Найти в Дзене
Армия и вооружение

🛡️ Танковый таран: когда сходились лоб в лоб. Реальные истории фронтовиков

Танковый таран — это сознательный удар своим танком по вражеской машине (или по бронепоезду/эшелону), когда других вариантов уже нет: боекомплект на исходе, пушка заклинила, цели слишком близко, а отход запрещён обстановкой или приказом. Это не «героический манёвр из кино», а, по сути, отчаянная попытка выполнить задачу любой ценой. В Красной армии танковые тараны официально поощрялись, за них давали награды, и за годы Великой Отечественной такие эпизоды случались сотни раз. Иногда таран означал почти гарантированную гибель экипажа. Иногда (особенно при столкновении тяжёлого КВ с лёгкими немецкими танками первых лет войны) советский экипаж вообще не получал серьёзных повреждений. Тяжёлый танк КВ-1 под командованием 22-летнего лейтенанта Павла Гудзя (будущего генерал-полковника) уже 22 июня 1941 года вступил в приграничный бой. В схватке с немецким PzKpfw III экипаж, не имея возможности быстро развернуть орудие, пошёл на таран: КВ-1 ударил «тройку», повредил ей ходовую и сбросил в кю
Оглавление

Танковый таран — это сознательный удар своим танком по вражеской машине (или по бронепоезду/эшелону), когда других вариантов уже нет: боекомплект на исходе, пушка заклинила, цели слишком близко, а отход запрещён обстановкой или приказом.

Это не «героический манёвр из кино», а, по сути, отчаянная попытка выполнить задачу любой ценой.

В Красной армии танковые тараны официально поощрялись, за них давали награды, и за годы Великой Отечественной такие эпизоды случались сотни раз.

Иногда таран означал почти гарантированную гибель экипажа.

Иногда (особенно при столкновении тяжёлого КВ с лёгкими немецкими танками первых лет войны) советский экипаж вообще не получал серьёзных повреждений.

🧊Первый день войны: КВ-1 против «троек»

Тяжёлый танк КВ-1 под командованием 22-летнего лейтенанта Павла Гудзя (будущего генерал-полковника) уже 22 июня 1941 года вступил в приграничный бой.

В схватке с немецким PzKpfw III экипаж, не имея возможности быстро развернуть орудие, пошёл на таран: КВ-1 ударил «тройку», повредил ей ходовую и сбросил в кювет, опрокинув на бок.

Павел Данилович Гудзь ( 28.09.1919 - 05.05.2008 ) - доктор военных наук, профессор Военной академии бронетанковых войск, заслуженный деятель науки РСФСР, генерал-полковник.
Павел Данилович Гудзь ( 28.09.1919 - 05.05.2008 ) - доктор военных наук, профессор Военной академии бронетанковых войск, заслуженный деятель науки РСФСР, генерал-полковник.

В том же бою машина Гудзя таранила ещё несколько немецких танков и бронетранспортёр.

Тяжёлый КВ с его массой и толстой бронёй первых лет войны позволял такое — немецкие пушки 37 и 50 мм далеко не всегда пробивали его в лоб, зато удар сорокатонной махины по лёгкому или среднему танку превращал противника в груду металлолома.

Для экипажа это всё равно был огромный риск:

- при сильном ударе могло заклинить башню или повредиться орудие;
- танк мог потерять гусеницу или застрять;
- люди получали контузии, травмы позвоночника, разбивали лицо и руки об прицелы и приборы.

Но 22 июня мораль была простая: «назад дороги нет, держимся, пока можем».

Психология первого дня войны плюс уверенность в своей «непробиваемой» машине объясняют, почему молодые командиры вроде Гудзя шли на такие шаги.

🔥Василий Богачёв: таран под Дубно

26 июня 1941 года, район Дубно. Капитан Василий Гаврилович Богачёв командует танком, который участвует в ожесточённых боях с немецкими частями. Во время боя боеприпасы заканчиваются, отходить уже поздно. Богачёв принимает решение идти на таран: он разворачивает машину и направляет её прямо на немецкий танк.

Василий Гаврилович Богачёв (1910 - 1941) - советский танкист. Участник Советско-финской и Великой Отечественной войн. Герой Советского Союза (1941, посмертно). Капитан.
Василий Гаврилович Богачёв (1910 - 1941) - советский танкист. Участник Советско-финской и Великой Отечественной войн. Герой Советского Союза (1941, посмертно). Капитан.

Удар — и вражеская машина загорается.

Советский экипаж, по воспоминаниям, не пострадал. Для читателя это выглядит как кадр из фильма.

На самом деле:
- нужно успеть разогнать танк хотя бы до 20–25 км/ч;
- войти в соприкосновение именно корпус в корпус, а не под острым углом — иначе можно самому слететь с гусениц;
- выдержать жёсткий удар внутри тесного бронекороба, где всё металлическое и ничто не пристёгнуто.

Богачёв вошёл в историю как автор одного из первых зафиксированных таранов Великой Отечественной.

