Актер Театра имени Вахтангова Владимир Симонов, уважаемые читатели, ушел из жизни 8 ноября. Свой очередной творческий сезон на знаменитой сцене он должен быть открыть спектаклем "Война и мир". Роль князя Курагина одна из множества, что сыграл артист за годы службы именитым подмосткам.
Внезапная смерть актера горькая потеря и для зрителя. Всегда казалось, что Симонов полон сил и энергии. Наверное, многие поклонники его таланта, узнав о кончине вахтанговца, вспомнили, когда в последний раз видели Владимира Александровича на сцене.
Мне довелось совсем недавно, под занавес прошлого сезона в спектакле "Улыбнись нам, Господи." В полной грустного юмора постановке Римаса Туминаса много говорится о земных тяготах простого человека и его надеждах на светлую вечность. "В жизни все придумано, кроме смерти," - скажет герой сценической повести. Симонов сыграл старого еврея Эфраима Дудака. Местечкового каменотеса, который отправляется в Вильнюс, чтобы спасти от казни сына, стрелявшего в генерал-губернатора.
Так получилось, что начать свой новый творческий сезон актер не успел. Но с нами остались прекрасные воспоминания о его работах и красивая история восхождения к вершинам мастерства на одной из самых именитых столичных сцен.
В маленьком городке Октябрьске Куйбышевской области, где и появился на свет будущий народный артист России, театров отродясь не было. Впервые мальчишка попал в настоящий зрительный зал, когда на каникулах отправился с мамой в Ленинград. И сразу оказался в первом ряду партера знаменитого БДТ. Глядя на игру Олега Борисова в постановке "Генрих IV," подросток влюбился в атмосферу театра.
И получив аттестат, отправился в Москву. Учебное заведение школьный клоун выбрал не случайно. Листая альбомы с фотографиями известных артистов, отметил, что его любимые актеры все как один окончили Училище имени Щукина. Туда юный волжанин и нацелился.
Но в Большом Николопесковском переулке его не ждали. Стать студентом не получилось. Хотя творческие туры абитуриент как раз прошел успешно, подвели общеобразовательные предметы. Пребывая в эйфории, забыл про точки и запятые в сочинении.
Через два года, вернувшись к порогу "Щуки", он сходу преодолел все препятствия. Рослый красавец легко вписался в театральную действительность. Чувство игры оказалось врожденным. Заметили его сразу: - "Симонов что перочинный ножик - как надо складывается и куда нужно укладывается."
Щукинцы в своем театре на сцену выходят рано. Талант талантом, а опыт дело наживное. И Симонов ходил набираться мастерства в Театре на Таганке. Любимов попросил направить к нему хорошего студента, чтобы присматривался, пристраивался к ремеслу. Евгений Рубенович Симонов и отправил туда даровитого ученика.
Тот и присмотрелся к роли Гамлета. Поделился мечтами с Юрием Владимировичем. Режиссер слегка удивился, но поддержал, мол, прекрасная идея, давай вместе над ней работать. Но совершеннейшая глупость, нелепая случайность дорожку к Любимову перекрыла. Как-то чрезмерно строгий вахтер в клочья разорвал просроченный пропуск, возмущенно-разобиженный студиец развернулся прочь, и больше его на Таганке не видели.
На родной вахтанговской сцене Симонов дебютировал в спектакле, где блистала Людмила Целиковская. Ученик Аллы Казанской много играл и в студенческих спектаклях. Девять главных ролей в учебных работах - это безусловный рекорд. В основную труппу он пришел вместе с друзьями-однокурсниками Сергеем Маковецким и Александром Рыщенковым.
Спектакль "Вечер старинных русских водевилей" в постановке Евгения Симонова и открыл первый творческий сезон подающего большие надежды молодого актера. Маковецкий играл тогда с Григорием Абрикосовым в новелле "Дайте мне старуху", а Рыщенков и Симонов вышли на сцену в "Доме на Петербургской стороне". Юный дебютант предстал перед публикой в роли 95-летнего старичка Копейкина. Людмила Целиковская была дворничихой Домной в его доме.
Дальше все шло славно. И карьера набирала обороты. И женился молодой человек на прекрасной девушке Оле, своей однофамилице. Ее отец Евгений Рубенович тогда и был художественным руководителем Театра. Может, такое семейное начало как раз и сыграло решающее значение в уходе актера из Вахтангова. "Не хотел, чтобы говорили, мол, роли получает по блату,"- признавался позже Симонов.
