Найти в Дзене
Живая Средняя Азия

Каир-хан: что стало с полководцем который казнил послов Чингисхана

Думаю, что многие из вас помнят предысторию монгольского нападения на государство Хорезм в Средней Азии. В одном из пограничных городов сидел наместником знатный человек из числа родственников шахской династии. Он отправил на небо монгольских купцов, которые нагрубили ему. Хорезмшах отказался выдать своего вассала – это и стало предлогом для начала войны.

Помню, что я в обсуждении этой ситуации участвовал, как минимум, два раза: в университете и в школе. И каждый раз были две основные точки зрения: что надо было терпеть монгольские непотребства, и тогда бы Чингисхан не напал; и что это совершенно неважно – он бы нашел еще один повод.

Сейчас я немного старше и знаю больше. Но мы сегодня обсудим иной вопрос: а что стало с человеком, из-за которого началась одна из самых важных войн в истории?

Нашего сегодняшнего героя звали Иналчук – по-тюркски это слово примерно означает «маленький наследник» или «сын хана». Тем не менее, будучи дядей или двоюродным братом хорезмшаха Ала ад-Дина Мухаммеда II, это был очень влиятельный человек. И большую часть жизни был известен под титулом Каир-хан – «могучий правитель».

Так или иначе, за этим кипчакским князем стояло несколько сильных племен, и он был одним из наиболее выдающихся генералов своего сюзерена. В конце 1210-х годов это человек был наместником пограничного города Отрар – в то время одного из крупнейших во в сей Средней Азии. И когда Чингисхан отправил сюда послов, именно ему пришлось решать этот вопрос…

В 1218-м году было повержено государство каракитаев – после его ликвидации между Монгольской империей и Хорезмом впервые появилась общая граница. Чингисхан, который и ранее писал своему коллеге письма, воспользовался моментом, и отправил торговый караван и послов.

-2

До этого великий хан неоднократно в переписке называл шаха «любимым сыном». В понимании дипломатов того времени, это было сильнейшее оскорбление. Такое обращение означало требование подчиниться и выплатить дань. Ведь независимые и равноправные монархи звали друг друга «братьями».

Так или иначе, когда монголы заявились в Отрар, отношение к ним было не очень. Тем более, что они вели себя преувеличенно гордо, как не подобает послам. Наместника города называли по имени, а не по титулу – это было воспринято, как еще одно оскорбление. Точно также обращался с Каир-ханом некий индус – его старый знакомец, поступивший на монгольскую службу.

Рашид ад-Дин, придворный историк государства Хулагуидов, равно как и иные промонгольские авторы, также утверждали, что наш герой хотел захватить богатства каравана для себя. Но их коллеги из Средней Азии были уверены, что он просто решил: это не купцы, а шпионы.

Так или иначе, Каир-хан сначала запросил санкции своего сюзерена, и только после этого решил казнить монгольских «послов». Как по мне, он был не гордецом и маньяком, а вполне себе спокойным и адекватным человеком, радующим за благо своего государства. Тем более, что купцов-разведчиков монголы активно использовали до и после.

-3

Выжил только погонщик верблюдов, который то ли скрылся, то ли был отпущен. Он рассказал своему хозяину о том, что случилось, и Чингисхан повторно отправил послов. На этот раз главного из них казнили, а двоим сбрили бороды – Монгольская империя получила предлог для нападения на соседей.

Естественно, что на пути стал город Отрар. Чтобы подготовиться к неизбежному нападению, Каир-хан собрал 20 тысяч кипчакских воинов, а хорезмшах Мухаммед отправил ему подкрепление 10 тысяч солдат. Правда, Рашид ад-Дин и ему подобные писали, что их было не менее 60-ти тысяч.

Этот кусок молодой державы хорезмшахов принадлежал государству Караханидов еще несколько лет назад. Но, в отличие от других городов, которые сдавались без боя, Каир-хан и его люди упорно сопротивлялись монгольским атакам. Город пал только после того, как недовольный голодом младший командир по имени Карача темной ночью открыл ворота.

Монголы перебили большую часть спящего гарнизона. А Карачу отправил на небо лично царевич Джучи – монголы презирали предательство, даже если оно было совершено в их пользу. Тем не менее, Каир-хан с приближенными воинами успел запереться в городской цитадели.

-4

Они продержались еще около месяца, и в конечном счете были вынуждены бросать во врагов камни – у них давно закончились стрелы. В конце концов, последних защитников захватили живыми. У Василия Яна есть красочная сцена, как великий хан наказал Иналчука за чрезмерную гордость. Но есть версия, что история про использование для его вразумления раскаленного серебра является лишь позднейшей вставкой.