Найти в Дзене
Moscow Meltdown

УМЕРЕННОЕ БЕЗУМИЕ - Премия Cup Of Madness 2025

Автор: Николай Чувиков Обзор на ежегодную премию Cup Of Madness за достижения в независимой музыке. Независимой - значит инди-музыке. Independent Music - той музыке, что созидается авторами без участия звукозаписывающих лейблов, вездесущих продюсеров и в отсутствие маркетинговых бюджетов. Соответствуют ли представители современной инди-сцены этим критериям - вопрос открытый и чрезвычайно противоречивый. Однако если и есть в мире какая-то страна, где инди-музыка является таковой на все сто процентов, то это Россия. Крупные отечественные лейблы, как видимо, не видят коммерческого потенциала в современном роке, а посему вкладывают деньги во что угодно, но только не в деятелей независимой сцены. Так что если мы с вами и можем на кого-то полагаться, то только на тех, кто раскручивает инди-музыкантов по зову сердца и души, а не золотых монет. Именно такие люди работают в клубе "16 Тонн Арбат", где совсем недавно прошла очередная церемония премии "Cup Of Madness" ("Чаша безумия", однако). Мне

Автор: Николай Чувиков

Обзор на ежегодную премию Cup Of Madness за достижения в независимой музыке.

Независимой - значит инди-музыке. Independent Music - той музыке, что созидается авторами без участия звукозаписывающих лейблов, вездесущих продюсеров и в отсутствие маркетинговых бюджетов. Соответствуют ли представители современной инди-сцены этим критериям - вопрос открытый и чрезвычайно противоречивый. Однако если и есть в мире какая-то страна, где инди-музыка является таковой на все сто процентов, то это Россия. Крупные отечественные лейблы, как видимо, не видят коммерческого потенциала в современном роке, а посему вкладывают деньги во что угодно, но только не в деятелей независимой сцены. Так что если мы с вами и можем на кого-то полагаться, то только на тех, кто раскручивает инди-музыкантов по зову сердца и души, а не золотых монет. Именно такие люди работают в клубе "16 Тонн Арбат", где совсем недавно прошла очередная церемония премии "Cup Of Madness" ("Чаша безумия", однако). Мне же выпала удача побывать на этом мероприятии и заглянуть в телескоп будущего российской инди-сцены.

-2

Что интересно - это не просто премия. Если уж так говорить, то это премия, где нам не называют номинантов, а сразу объявляют победителей. Более того, это премия, где награды раздают не за лучшее вокальное исполнения, и не за лучшее соло на гитаре, а за оригинальные и откровенно бутафорские заслуги. Например, коллектив "Фламандская школа" получил "Алхимическую чашку", а "Редкие птицы" - "Фантомную чашку". Это очевидная игра, и это понимают как зрители, так и сами музыканты, но все они страстно придерживаются её правил, так как видят в ней смысл. В чём этот смысл? В признании и развитии. Мы с вами говорим о сцене, где творцам зачастую сложно собрать даже несколько десятков слушателей, а воистину талантливые музыканты не получают никакого внимания и исчезают в пучинах истории. Так что существование таких премий как "Cup Of Madness" чрезвычайно нужно и важно. Это как "нефинансовая мотивация" в бизнесе - иногда всем нам нужна похвала и дружеское похлопывания по плечу.

-3

Более того, это прекрасная возможность для музыкантов донести свою музыку до новых слушателей, а для слушателей - найти для себя новые песни для плейлистов и стриминга (диски и пластинки среди молодёжи не в почёте, уж простите). Так что нет ничего удивительного, что и структура самой церемонии была построена соответствующе. Давайте вспомним с вами, как обычно проходит какая-нибудь попсовая, скучная и, скажем честно, мало кому нужная премия Грэмми.

1) Кто-то выступает - обычно под минусовку или откровенную фонограмму.

2) Выходят ведущие и начинают болтать - много и несмешно. Водопад из шуток на уровне IQ78.

3) Объявляется номинация.

4) Выходят вручающие - обычно какие-то именитые или давным-давно забытые и спившиеся (скурившиеся) звёзды прошлого и объявляют номинантов.

5) Вручается премия - на заднем плане играет отрывок из песни победившего.

6) Ведущие снова болтают - цикл повторяется ещё раза четыре.

7) Где-то через пять вручённых граммофонов объявляется выступление той или иной звезды поп-сцены, а если повезёт - кого-то из поп-прослойки рок-музыкантов.

8) Приглашённая звезда исполняет одну песню (опять же - под минусовку или даже фанеру) и уходит.

9) Ещё пять граммофонов отправляются в пыльные гаражи звёзд поп-сцены.

10) И т.д., и т.п.

