племянника местного купца Бориса...
Наверное, на генетическом уровне отложились в нашей голове слова из критической статьи Добролюбова, в которой он называет Катерину "лучом света в тëмном царстве". Со вторым сложно не согласиться - благопристойный на вид Калинов со старыми купеческими домами и общественным садом, из которого так удобнно любоваться величественной русской рекой, является царством тьмы и мракобесия. Жестокие нравы в этом городе, жестокие... Местные купцы так и стараются бедных закабалить, чтоб на их труды даровые ещё больше денег нажить. Беспощадны они и к собрату купцу - торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти, кляузничают, сутяжничают друг с другом, живя по принципу: "Я потрачусь, да уж и ему станет в копейку" (с).
Ворота в Калинове закрывают наглухо не для того, чтобы дело делать или Богу молиться, а чтобы люди не видели, как жители Калинова домашних поедом едят да семью тиранят. И сколько за этими воротами разврату тëмного да пьянства. Показательны "почëтные" жители города Борис Прокопьевич Дикой - "пронзительный" мужик, который без ругани словно бы дышать не может. Такого ругателя поискать надо. Ни за что человека оборвëт"(с). Под стать куму и Марфа Игнатьевна Кабанова, известная всем, как "Кабаниха", - всё под видом благочестия, а как с цепи сорвалась: "точит домашних, как ржа железо"(с). Впрочем, только ли домашних? Не Кабаниха ли, с подачи странницы Феклуши, стращает весь город гееной огненной, постоянно подогревая страхи и без этого набожной и пугливой Катерины? Не Дикой ли всеми силами открещивается от Кулигина, изобретателя - самоучки, предлагающего установить в городе громоотвод, пеняя тому, что он стальными шестами от Божьей кары пытается отгородиться. В общем, тёмное царство, и не поспоришь с классиком.
А вот про "луч света" позвольте поспорить... Нет, он в этом тëмном царстве несомненно был, но им стало не самоубийство Екатерины (ведь этот общеизвестный факт не будет считаться спойлером???), которое Добролюбов считал вызовом загнившим нравам и устоям Калинова, а любовь, пусть хоть и на короткие десять дней вернувшая Катерине крылья за спиной и давшая мнимую свободу от постылой свекрови и безвольного тюфяка - мужа. А её поступок в финале - это всё -таки трусость и слабохарактерность. Почему было не найти в себе сил бежать, как Варвара, сестра Тихона и остаться живой, пусть и преданной своими мужчинами? Но вправе ли мы судить - (Варвару то узы брака не связывали), а молва в провинции бежала бы далеко впереди Катерины?
Да, "тьма" в Калинове победила, но победила лишь тело Катерины, и в смерти оставив невинной и красивой, а вот над душой она не властна - "она теперь перед судиëй, который милосерднее вас"(с). Так что Бог ей судья... Хотя мне искренне хотелось бы альтернативной концовки, как в рекламе " ВТБ".