В небольшом, вечно заполненном туристами, спешащими в Третьяковскую галерею, Толмачёвском переулке обращает на себя внимание большой усадебный дом за кованной оградой. Сегодня здесь располагается Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского.
В июле 1805 года жена статского советника Елизавета Ивановна Загряжская купила пустующий, или как говорили тогда порожний земельный участок у коллежского асессора Аммоса Прокофьевича Демидова.
Как выглядела построенная усадьба и кто был архитектором доподлинно неизвестно. Дошедшее до нас здание было вторично построено Елизаветой Ивановной на месте сгоревшего в 1812 году дома.
Елизавета Ивановна была второй женой своего супруга Петра Ивановича Загряжского.
Петр Иванович происходил из старинного рода Загряжских, к которому в том числе принадлежала мать Натальи Николаевны Пушкиной – Наталья Ивановна Гончарова, урожденная Загряжская.
Его отец премьер-майор Иван Семенович Загряжский женился на Федосье Романовне Тургеневой. По линии матери Петр Иванович находился в довольно близком родстве с писателем Тургеневым. Иван Сергеевич приходился Петру Ивановичу Загряжскому внуком двоюродного брата.
В своей исторической монографии «История Пугачёвского бунта» А.С.Пушкин в примечании к 8 главе приводит списки погибших от рук бунтовщиков. В числе прочих значится «Кадета Петра Загряжского приказчик». Кадет Загряжский – это и есть будущий генерал-майор Петр Иванович.
Петр Иванович, как и все его предки стал военным, в службу вступил в 1765 году. В последствии императором Павлом был назначен на должность шталмейстера (начальник конюшен) двора Его Императорского величества и директора нескольких императорских конных заводов.
Основные имения Петра Ивановича, его отца и братьев находились в Тульской губернии и Серпуховском уезде Московской губернии, достались им в наследство от деда.
В конце 1770-х годов Петр Иванович женился на некой Екатерине Васильевне (1760-1794), девичья фамилия которой ныне утрачена.
Сколько было детей у супругов Загряжских точно неизвестно. До взрослого возраста дожило 2 сына: Петр (1778?1780? - 29/01/1849) и Николай (18/09/1792 – 15/08/1855). Оба сына, как и их предки стали военными.
Петр Петрович Загряжский известен как герой Наполеоновских войск. Его портрет кисти Джорджа Доу находиться в Военной Галерее Эрмитажа.
В 1794 году, через 2 года после рождения младшего сына, Екатерина Васильевна Загряжская скончалась в возрасте 33 лет и 6 месяцев и была похоронена в родовом имении Загряжских в селе Васильевское Серпуховского уезда Московской губернии при Воскресенской церкви.
Петр Иванович вдовел 7 лет. 28 июля 1801 года в Никольской церкви (ныне Храм Тихвинской иконы Божьей Матери) села Душоново Богородского уезда Московской губернии (ныне Щёлковский район Московской области) он обвенчался с Елизаветой Ивановной Мосоловой. Молодая жена была младше своего супруга на 20 лет и была ровесницей его старшего сына Петра.
После свадьбы молодожены поселились в доме Петра Ивановича в Москве в приходе Храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами.
Елизавета Ивановна происходила из семьи знатных тульских купцов - владельцев металлургических заводов.
В 1728 году четверо сыновей тульского купца Перфилия Григорьевича Мосолова (иногда в самых старых документах эта фамилия писалась как Масалов) построили свой первый «водный железный завод» на реке Мышега на территории современного города Алексин. В 1736 году к нему добавился еще 1 завод на реке Шани (ныне село Шанский Завод). К началу 1750-х годов Мосоловы владели несколькими горнометаллургическими заводами в европейской части России и на Урале.
В 1755 году скончался средний из братьев Мосоловых – дед Елизаветы Ивановны – Алексей Перфильевич. Братья попытались отстранить от семейного дела его наследников сыновей Ивана и Григория. В семье начались распри и передел имущества. Дело доходило до жалоб родственников друг на друга самому Государю. В 1760 году в результате раздела семейного дела отцу Елизаветы Ивановны - Ивану Алексеевичу Мосолову – достались 2 завода на Урале.
