Найти в Дзене
Мама на всю голову

Мой СДВГ-подросток и тройки в школе: почему я не паникую и что делаю вместо этого

Если у вас ребёнок с СДВГ, вы знаете: школьные оценки - это лотерея. Сегодня он может решить сложную задачу, а завтра - сделать десять ошибок в простых словах. Вы смотрите в тетради, сердце сжимается, и в голове звучит тревожный вопрос: «Что с ним будет?» Мой 12-летний Матвей - классический СДВГ-шник. Невнимательный, несконцентрированный, с русским языком вечная война. И этот учебный год мог бы стать катастрофой. В этом году он пошёл в 6 класс. У нас и конец 5 класса был сложным, сын проболел очень много в последней четверти иьза этот период у него вышло пару троек. Этот год тоже начался неудачно. Кто меня читает, знает нашу историю про неудавшийся переезд (если не знаете, оставлю ссылку в конце статьи). Но вкратце история такая: мы переезжали с севера в Тюмень, ребёнок пошёл там в новую школу, проучился неделю и у моего мужа, который ещё оставался на севере случился инфаркт. Нам пришлось срочно возвращаться. Ребёнку снова идти в свою старую школу, но классы и там переформировали, и

Матвей в новой школе в Тюмени, здесь он проучился всего неделю
Матвей в новой школе в Тюмени, здесь он проучился всего неделю
Если у вас ребёнок с СДВГ, вы знаете: школьные оценки - это лотерея. Сегодня он может решить сложную задачу, а завтра - сделать десять ошибок в простых словах. Вы смотрите в тетради, сердце сжимается, и в голове звучит тревожный вопрос: «Что с ним будет?»

Мой 12-летний Матвей - классический СДВГ-шник. Невнимательный, несконцентрированный, с русским языком вечная война. И этот учебный год мог бы стать катастрофой.

В этом году он пошёл в 6 класс. У нас и конец 5 класса был сложным, сын проболел очень много в последней четверти иьза этот период у него вышло пару троек.

Этот год тоже начался неудачно.

Кто меня читает, знает нашу историю про неудавшийся переезд (если не знаете, оставлю ссылку в конце статьи). Но вкратце история такая: мы переезжали с севера в Тюмень, ребёнок пошёл там в новую школу, проучился неделю и у моего мужа, который ещё оставался на севере случился инфаркт. Нам пришлось срочно возвращаться. Ребёнку снова идти в свою старую школу, но классы и там переформировали, и он попал в новый класс, состоящий из старых и новых ребят. Результат - у ребёнка стресс, плюс новый коллектив, несколько новых учителей. Для ребёнка с СДВГ, который болезненно привыкает к переменам, это был двойной удар.

Ещё одно испытание этой осени
Ещё одно испытание этой осени

Вот так начался сентябрь, затем в начале октября он ломает ногу.

3 недели дома в гипсе! Боялась, что учёба полетит в тар-тарары.

Но мы не сдались. Мы просто изменили тактику.

Я давно поняла: заставлять СДВГ-мозг работать по стандартной схеме — бесполезно. Его нужно либо увлечь, либо показать практический смысл. И мы пошли именно этим путём.

Наш план спасения учёбы (и нервов)

1. Русский язык: находим слабое звено.

Проблема была не в лени, а в нейропсихологии. Матвей просто не «чувствовал» язык. Мы прошли специальный онлайн-курс от нейропсихолога, построенный на играх и нестандартных заданиях. Это был не урок, а своего рода «фитнес для мозга», который помог натренировать нужные отделы. И количество ошибок стало сокращаться.

2. Английский: мой ход конём.

Репетитор не сработал — это было мучение для обоих. Тогда я скачала популярное бесплатное приложение для изучения языка и... начала заниматься сама. Я просто делала задания в игровой форме, увлечённо обсуждая это при сыне. Ему стало интересно. Он скачал себе. И пошло-поехало! Игровая механика, мгновенный результат, разнообразие — это то, что нужно СДВГ-мозгу. Двойки сменились пятёрками. Сработало правило: не заставляй, а зарази собственным примером.

3. Математика и физика: включаем интерес.

С математикой ещё работаем, но я решила действовать на опережение и добавила... физику. Зачем, если её в школе ещё нет? Чтобы показать, зачем нужна скучная математика! Сначала он занимался вяло, буквально лёжа на столе. Но постепенно преподаватель нашёл к нему подход, показал опыты. Теперь Матвей смотрит «Разрушителей легенд» и взахлёб рассказывает мне о законах физики в жизни. Математика из абстрактных цифр стала инструментом для понимания мира.

Матвей (последний справа) в лагере Орлёнок, он там был на смене по программированию и сборке коптеров
Матвей (последний справа) в лагере Орлёнок, он там был на смене по программированию и сборке коптеров

Самое главное — поддержка его страсти

Оценки — это временно. А вот внутренний огонь — бесценен. Матвей обожает программирование, особенно игр. Мы купили ему онлайн-курс. Это его территория успеха, где он чувствует себя гением. И это куда важнее любой пятёрки.

Что я хочу донести до каждой мамы, стоящей над дневником с тройками:

Оценки — не показатель ума вашего ребёнка. Они лишь показывают, насколько ему не подходит система.

Ищите обходные пути. Если прямой не работает, не лбом стену прошибайте. Играйте, увлекайте, показывайте личный пример.
Вкладывайтесь в его интерес. Успех в одном деле даёт силы справляться со сложностями в других.
Ваше спокойствие — его опора. Когда мы перестаём паниковать из-за двоек, мы даём ребёнку понять: «Я в тебя верю, даже когда школа в тебе сомневается».

Да, наш журнал оценок всё ещё пестрит тройками. Но я вижу, как мой сын рассуждает о физике, сам учит английский и создает свои первые игры. И я точно знаю: он не потеряется. Он найдёт свой путь. А наша задача - просто помочь ему его разглядеть.

А как вы справляетесь со школьными трудностями у своих детей?

Делитесь опытом в комментариях!

А тут я подробнее делилась нашей историей несостоявшегося переезда...