Так он оказался в МХАТе, его пригласили целенаправленно к режиссеру Розе Сирота. Она ставила спектакль для открытия сцены в Камергерском переулке. Симонов репетировал роль царя Федора Иоанновича. Но потом Ефремов решил открывать новую площадку другой постановкой. Зато у самого Олега Николаевича он играл Треплева в "Чайке," а чуть позже и Тригорина на Чеховском фестивале в Ялте. Со МХАТом имени Горького Симонов часто гастролировал, объездил много стран.
Вернул артиста в родное гнездо Ульянов. Михаил Александрович возглавил Театр Вахтангова в 1987-м. Он сам позвонил и по-отечески пожурил, мол, довольно, нагулялся, пора и домой возвращаться. "Да и работы для тебя полно,"- посулил художественный руководитель. Мэтр предложил ему роль Бени Крика в "Закате."
От семейственных предрассудков Симонов к тому времени уже освободился. Главным образом, потому что расстался с первой женой. И вовсю присматривался к другой девушке.
Несмотря на заверения художественного руководителя, занятость оказалась ниже расчетной. И спектакли выходили самые разные. Но наличие работы все-таки лучше, чем ее отсутствие. Особенно, если на дворе не самые сытые 90-е. Театр переживал трудное время, нового практически не ставили, перекраивали старое. Восстановили к радости зрителя "Принцессу Турандот", где Симонов благополучно сыграл Тарталью.
Работая во МХАТе, Симонов подружился с Александром Калягиным. И позднее тот пригласил его в свой Театр. Так в творческой биографии актера впервые появился чеховский "Дядя Ваня". Премьера состоялась 2 февраля 1993-го на сцене Театра имени Пушкина. С того дня "Et Cеtera" и ведет свою историю.
В постановке Александра Сабинина актер Вахтангова играл с коллегами по театру Василием Ивановичем Лановым и Алексеем Глебовичем Кузнецовым. К слову, фильм-спектакль с премьерным составом можно найти в You Tube.
"Спектакль, который не заметили," - едко написала одна из газет того времени через день после премьеры. И ни слова не сказав об игре Симонова, рецензент отметил Екатерину Беликову в роли жены профессора Серебрякова Елены Андреевны.
Актриса как раз и была той самой девушкой, на кого обратил свое мужское внимание Владимир после развода с первой женой. Она взяла фамилию мужа и многим кинозрителям известна как Катя Симонова. К премьере "Дяди Вани" их сынишке Васе исполнилось три годика, он родился осенью 1989-го.
Сегодня Василий Симонов продолжает актерское дело в Театре имени Вахтангова, ставшего родным и для него. Выпусник Театрального института имени Щукина по стопам отца пришел на именитую сцену в 2010-м. А буквально через год получил престижную театральную премию "МК" за роль в известном спектакле Римаса Туминаса "Пристань". Любители сериалов знают его по исторической драме "Мятеж."
Примеру родителей он последовал, сотрудничая и с Театром "Et Cetera". А сам Владимир Александрович работал с Калягиным до последних дней своей жизни. "Мы потеряли великого артиста,"- отозвался на смерть лучшего друга Александр Александрович. - С ним на сцене было надежно и легко, он был и великим партнером."
Вместе актеры играли в нескольких спектаклях. "Помню на Кубе,- рассказывает Калягин.- Зрители смеялись, не прочитав еще титры. Они понимали все, не зная ни одного слова по русски, точно так же реагировали и в Японии, где мы дважды играли на гастролях."
Александр Александрович совсем не зря выделяет чувство партнера у своего многолетнего друга. Как раз в содружестве с Калягиным актер Симонов получил свою вторую театральную премию "Чайка"в номинации "Двойной удар."
Симонов по-настоящему театральный актер. Обладая, наверное, врожденным чувством сцены, он вписал собственную страницу в историю российского театра. В кино он снимался довольно часто: - "Не хочется терять нужные навыки." Но театр был главным смыслом его жизни.
Он играл много и с упоением. Не бегал от антрепризы, охотно сотрудничал с другими театрами. Несколько работ связывает актера с прежним Театром имени К.С. Станиславского. Постановки Владимира Мирзоева "Женитьба" и "Хлестаков", где и сыграл Симонов, начально получили неоднозначную оценку. Говорят, версию "Ревизора" покидали даже критики. Правда, позже чуть смягчились.
Да и отрицать талант Мирзоева вряд ли возможно. Симонов высоко ценил профессионализм режиссера. "Это была прекрасная страница в моей жизни," - скажет позже актер о работе с ним. Как раз первую свою "Чайку" Владимир Александрович получил за роль Созия в постановке "Амфитрион" на сцене Вахтангова.
