Зима близко! Даже столичный Дептранс выступил с заявлением: тянуть со сменой резины не стоит. Вот-вот пойдут заморозки.
Зато у шиномонтажников - горячий сезон! За месяц-два можно выручить больше, чем в среднем за полгода. Кто-то относится к работе ответственно. А кто-то пользуется случаем, чтобы «подзаработать» дополнительно. Цены, как правило, никто не задирает - конкуренция высока. А вот сыграть на суете, нехватке времени, усталости клиентов и, разумеется, их незнании каких-то нюансов, отдельные товарищи считают делом принципа.
И к их уловкам нужно быть готовыми.
«ОСОБЫЕ» ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Что-то не сходится… Вот, в прейскуранте написано: снять/поставить колеса - 1200 рублей. Монтаж/демонтаж покрышек – 1400 рублей. Балансировка – 200 рублей за диск. Итого - 3400. А вы просите 4000 рублей. Это как получилось?
- Ну, значит, не получилось…
Всякий анекдот – история из жизни. Ситуация выше – пример из личного опыта. Разве что сотрудник шиномонтажа вместо фразы «не получилось» пожал плечами и попытался оправдаться: мол, перепутал радиус колес.
Я, конечно, «поверил».
Отсюда первый совет:
1. Оговаривайте стоимость услуг заранее
Как и комплект этих самых услуг. Не нужно полагаться на замасленный лист А4, висящий где-то в уголке, с расценками на типовые работы. Они всегда могут быть «прошлогодними» или неполными. К которым добавят и «обработку герметиком», и «чистку дисков», и «мытье мыльным раствором для поиска проколов».
Потом можно, конечно, вспоминать правило «публичной оферты», пугать Роспотребнадзором, прокуратурой, международным трибуналом в Гааге… Но все это, как правило – пустая трата нервов и времени. Обычно же уставший и намерзшийся клиент просто отдает, сколько просят. А потом уже думает: переобули его или обули?
2. Контролируйте ход работ
Заглядывать через плечо необязательно – особенно, если не в курсе технических нюансов процесса. Но, например, проверить правильность установки колес (чтобы направленный протектор смотрел в нужную сторону), лишним не будет.
- Нужно учитывать человеческий фактор, - предупреждает автоэксперт Андрей Ломанов. - Шиномонтажники – тоже люди. Когда пашешь от зари до зари, всегда может сказаться усталость. Что-то просмотрел, не доглядел – и вот покрышки с ассиметричным протектором стоят с неправильных сторон, превращая машину в «корову на льду».
Лучше проверить самому, не перепутали ли что-то рабочие. На крайний случай – например, сам не разбираешься – хотя бы попросить об этом их самих. Шиномонтажники - ребята ответственные. Никто не хочет компенсировать ущерб за возможное ДТП, если он плохо затянул колеса. Так что к подобным просьбам относятся с пониманием.
3. Всегда берите чек или квитанцию об оплате
На случай, если придется судиться. К тому же это дополнительно мотивирует шиномонтажников делать работу качественно.
4. К предложениям дополнительных услуг относитесь скептически
Но не игнорируйте их совсем.
Что чаще всего предлагают?
- подклеить сосок. Никакой эротики, «сосок» - вполне нормальное название ниппеля (собственно, nipple – «сосок» на английском), который действительно с течением времени может начать «гулять», травить воздух и даже отвалиться.
- обработать покрышку герметиком. Под предлогом того, что «диск мятый, гнутый, покоцанный», шина примыкает к нему недостаточно плотно, и колесо начнет спускать.
- заклеить/подлатать боковые порезы. Не когда из шины торчит гвоздь-«сотка», «удачно» пойманный на строительном рынке (тут как раз все понятно). А, например, есть небольшой дефект от контакта с бордюром при парковке «впритирку». И, вроде, колесо нормальное – не спускает, на жизнь не жалуется. Но внезапно может «треснуть по швам».
- Каждый случай изучаем в отдельности, - отмечает Андрей Ломанов. – Иногда советы монтажников не лишены смысла, порой – это простой развод на деньги. Отличить одно от другого без особых навыков не выйдет. Тут либо доверяйте – либо нет. Но варианты «закачать в шины воздух с ароматом роз» или какой-нибудь «хитрый газ», который «уменьшает расход топлива», конечно, отметаем сразу.
Не смейтесь: такие предложения есть!
ЗА ЧТО ПРИДЕТСЯ ДОПЛАТИТЬ
- Сверхнизкий профиль. Это когда резина очень «тонкая»: от обода диска до асфальта - несколько см. При монтаже/демонтаже такие покрышки легко повредить, и этот риск включают в стоимость услуги.
- Шины Runflat. Технология Runflat позволяет ехать на пробитой покрышке - пусть небыстро (до 80 км/ч) и не очень долго (до 150 км). Их установка также сложнее, чем обычной резины, а значит – стоит дополнительных денег.
- Датчики давления в шинах. Не все шиномонтажники умеют с ними работать. Кто умеет - просят за свой навык «бонус».
ИГРА В ЭКОНОМИЮ
Простейший способ сэкономить – найти скидочный купон. Они и недорого продаются, а порой – раздаются в интернете бесплатно (в качестве промо-акции). Скажем, автор без проблем нашел купон на солидную скидку при шиномонтаже колес радиусом до 17 дюймов. В известной сети стандартная цена – 4000 рублей, а тут работы обойдутся всего в 2500!
Жаль, что на моей машине колеса больше. Да и очередь в ближайший ко мне сервис растянулась на неделю вперед… Но голос девушки-оператора звонко-уверенно подтвердил: «Купон действует, приезжайте»!
- Вообще, сетевые сервисы - лучший способ избежать мошенников и навязанных услуг, - отмечает Андрей Ломанов. - Там следят за своей репутацией. А вот в гаражном шиномонтаже, где владельцы меняются по три раза в год, спокойно могут обмануть или схалтурить.
Чем точно не советуем пользоваться в попытке сэкономить – услугами выездных «шиномонтажек». Перекинуть колеса, даже сменить покрышки на дисках, они, в принципе, могут. А вот нормальную балансировку уже не проведут – для этого у таких «сервисов» просто нет нужной технической базы.
- Нельзя нормально сбалансировать колесо на непонятной установке в кузове фургона, - резюмирует Андрей Ломанов.
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
Сам себе шиномонтаж
Самый удобный способ сэкономить на шиномонтаже – купить второй комплект колес. И менять их самому – по принципу «снял-поставил». Из личного опыта автора, проверенного на разных машинах - затраты на покупку четырех дисков (если, конечно, не заказывать что-то сверхдорогое) отбиваются за три-четыре года. А самому перекинуть колеса – да, муторно. Но не так уж и сложно.
Нам потребуется:
- домкрат (лучше подкатной, но сойдет и обычный, ромбический)
- баллонный ключ с насадкой подходящего размера
- ровная площадка у гаража или дома
- набор крепких слов (на случай заржавевших гаек и «прикипевших» к ступицам колес)
- 40-60 минут свободного времени
Рекомендации при проведении работ:
- убедиться, что затянут стояночный тормоз
- «Срывать» гайки с колеса (но не откручивать их полностью) до подъема авто на домкрате. «Затягивать» - после того, как машина опущена
- четко устанавливать домкрат – на всех машинах есть специальные «риски», указывающее место применения силы. Мы же не хотим погнуть пороги и днище!
- счищать ржавчину и накопившуюся грязь со ступиц и внутренней поверхности дисков. Обычной металлической щеткой. Гайки нелишне взбрызнуть «антикоррозийкой» или хотя бы WD-40.
- колеса лучше хранить чистыми, строго лежа (а не вертикально!), в сухом, прохладном, темном месте. И обязательно – накаченными!
- Кстати, шиномонтажники часто указывают – мол, у вас «шины просроченные». И предлагают купить у них новые. У покрышек действительно есть свой срок годности, указанный производителем в маркировке. Но износ идет по пробегу, а не по возрасту. Так что если шины старые, но накатали не так много километров – не обращайте на это внимания. Плюс при смене колес необязательно делать балансировку. Она нужна, если появились характерные симптомы – например, «забарабанил» руль. И – в редких ситуациях – при обкатке новых покрышек (по рекомендации производителя, через 300-500 км). В остальных случаях визит на шиномонтаж необязателен, - добавляет Андрей Ломанов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Когда менять резину на летнюю в 2025 году по закону
Автомеханик рассказал, как подготовить машину к зиме
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru
Автор: Николай МЫСИН