⚔️«Двойной таран» под Острогожском

14 января 1943 года, Воронежский фронт, Острогожско-Россошанская операция. Части 1-й венгерской танковой дивизии пытаются прорваться из окружения. В завязавшемся бою советский танк Т-34 сначала таранил один вражеский танк, а затем, уже повреждённый, ударил по второму. Важно не только количество подбитых таким образом машин.

-4

Острогожско-Россошанскую операцию (13-27 января 1943 год) по праву называют образцом фронтовой наступательной операции в рамках Великой Отечественной войны. В результате наступления на воронежской земле были разбиты: 2-я венгерская армия и 2-я, 3-я, и 4-я альпийские дивизии 8-й итальянской армии.

Важно, что таран здесь — не «красивый жест», а часть общей задачи: ценой своей машины и, по сути, жизни экипажа задержать прорыв колонны, выиграть минуты для развёртывания своей артиллерии и пехоты.

🧠Что думали сами танкисты

В мемуарах фронтовиков танковый таран почти никогда не описывается как романтический подвиг. Чаще — как крайняя мера в хаосе боя.

Один из танкистов, вспоминая сражение под Прохоровкой, писал:

Дистанция между танками порой была меньше сотни метров, машины «ползли, почти не маневрируя», вокруг всё горело, воздух был пропитан дымом и гарью — «не война, а танковая бойня».

В таких условиях:
- дистанции стрельбы минимальны, прицельный огонь затруднён;
- пушки клинят от попаданий и осколков;
- связь часто не работает;
- командир видит врага почти в упор

Если в этот момент заканчиваются снаряды или повреждается орудие, у командира остаётся мало вариантов:
бросать танк и пытаться уйти; или, если уже «вцепился» во фланг вражеской колонны, — идти на таран.

Во многих послевоенных воспоминаниях такие решения вспоминают с горечью:
- «деваться было некуда»;
- «иначе бы они прошли к нашим пехотинцам»;
- «не думали, что выживем».

То, что в газетах и фильмах превращали в красивый сюжет о «русском характере», в реальности было попыткой спасти своих, уже наполовину смирившись со смертью.

🚫Почему сегодня танковый таран почти невозможен

Формально никто и сегодня не запрещает направить танк в лоб на противника. Но в современных условиях это почти нереализуемо и бессмысленно.

📏Дистанции боя выросли
Во времена ВОВ танки часто сходились на 300–600 м, иногда ближе.

Сейчас:
- современные пушки и прицелы поражают цели на 2–3 км и дальше;
- используются корректируемые снаряды и ПТУР с верхней атакой;
- поле боя просматривают БПЛА и разведывательные средства.

Чтобы дойти до расстояния тарана, нужно пройти несколько километров под огнём артиллерии, ПТРК и дронов. Вероятность практически нулевая.

🎯Главный враг танка — не танк
Сегодня танку опаснее всего:
- переносные ПТРК с дальностью 2–4 км;
- барражирующие боеприпасы и FPV-дроны;
- корректируемая артиллерия.

Даже если два танка окажутся «лицом к лицу», экипаж предпочтет:
- выстрелить ПТУР из пушки;
- зайти из засады по борту или корме;
- работать из укрытий, а не биться корпусами.

🧮Тактика и цена техники
Во времена ВОВ танковые части могли бросать в лобовую атаку целыми корпусами. Потери считались огромными, но допустимыми.

Сегодня:
- каждый танк — дорогой комплекс с электроникой, тепловизорами, КАЗ и обученным экипажем;
- потеря машины — серьёзный удар по боеспособности;
- уставы и наставления заточены на сохранение людей и техники.

Командиру, который сознательно разобьёт исправный танк тараном, придётся очень всерьёз объясняться — если бой вообще доведут до такой ситуации.

⚙️Особенности современных машин
Современные танки:
весят 50–70 тонн;
набиты сложной электроникой;
имеют много уязвимых мест в ходовой и подвеске.Даже «успешный» таран с большой вероятностью выведет из строя не только противника, но и самого «таранщика». В отличие от времён КВ, исправно воевать после такого удара машине уже вряд ли удастся.

🧩Геройство или крайняя мера от безысходности?

Танковый таран — парадоксальное явление.

Это реальный героизм конкретных людей: они принимали решение под огнём, понимая, что могут погибнуть, но всё равно шли на риск ради задачи и товарищей. Истории Гудзя, Богачёва, «двойного тарана» под Острогожском и десятков других экипажей — не выдумка, а часть военной истории.

Взрослый взгляд сегодня:
- да, это был героизм — но героизм отчаяния;
- да, такие решения рождались и из слабостей — нехватки связи, тактики, техники первых лет войны;
- да, сейчас подобные эпизоды почти невозможны — война изменилась, и это нормально.

Помнить о танковом таране стоит ради понимания, какую цену платили экипажи, когда на поле боя не оставалось других вариантов, кроме как «цепляться за противника корпусом».

🙌Спасибо, что дочитали до конца

-5
Армия и вооружение | Дзен

Поставь лайк👍,подпишись📲и пиши комментарии💬:

Как ты думаешь, есть ли место тарану в современной войне с дронами и высокоточным оружием, или это уже прошлый век?