Найти в Дзене
Финансовый клуб

Долгая дорога к удвоению

Участники уральской НАУФОР поделились с Анатолием Вожовым мнениями о состоянии российского фондового рынка и шансах выполнить задачу президента об удвоении капитализации к 2030 году. Постепенный переток средств населения с депозитов в акции начался, но пока он не приводит к росту котировок. До решения задачи по удвоению капитализации ВВП к 2030 году пока далеко. Такие оценки прозвучали на Уральской конференции НАУФОР (Национальной ассоциации участников фондового рынка). Директор департамента инвестиционных финансовых посредников Банка России Ольга Шишлянникова расcказала, что за 9 месяцев 2025 года нетто-притоки средств физлиц на брокерском обслуживании и в доверительном управлении превысили 2 трлн рублей. «Это говорит о том, что снижение ключевой ставки, снижение процентов по вкладам пока ещё недостаточно для того, чтобы переток был более активный, но он всё-таки начался», — полагает она. Год потерян Задачу удвоить отношение капитализации российского фондового рынка к валовому вн

Фото с официального сайта НАУФОР
Фото с официального сайта НАУФОР

Участники уральской НАУФОР поделились с Анатолием Вожовым мнениями о состоянии российского фондового рынка и шансах выполнить задачу президента об удвоении капитализации к 2030 году.

Постепенный переток средств населения с депозитов в акции начался, но пока он не приводит к росту котировок. До решения задачи по удвоению капитализации ВВП к 2030 году пока далеко.

Такие оценки прозвучали на Уральской конференции НАУФОР (Национальной ассоциации участников фондового рынка).

Директор департамента инвестиционных финансовых посредников Банка России Ольга Шишлянникова расcказала, что за 9 месяцев 2025 года нетто-притоки средств физлиц на брокерском обслуживании и в доверительном управлении превысили 2 трлн рублей. «Это говорит о том, что снижение ключевой ставки, снижение процентов по вкладам пока ещё недостаточно для того, чтобы переток был более активный, но он всё-таки начался», — полагает она.

Год потерян

Задачу удвоить отношение капитализации российского фондового рынка к валовому внутреннему продукту и довести его до 66% президент РФ Владимир Путин поставил в феврале 2024 года. Но за прошедшие с тех пор 20 месяцев стартовая позиция только ухудшилась: если в начале прошлого года данный показатель составлял 34%, то сейчас — меньше 25%. 2024 год индекс Мосбиржи закончил падением на 7%, в текущем году теряет уже больше 12%.

«Если мы говорим про решение задачи роста капитализации российского фондового рынка, то этот год потерян, — горюет президент Ассоциации “НП РТС” Роман Горюнов. — Мы системно мало что сделали для того, чтобы выполнить эту задачу».

В ходе своего выступления на конференции он продемонстрировал два графика — индекса Мосбиржи и цены контракта на вероятность примирения России с Украиной в 2025 году, торгуемого на одной из международных финансовых платформ. Большую часть текущего года эти два графика вели себя практически синхронно. «В общем, коэффициент корреляции такой, что похоже, что российский рынок стал просто деривативом на окончание боевых действий, — сделал вывод Роман Горюнов. — И в моём понимании, это, собственно говоря, характеристика структуры рынка. Когда рынок на 80% состоит из “физиков” и отсутствуют полностью практически институциональные инвесторы, то он, в общем то, превращается в подобного рода спекулятивный инструмент. Поэтому, на мой взгляд, ключевая задача в части роста капитализации — я согласен абсолютно с тем, что нужно увеличивать количество бумаг. Ну и второе: мы никуда не уйдём без институциональных денег, которые должны быть на рынке. Это как российские институциональные деньги, так и иностранные. Мне кажется, мы всё-таки должны прийти к пониманию того, что при всех внешних факторах и ограничениях нужно постараться найти модель, которая удовлетворит иностранных инвесторов. Тех, которые готовы в связи со всеми геополитическими событиями работать на российском рынке».

С точки зрения соотношения объёма активов физических лиц на фондовом рынке и суммы их депозитов потерянными можно назвать последние три года. «В 2018 году объём вкладов составлял 28 трлн рублей, а на брокерских счетах находилось чуть больше 2 трлн, — поделилась цифрами руководитель брокерского бизнеса Сбербанка Аиша Кубезова. — Соотношение составляло 1:14. В 2022 году у нас 37 трлн рублей на вкладах, 6 трлн — на брокерских счетах. То есть соотношение 1:6. В целом кажется уже неплохо. В 2025 году у нас 62 трлн рублей находится на вкладах и 11 трлн — на брокерских счетах. Глобально соотношение не меняется. За три года мы не достигли каких-то существенных результатов с точки зрения увеличения суммы активов, которые находятся на брокерских счетах».

Без потока IPO не обойтись

Президент НАУФОР Алексей Тимофеев сделал акцент на развитии рынка первичных размещений акций. Исходя из простейшей логики, это самый эффективный способ решения задачи, поставленной президентом РФ. Ведь при продаже новым эмитентом даже малой доли своих акций на бирже к капитализации рынка формально добавляется вся стоимость компании.

«Главной проблемой российского рынка ценных бумаг является его ёмкость, которая ограничивает возможность привлечения на рынке ценных бумаг значительного капитала, а значит, и рост капитализации этого рынка, — уверен Алексей Тимофеев. — Понятно, что российские компании, уже вышедшие на российский рынок ценных бумаг, недооценены и при лучших условиях могут стоить дороже. И очевидно, что это серьёзный потенциал для увеличения капитализации. Но, тем не менее, правда и то, что этих компаний около 200 уже очень много лет. Их число не меняется. Правда, то, что российская экономика очень плохо представлена в российской капитализации. Правда, то, что на десятку крупнейших по капитализации компании приходится 63%. Очень высокая концентрация. И поэтому, на наш взгляд, основной потенциал увеличения капитализации — это привлечение новых компаний. Ну а значит, увеличение ёмкости рынка, на котором они могли бы получить необходимое финансирование, а значит, привлечение инвесторов. По нашим расчётам, для решения задачи по удвоению капитализации в 2030 году необходимо привлечение около 23 трлн рублей в течение 6 лет. Понятно, что не все средства пойдут на рынок акций. Это отлично с точки зрения его гармоничного развития. Но не менее 8 трлн рублей в течение этих 6 лет должны были бы, на наш взгляд, пойти именно на IPO. Это, в свою очередь, означает необходимость привлечения около 4 трлн рублей в каждый год из этих 6 лет, и кажется, что российская индустрия умеет это делать. Брокеры в течение этого года уже привлекли больше 2 трлн рублей. По некоторым оценкам, розничные паевые инвестиционные фонды привлекли около 750 млрд рублей в течение года. Есть ещё закрытые, ещё более масштабные с точки зрения привлечения паевые инвестиционные фонды, НПФ. Может быть, к концу года около 4 трлн рублей новых средств и чистых притоков на рынок ценных бумаг поступит. Но это минимально необходимые для решения задачи по увеличению капитализации объёмы, предполагающие, что, кроме этого, мы будем свидетелями также и органического роста рынка ценных бумаг, который пока не исключён».

Председатель правления Московской биржи Виктор Жидков также указал на слабый рынок первичных размещений как один из фундаментальных факторов, которые мешают наращивать капитализацию фондового рынка. «Количество компаний, которые сегодня готовы выйти на биржу, примерно 40-50, они уже практически на низком старте, — сообщил он. — Это вопрос конъюнктуры, вопрос собственных каких-то причин. Кто-то говорит “ставки”, кто-то говорит “спрос” и так далее. Мы не сделаем так, чтобы их стало 150 или 300 сегодня. Нам нужно воспитывать эти компании за счёт простого просвещения предпринимателей, готовности их понять, какую выгоду получит компания от того, что она сделает IPO. В том числе и сделать это определённой мечтой, предпринимательским вызовом, потому что, в конце концов, не только деньги, не только коммерческая выгода предпринимателем движет. Есть какие-то ещё большие смыслы».

До конца года ожидается только одно крупное IPO — «Дом.РФ» уже начал приём заявок на покупку своих акций и планирует привлечь не менее 20 млрд рублей. «На мой взгляд, ключевая задача — не разместить “Дом.РФ”, а чтобы акции выросли после, — прокомментировал планы госкомпании Роман Горюнов. — Давайте вот такую задачу себе поставим». В связи с этим он поддержал идею Банка России о том, чтобы меры государственной поддержки, которые оказываются предприятиям, конвертировались в публичность компании. «То есть либо сами меры поддержки оказывались через публичные инструменты, либо те компании, которые получают меры поддержки, становились публичными и таким образом увеличивали капитализацию, компенсировали те затраты, которые государство несёт», — пояснил глава ассоциации.

Нужно вернуть доверие инвесторов

Виктор Жидков сравнил путь к удвоению отношения капитализации российского фондового рынка к ВВП к 2030 году с марафоном. «Любая цель, которую ты поставил настолько амбициозно, что не способна решаться в настоящий момент, к сожалению, требует очень сильной выносливости и силы её решать теми самыми действиями, которые, на самом деле, не всегда приводят к результату здесь и сейчас, — предупредил он. — Если мы сейчас хотим удвоить маркеткэп к ВВП, это не случится завтра. И страдать по этому поводу, я считаю, не нужно».

По словам главы биржи, лучше сконцентрироваться на задачах, которые нужно решать быстро. В частности, не допускать впредь событий, подрывающих доверие инвесторов. Вроде истории с акциями Соликамского магниевого завода, национализированных по иску Генпрокуратуры. Несмотря на то, что куплены эти бумаги были на биржевых торгах и по этому признаку должны были считаться добросовестным приобретением. Судебная тяжба инвесторов с представителями государства по этому поводу продолжается, на очереди рассмотрение дела Верховным судом. «Нам очень важно, чтобы инвестор абсолютно был уверен в том, что у него не отберут акции, — подчеркнул Виктор Жидков. — В нашей индустрии очень быстро учатся на ошибках. В кейсе с Соликамским действительно все неприятно. Мы будем защищать права и биржи, и инвесторов прежде всего. Но в этом случае здесь, наверное, есть какое-то недопонимание в текущей ситуации у всех сторон. Идёт попытка сохранить лицо и так далее. Но в целом я уверен, что в будущем такие вещи, скорее всего, не повторятся, потому что сделаны какие-то уроки. Нужно абсолютно чётко защищать права инвесторов, которые купили на организованных торгах ценные бумаги».

Менеджмент далёк от идеала

Проблемой, требующей быстрого решения, Виктор Жидков назвал и качество корпоративного управления во многих российских компаниях. В частности — нежелание топ-менеджеров раскрывать важную для инвесторов информацию, оправдываемое санкционными рисками. «Компании иногда злоупотребляют этой возможностью и скрывают информацию, — констатировал он. — Но невозможно покупать бумагу, если ты не знаешь, что происходит в компании. Я тоже думаю, что эта тонкая настройка будет в том числе под давлением институтов решаться».

Портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Эдуард Харин тоже имеет претензии к корпоративному управлению в российских компаниях. «Управляющие активами в России столкнулись с большим количеством вызовов, — посетовал он. — Вам приходится прогнозировать не только финансовые показатели компании, вам ещё нужно как-то смотреть на геополитику, вам нужно смотреть на макро. И принимать решения. При этом комплексный анализ, естественно, затрагивает качество корпоративного управления. У нас оно, так скажем, изменилось достаточно сильно, не в лучшую сторону. Понятно, с чем это связано. И некоторые мажоритарные акционеры, по сути, вчера могли быть за рост капитализации, а завтра уже он им не особенно нужен. Вот у нас сейчас государство меняет мотивацию для топ-менеджеров государственных компаний. Я надеюсь, что это случится. И она должна быть выражена не в выручке только или в EBITDA компании, или в объёмах выплавки стали. Она должна быть привязана к рыночной капитализации. Но не каждый год. Желательно, чтобы она была долгосрочная». 

Заместитель председателя Банка России Филипп Габуния призвал институциональных инвесторов, владеющих миноритарными пакетами акций российских компаний, активнее участвовать в корпоративном управлении, чтобы таким образом воспитывать эмитентов. «Никак не получится рынок акций сделать действительно правильным и красивым без активного участия миноритариев в корпоративной жизни, — заявил он. — Прежде всего, институциональных миноритариев, в том числе управляющих компаний. Ну, давайте хотя бы начнём интересоваться. Когда даже в голосованиях не участвуют, это неправильно с точки зрения качества корпоративного управления. Поэтому мы вас призываем активно в этом участвовать».

Ольга Шишлянникова также обратилась к управляющим активами с подобным призывом. «Чем больше управляющие компании будут занимать более проактивную позицию в корпоративном управлении, тем быстрее вас услышат, — пообещала она. — А если не ходить и не говорить, то и слышать не будут».

В кулуарах конференции, общаясь с журналистами, Шишлянникова добавила: «Мы видим, что за последние два-три года портфель акций у отдельных управляющих компаний начинает приобретать уже какую-то значимую цифру. И, соответственно, у них появляется в соответствии с корпоративным законодательством возможность влиять на корпоративное управление — давать вопросы в повестку совета директоров, предлагать и пытаться выбрать своих представителей в виде, например, независимых директоров в состав совета, принимать какие-то иные решения, связанные с корпоративным управлением. Если управляющие компании начнут в этом направлении двигаться, мне кажется, что это тоже будет сигнал для эмитентов о том, что профессиональные управляющие покупают эти акции и будут требовать соответствующего корпоративного управления. И это только в целом будет плюсом для нашего рынка».