Иван Алексеевич Мосолов скончался в 1789 году, и к моменту замужества его единственной дочери, во главе семейного дела стояла мать Елизаветы Ивановны – Мария Алексеевна, урожденная Хотяинцева. Кроме дочери Елизаветы, у супругов Мосоловых было еще 2 сына Пётр и Фёдор.
Елизавета Ивановна оказалось девушкой хваткой – настоящей купеческой дочкой. Выйдя замуж, она тут же потребовала от матери и братьев свою долю в семейном деле в денежном выражении. Полученные средства она вложила в покупку земельного участка в Толмачевском переулке и постройку огромной усадьбы, а также занялась ростовщичеством, жестко возвращая долги, часто доводя дело до суда и даже долговой тюрьмы.
Первенцем в семье Загряжских стала дочь Мария, родившаяся 20 июля 1802 года в доме своего отца в Москве. Её крестным отцом стал её сводный старший брат Николай Петрович Загряжский.
Всего у супругов Загряжских родилось 6 детей:
4 дочери: Мария (20/07/1802-27/02/1824), Елизавета (06/04/1804 – 2/12/1882), Аделаида (23/12/1805 – 17/10/1882), Александра (13/07/1807-?), Екатерина (1809 -05/07/1894) и единственный сын Александр (12/06/1811- ?).
В 1812 году Петр Иванович был в Москве и, как сказали бы сейчас, … сотрудничал с оккупантами – занимался устройством личной конюшни Наполеона и фабрики по починке сёдел. Наверное, мы никогда не узнаем истинную причину этого поступка. Возможно, это было вынужденное решение – шестеро малолетних детей, младшему из которых не было и года нуждались в защите отца… А может быть, это была секретная миссия?
Так, или иначе Петр Иванович был помилован личным манифестом Государя, остался при своих должностях и прожил остаток жизни в довольствии и почёте.
Петр Иванович Загряжский скончался 28 июля 1818 года в собственном доме в Москве за Серпуховской заставой и был похоронен в фамильной усыпальнице Загряжских в Симоновом монастыре.
После себя Петр Иванович оставил своим наследникам: в Тульской губернии – Конный завод стоимостью 250 тысяч серебром и примыкающую к нему деревня, в Московской губернии село Васильевское, к которому прилагалось 200 душ, а 78 душ проживавших непосредственно в усадьбе, а также дом в Москве в приходе Храма Вознесения за Серпуховскими воротами.
По существовавшему тогда закону о наследстве, при отсутствии завещания наследниками покойного становились его дети. Супруг умершего наследником не признавался, ему выделялась лишь 1/7 часть недвижимого имущества и ¼ часть – движимого, которая обычно выдавалась деньгами. В случае если наследники покойного были несовершеннолетними, то до их совершеннолетия имущество «отдавалось под опеку», то есть назначался опекун. Обычно это был кто-то из старших мужчин семьи, в редких случаях опекуном становилась мать.
После смерти Петра Ивановича опекуном над его малолетними детьми от второго брака и их имуществом был назначен их сводный брат Николай Петрович Загряжский.
Николай Петрович в этот момент находился в полку и подал в Канцелярию Московской Дворянской Опеки ходатайство о назначении вместо него опекуном некого коллежского асессора Петра Семеновича Груздева. Однако Елизавета Ивановна в свою очередь также подала прошение о назначении её опекуном над детьми и имуществом покойного мужа. Некоторое время длилось разбирательство, но всё же опекуном был назначен Петр Груздев.
Сразу после смерти мужа Елизавета Ивановна вместе с детьми переезжает в свою усадьбу в Толмачах.
19 сентября 1820 года старшая дочь Елизаветы Ивановны – Мария Петровна вышла замуж за героя Войны 1812 года, полковника- артиллериста Антона Антоновича Бистрома.