Глядя из сегодняшнего дня, нельзя не заметить, что творческая судьба сводила Симонова с самыми талантливыми и интересными художниками. Он и сам становился все мастеровитее и мастеровитее. И опытного актера пригласили в ГИТИС. Но преподавал он недолго, не чувствовал в себе педагога.
Зато почувствовал новую любовь и не стал ей противиться. Полюбившаяся девушка была его аспиранткой. Брак получился совсем скоротечным, но счастливым на рождение ребенка. Появился на свет второй сын актера Владимир.
По-настоящему большая работа вошла в жизнь актера вместе с приходом в Вахтангова нового художественного руководителя. Римас Владимирович Туминас своей любви к Симонову не скрывал: - "Я его режиссер, он мой актер."
Когда-то в ранней юности, об этом не раз вспоминал сам Владимир Александрович, к нему подошла цыганка: - "Артист? Не торопись. Вся слава придет к тебе после сорока." Будучи человеком совсем не тщеславным, Симонов никуда и не спешил, но пророчество гадалки помнил.
Ему было пятьдесят, когда первая же постановка Туминаса на вахтанговской сцене открыла буквально новую страницу в книге его жизни. Хотя "Троил и Крессида," шекспировский перепев событий Троянской войны, критикой и публикой был принят весьма неоднозначно. Но сразу после премьеры об актерской игре театральная пресса отозвалась хорошо: - "Симонов удивительно точно попал в замысел и стиль спектакля."
Римас Туминас создал на сцене Вахтангова многозначный мир, где каждый актер, играющий в его постановках, находит свое уникальное место. "Когда мы с ним репетировали "Троил и Крессиду", - признавался Симонов. - Я в который раз как бы прочистил грани своего аппарата актерского. Пересмотрел многое. Он пришел, и все встало на свои места."
Владимир Александрович сыграл у режиссера в постановках "Дядя Ваня", "Ветер шумит в тополях", "Улыбнись нам, Господи", "Война и мир", однажды даже срочно ввелся на роль Гусара в "Евгении Онегине." И каждая сценическая работа - на грани шедевра.
Но спектакль "Минетти",наверное, для актера имеет какое-то особое значение. Он словно создан для роли Бернхарда Минетти, игравшего на сцене до 90 лет. Хотя самому актеру судьба не уготовила такой долгой жизни. И он любил говорить: - "Моя главная роль - это быть в Театре Вахтангова." Но как раз за образ немецкого трагика Симонов получил свою позднюю "Хрустальную Турандот". Последний раз спектакль сыгран 23 мая этого года. И вряд ли появится с другим актером в заглавной роли.
Владимир Симонов прошел свой актерский путь классически, как в красивом романе - со сцены в вечность. Но жизнь продолжается. И это тоже вечная классика. Остается в благодарной памяти зрителя.
Но что еще очень важно, артист Симонов продолжается в своих детях. Актерские династии на самом деле настоящее явление в искусстве. В Вахтангова как-то особенно бережно относятся к театральной наследственности. Здесь служат сцене целыми семьями.
И сегодня на именитые подмостки выходят сыновья Владимира Александровича - Василий и Владимир. Не зря мы так дотошно вникали в его семейные перипетии. Люди встречаются, влюбляются, появляются дети. И рождается история театральных династий.
От четырех браков актера двое сыновей и две дочери, младшей всего семь лет, но скорее всего ее профессиональная судьба тоже предопределена. Мать девочки Яна Соболевская, последняя жена Симонова, тоже играет в Вахтангова.
Старший Василий лицедействует на сцене уже пятнадцать лет. Владимир Симонов-младший влился в театральную семью после окончания "Щуки" только год назад. С отцом играл в "Дяде Ване" и в спектакле "Улыбнись нам, Господи." Роли у стажера пока малюсенькие - конвойный, рекрут, волки - но кто знает, что ждет его впереди. Не зря же он носит такую звучную театральную фамилию.
Спасибо,с вами было интересно. Подписывайтесь на канал. Возможно,найдете что-то полезное для себя. Спасибо, что почтили вместе память большого артиста. Довольно много спектаклей с участием Владимира Александровича Симонова можно найти в You Tube. Так что, приятного просмотра. А истории из своей жизни актер оставил в книге воспоминаний "Игра во все", она вышла в издательстве "Эксмо" в 2017 году, как раз 24 ноября.
К прочтению с почтением, автор канала Яна Никитина
Ссылка на другие публикации канала здесь: