Меня часто спрашивают, какие темы в Дании обязательны для изучения.
Здесь я привожу список тем по физике, которые обязательны для нашей гимназии. Напоминаю, что гимназия техническая, для всех учеников обязателен уровень В- два года изучения физики.
Все ученики могут выбрать также изучение физики до уровня А или в профильном классе, или в группе по выбору.
Ученики приходят после датской девятилетки с минимальными знаниями по физике. Какие-то предметы естественно-научного цикла у них есть, но знания на уровне "Мы перемножим вол ьты и амперы, но не понимаем, чем они отличаются" Ни одной формулы они не изучили, ни одного обозначения не знают, так что стартуем мы физику на уровне ноль с изучения физических величин: масса, объем, плотность и единиц измерения.
За 2 года обучения мы должны пройти следующие темы:
Основы технической физики
– система единиц СИ, физические величины и единицы измерения.
Энергия
– описание энергии и превращений энергии, включая мощность и КПД;
– внутренняя энергия и энергетические процессы при изменениях температуры и агрегатного состояния;
– тепловое равновесие и калориметрия.
Электрические цепи
– простые цепи постоянного тока;
– расчёты цепей постоянного тока с максимум двумя потребляющими компонентами;
– модели источников тока;
– сопротивление проводов и система электроснабжения, включая ознакомление с переменным током.
Волны
– основные свойства волн: длина волны, частота, скорость распространения и интерференция;
– свет как волна, включая оптическую решётку и явления преломления;
– электромагнитный спектр.
Атомная физика
– строение атомов и атомных ядер;
– энергия фотонов, испускание и поглощение излучения атомными системами;
– спектры, включая спектр атома водорода.
Механика
– кинематическое описание движения в одномерном случае, а также движение тела под углом к горизонту (бросок) или равномерное круговое движение (можно выбрать);
– понятие силы, включая силу тяжести, нормальную силу, давление, выталкивающую силу, силу натяжения, силу трения, сопротивление воздуха и силу упругости пружины;
– законы Ньютона, применённые к одномерным движениям, включая анализ сил на наклонной плоскости;
– работа силы, кинетическая энергия, потенциальная энергия в гравитационном поле возле Земли, а также системы с сохранением энергии.
Термодинамика
– уравнение состояния идеального газа и плотность газов.
Если ученик выбирает физику на уровне А, то этот список дополняется следующими темами:
– расчёты электрических цепей постоянного тока с несколькими компонентами;
– кинематическое описание движения в одном и двух измерениях, включая движение тела под углом к горизонту ( бросок) и равномерное круговое движение;
– закон всемирного тяготения и движение вокруг центрального тела;
– работа силы и связанные с ней энергетические величины;
– вращение твёрдых тел в двух измерениях, включая момент силы, момент инерции, теорему Штейнера и соответствующие энергетические величины.
– работа газов, первый и второй законы термодинамики;
– термодинамические циклы, включая КПД и коэффициент эффективности.
Электрические поля
– электрическое поле и сила, действующая на электрический заряд, включая поле вокруг точечного заряда и однородное электрическое поле;
– энергетические свойства конденсаторов, а также процессы зарядки и разрядки конденсатора.
Еще обязательно выбрать тему по выбору, одну из списка:
- Медицинская физика
- Энергоснабжение в обществе будущего
- Космические технологии
- Роботы
- Физика электрического автомобиля
Список меняется раз в 3 года, наверное, чтобы учителя "не спали" и развивались.
По правилам, как минимум 20 процентов времени ученики должны проводить в лаборатории, делать эксперименты.
В конце обучения на обеих уровнях они должны выполнить экспериментальный проект.
Экзамены:
На уровне В - только устный, полтора часа работы в лаборатории, затем полчаса опроса по проекту и теоретический вопрос по примеру с задачей.
(Да, ученики должны ждать своей очереди несколько часов!)
На уровне А - устный и письменный.
Письменный: 5 часов решение задач.
Устный: полтора часа работы в лаборатории, затем полчаса опроса по проекту и теоретический вопрос.
Ну вот, столько физики у нас можно выучить.
В обычной гимназии есть еще уровень С, обязательный для всех учеников. Там тоже можно доучиться до В и А, но очень маленький процент учеников её выбирает, всё-таки сложный предмет!
Темы по физике С:
Вклад физики в естественно-научную картину мира
– основные черты современного физического описания Вселенной и её истории развития, включая расширение Вселенной;
– Земля как планета в Солнечной системе как основа для объяснения непосредственно наблюдаемых природных явлений;
– атомы как основа для объяснения макроскопических свойств вещества.
Энергия
– описание энергии и преобразований энергии, включая мощность и КПД;
– примеры форм энергии и количественное рассмотрение преобразования между как минимум двумя формами энергии.
Звук и свет
– основные свойства: длина волны, частота и скорость распространения;
– электромагнитный спектр, фотоны и поглощение/излучение излучения атомами.
--физические свойства света и звука.
Как вы видите, здесь даже без формул можно обойтись, хотя требования к експериментальной работе сохраняются.
А вы что из этого помните? Нас всему этому учили, кроме разве что вращательного движения.