Венчание состоялось в Храме Святителя Николая в Толмачах. Предварительно, 10 сентября 1820 года было получено разрешение Духовной Консистории на брак. Это была стандартная процедура при вступлении в брак представителей разных христианских конфессий (А.А Бистром был лютеранином). Смысл данного документа сводился к тому, что будущему супругу неправославного вероисповедания дозволялось присутствовать на службах и таинствах в православной церкви. Также брачующиеся подписывали обязательство, что рожденные в браке дети будут крещены и воспитаны в православной вере.
Молодожены поселились в усадьбе Елизаветы Ивановны.
Через год, 13 сентября 1821 года в особняке состоялась еще одна свадьба. На этот раз замуж вышла сама хозяйка особняка статская советница Елизавета Ивановна Загряжская. Избранником Елизаветы Ивановны стал 64-летний вице-адмирал Николай Иванович Шешуков. Для Николая Ивановича также, как и для Елизаветы Ивановны это был второй брак. От первого брака у Николая Ивановича был сын 25-летний поручик Иван Николаевич Шешуков, который был в то время был уже женат и имел двух маленьких дочерей.
Как и где Елизавета Ивановна смогла очаровать бывалого моряка, почти пирата, неизвестно. Одна из версий гласит, что они были соседями. Однако сохранившиеся документы говорят о том, что, выйдя в отставку в 1817 году, Николай Иванович купил дом в Мясницкой части Москвы, а в Толмачи переехал только после женитьбы.
22 июля 1822 года в Толмачевской усадьбе родился первый внук Елизаветы Ивановны – сын старшей дочери Марии Петровны Бистром – мальчик Александр, названный так вероятно в честь своего крестного отца – Императора Александра I Павловича. Крестной матерью малыша стала вдовствующая императрица Мария Федоровна (вдова Павла I).
В начале августа 1823 года у Загряжских вновь готовились к свадьбе. 3 августа 2-ая дочь Елизаветы Ивановны – Елизавета Петровна (06/10/1804 – 02/12/1882) обвенчалась с генерал-майором Андреем Борисовичем Пестелем, родным дядей декабриста П.И.Пестеля.
В 1823 году зять Елизаветы Ивановны Антон Антонович Бистром был уволен из армии и принят на службу в Корпус Инженеров путей сообщения в Петербурге. В начале осени Мария Петровна вместе с мужем и детьми уезжает из Москвы в столицу.
В начале 1824 года у супругов Бистром в Санкт-Петербурге родился второй ребенок – дочь Елизавета. Вероятно, вследствие (а может быть и во время) тяжелых родов Мария Петровна Загряжская-Бистром скончалась 27 февраля 1824 года. Через неделю она была похоронена в Москве в Симоновом монастыре в фамильной усыпальнице Загряжских рядом с отцом.
18 июня 1824 года в Толмачёвской усадьбе родился 3й внук Елизаветы Ивановны – Владимир Пестель. К сожалению, мальчик прожил всего чуть больше года. 16 августа 1825 года Владимир Андреевич Пестель скончался от простуды и был похоронен в Симоновом монастыре.
В середине января 1827 года вышла замуж 3я из сестёр Загряжских – Аделаида Петровна. Её супругом стал Федор Андреевич Голицын.
28 января 1831 года в возрасте 74 лет скончался Николай Иванович Шешуков. Похоронив второго супруга рядом с первым в фамильной усыпальнице в Симоновом монастыре Елизавета Ивановна уезжает за границу.
В 1834 году по распоряжению Елизаветы Ивановны её сын Александр Петрович Загряжский продаёт Толмачёвскую усадьбу соседу московскому купцу Ивану Михайловичу Козлинину.
Вернувшись в 1835 году в Россию, Елизавета Петровна поселяется в родовом имении 1го мужа- селе Васильевское Серпуховского уезда Московской области.
В середине 1836 года в полицейское управление г.Серпухова от предводителя местного дворянства была перенаправлена жалоба. Крестьяне вице-адмиральши Е.И.Шешуковой просили защитить их от жестокого обращения хозяйки, а также жаловались на её невнимание к просьбам о помощи и продаже небольшого количества хлеба для голодающих крестьянских детей.
Полицейское начальство направило дознавателя прямо… к той, на которую жаловались.
Елизавета Ивановна радушно приняла в своей усадьбе полицейского чиновника и объяснила, что обращается строго со своими крестьянами, только потому, что за время её проживания заграницей они совершенно обленились, перестали работать и потому голодают. Что хлеба и лошадей для работы она готова им дать, и только требует, чтобы пришли они к ней, покаились в своём дурном поведении и лени. Тогда простит хозяйка нерадивых бездельников и поможет им. Также адмиральша Шешукова просила наказать главных жалобщиков Герасима Николаева и Семена Васильева, а также серпуховского переписчика Андрея Кондратьевича Петрова, составившего жалобу, который оказался сыном местного деревенского старосты.
Получив столь «подробные» объяснения, дознаватель вернулся в Серпухов, а «виновные» были наказаны.
Однако вскоре Серпуховское полицейское управление получило новую жалобу, теперь уже от соседа Елизаветы Ивановны – поручика Карачарова, в которой он просил провести расследование убийства его мельника.
По словам помещика, крестьяне г-жи Шешуковой вошли в его деревню, вооружённые кто чем, и стали грабить дома его крестьян, и отбирать у них хлеб и лошадей. Мельника же, который отказался отдать им своё зерно, они забили насмерть.
На этот раз «отделаться» только посылкой дознавателя местное полицейское управление не смогло. Дело приняло слишком серьезный оборот. О нём было доложено в Москву, и из Москвы прибыл следователь с отрядом вооруженных полицейских.
В результате тщательного расследования выяснилось, что Елизавета Ивановна Шешукова-Загряжская 18 лет незаконно распоряжалась имуществом покойного(первого) мужа. Ею был продал конный завод в Тульской губернии. Деньги потрачены. Имение в Васильевском все 18 лет систематически разорялось. Елизавета Ивановна практически запрещала работать своим крестьянам на их наделах, постоянно требуя обрабатывать барские земли. Деньги за проданный хлеб она тратила исключительно на свои нужды и развлечения. Крестьянских лошадей помещица забирала для своего выезда, лишая тем самых своих людей минимального средства производства. Всё это привело к тому, что селе начался голод, крестьяне стали бродяжничать и разбойничать в соседних селениях. После телесных наказаний, которым подверглись написавшие жалобу Герасим Николаев и Семен Васильев, в селе начался настоящий бунт, который пришлось усмирять с помощью прибывших московских полицейских.
Кроме того, выяснилось, что, выдав замуж 4 дочь – Александру, Елизавета Ивановна не дала ей приданого, а также отказалась выделить ей положенную долю из наследства отца Петра Ивановича Загряжского. Так же госпожа адмиральша отказывалась выдать долю отцовского наследства младшей дочери Екатерине, которую должна была выделить ей по достижении Екатериной совершеннолетия. Свой отказ Елизавета Ивановна объясняла тем, что дочь не почитает мать, вместо того, чтобы жить с ней в имении и ухаживать за матерью, Екатерина Петровна живет в Тверской губернии при монастыре.
Дочери несколько раз пытались получить от матери причитающиеся им средства. Приезжали в имение вместе с поверенными и старшим (сводным)братом Николаем Петровичем. В присутствии пасынка и зятя полковника Ипполита Васильевича Подшивалова (мужа Александры Петровны) Елизавета Ивановна несколько раз подписывала обязательства, заверяемыми поверенными, выделить дочерям средства. Но как только все уезжали обратно в Москву, тут же сжигала бумаги. Так продолжалось около 10 лет.
За все «выявленные преступления» Елизавете Ивановне было назначено наказание – ей было запрещены въезд и проживание в столицах (в Москве и Санкт-Петербурге). Дочери Александре Петровне Подшиваловой были выданы причитавшиеся ей 50 тысяч рублей серебром и приданое. А усадьба Васильевское было отдано под опеку младшей дочери Екатерины Петровны.
Елизавете Ивановне было оставлено село Игнатьево Серпуховского уезда, куда она и переехала.
Запрет на въезд в столицы был снят спустя только 10 лет в 1845 году. Все эти годы Елизавета Ивановна несколько раз пыталась въехать в Москву под чужим именем, но всякий раз она была поймана и под полицейским конвоем возвращена обратно в имение.
В 1844 году скончался один из братьев Елизаветы Ивановны – генерал-майор Федор Иванович Мосолов. Доля Федора Ивановича в семейных Уральских заводах перешла по наследству к его сестре Елизавете Ивановне. Некоторое время она пыталась управлять заводом, но вскоре передала все права на управление своему единственному сыну Александру Петровичу Загряжскому.
В 1848 году Елизавета Ивановна вновь попробовала восстановить свою власть помещицы. В полицейское управление Серпухова поступило её прошении о наказание розгами за неповиновение её воли крестьянина села Игнатьева Галактиона Федоровича Корягина. Корягин был взят под стражу, некоторое время просидел в заключении и …был отпущен. Полицейское начальство объявило адмиральше, что поступки её крестьянина преступлением не являются и наказанию не подлежат.
Елизавета Ивановна Мосолова-Загряжская-Шешукова скончалась 20 февраля 1863 года и была похоронена в родовом склепе Загряжских в Симоновом монастыре рядом. Похороны Елизаветы Ивановны оплатил её сын Александр Петрович.
Наследниками Елизаветы Ивановны были признаны её дочери Елизавета Петровна Пестель-Загряжская, Аделаида Петровна Голицына, Александра Петровна Подшивалова, Екатерина Петровна Загряжская, внучка Елизавета Антоновна Арцыбашева (в девичестве Бистром, дочь Марии Петровны) и сын Александр Петрович.
Своим наследникам Елизавета Ивановна оставила: медеплавильный завод в селе Каноникольское и рудник в селе Федоровское в Верхнеуральском уезде Оренбургской губернии, несколько сёл в Спасском уезде Рязанской губернии и село Игнатьево в Серпуховском уезде Московской губернии.
Елизавета Петровна, Аделаида Петровна и Елизавета Антоновна отказались от своей доли в управлении имуществом, получив с родственников по 12 тысяч рублей серебром каждая.
Александр Петрович пошел по стопам своей матери и долго судился с сестрами Александрой и Екатериной, стараясь не отдавать им причитающуюся часть наследства.
Большую часть своего времени Александр Петрович Загряжский проводил в Оренбургской губернии, занимаясь управлением заводов. Дослужился до звания коллежского советника, состоял членом Оренбургского отдела Императорского Географического Общества. Женат не был.
Брак Елизаветы Петровны с Андреем Борисовичем Пестелем был расторгнут. В то время развод был возможен только по двум причинам - неверность одного из супругов или отсутствие детей в браке . Так как после смерти единственного сына Владимира детей у супругов Пестель не было, то возможно именно по этой причине состоялся развод. Позднее Елизавета Петровна вышла замуж за своего двоюродного брата штабс-капитана Дмитрия Андреевича Загряжского. Елизавета Петровна Пестель-Загряжская скончалась в возрасте 78 лет 2 декабря 1882 года и была похоронена в фамильной усыпальнице в Симоновом монастыре.
У Аделаиды Петровны Голицыной в браке родилось 6 детей. 18 февраля 1869 года родилась внучка Аделаиды Петровны – Екатерина Александровна Варенцова. Крестной матерью девочки стала императрица Мария Александровна – супруга Александра II.
Александра Петровна Загряжская стала женой инженера- полковника Ипполита Васильевича Подшивалова, сына Василия Сергеевича Подшивалова – писателя и переводчика, директора Санкт-Петербургского коммерческого училища. Супруги Подшиваловы в основном жили в Санкт-Петербурге, где служил Ипполит Васильевич.
Екатерина Петровна Загряжская так никогда и не вышла замуж. Вероятно, она была очень религиозной, так как всю жизнь жила при монастырях. Скончалась в Москве, в возрасте 85 лет 7 июля 1894 года и была также похоронена в родовой усыпальнице в Симоновом монастыре.
На сегодня всё.