То есть живых выступлений во время Грэмми очень и очень мало - пять, в лучшем случае. И это мы с вами говорим о церемонии, бюджет которой имеет шесть нулей, а под конец - знак доллара. Во время Cup Of Madness же было вручено 12 статуэток (+ 1 - для именитого музыкального критика, который ничего не исполнял, - что очевидно, ибо мы балаболы, а не музыканты), и КАЖДАЯ из одаренных групп исполнила одну песню из своего репертуара. Прибавьте к этому выступление приглашённых музыкантов из Хадн Дадн, а также небольшую акустическую интерлюдию от ведущих церемонии, и вы имеете на руках своеобразный Best of Modern Russian Indie, состоящий из ЧЕТЫРНАДЦАТИ треков. При этом каждый из них был исполнен вживую - без фанеры или жалкой минусовки. Это очень интересный и яркий формат, который заставлял слушателей гадать - что ждёт их за новым поворотом, какую именно музыку будет играть следующий исполнитель, и какой жанр ошарашит их через несколько минут.

-4

Будем честными, привело это и к паре неминуемых накладок. Начать стоит с того, что каждый очередной музыкант должен был распаковать свои инструменты, подключить их, протянуть кабели, подготовить пространство для выступления - по этой причине паузы между песнями затягивались и откровенно томили. Ведущие старались развлечь публику шутками-прибаутками (всё действо происходило в антураже "Алисы в Стране Чудес", что кажется избитым и заезженным, но на самом деле соответствует общему посылу и тематике премии), но получалось не очень хорошо - публика игнорировала происходящее, вкушала бесплатные закуски и испивала бесплатное вино. Для выигравших статуэтку музыкантов проводилась своеобразная игра-рулетка, где они состязались с избранными зрителями, но даже это мероприятие не могло удержать внимание толпы. В итоге, когда уже начиналось очередное выступление, музыканты сталкивались с несфокусированной толпой, которая не могла отвлечься от бокалов и незаконченных разговоров.

Однако цель оправдывает средства. Формат выступления мне искренне понравился, и я ознакомился с целой прорвой новых исполнителей. Что ещё интереснее - мне понравились они все. На Cup Of Madness 2025 не было ни одного слабого или проходного выступления, и каждый исполнитель внёс свою лепту в общую ретроспективу современного российского инди. Это действительно удивительно, и я искренне рад, что наша рок-сцена так стремительно расцветает и развивается. Предлагаю быстренько пройтись по всем участникам Cup Of Madness - выделю своих фаворитов и кратко опишу впечатления от их выступлений.

АЛХИМИЧЕСКАЯ ЧАШКА - Фламандская школа. Громко, шумно, изобретательно. Эдакий хардкор-вальс с налётом нойза, шугейза и стоунера.

АСТРАЛЬНАЯ ЧАШКА - Folga. Сольный проект участницы Хадн Дадн (бэк-вокал). Вдумчивый и эмоциональный пост-рок с элементами синтипопа и Ethereal Wave. Один из моих фаворитов - томительно, северно, лично.

СУМЕРЕЧНАЯ ЧАШКА - 3.56am. Чрезвычайно чувственная, даже исступлённая музыка с фантастическим вокалом и мощным сценическим присутствием лидера проекта - вокалиста. Сначала - нервная акустика, а под конец - гитарно-хардкорный взрыв и настоящий нервный срыв.

-5

ФАНТОМНАЯ ЧАШКА - Редкие Птицы. Музыканты утверждают, что играют нео-психоделию, но таковой я у них не услышал. Зато услышал качественный инди-рок с налётом пост-панка, заразительными мелодиями и отличной работой гитариста.

НОМАДИЧЕСКАЯ ЧАШКА - Ankobo + Kaboo. Номадкор - этническая музыка + тяжёлый рок + электроника. Экзотично, неординарно, экспрессивно и чрезвычайно стильно. Публика была в полном экстазе.

-6

БОКОНИЧЕСКАЯ ЧАШКА - Колыбель для кошки. Музыка на грани безумия и пост-иронии. Очень ярко, местами уморительно, а в общем и целом - захватывающе.

МАГИЧЕСКАЯ ЧАШКА - Kubikmaggi. Знатнейший джаз из Петербурга. Музыка группы сродни их городу - красива и элегантна, но непредсказуема, ветрена и беспощадна. Требует внимательного прослушивания и вникания.

-7

ВДОХНОВЕННАЯ ЧАШКА - Всеволод Дорохов. Расслабленная, пусть и эмоциональная музыка на стихи Бориса Рыжего. Честное, обнажённое и камерное выступление. Почти лес-костёр-пиво, но только со вкусом.

ГРОТЕСКНАЯ ЧАШКА - Песочница имени меня. Экспериментальный арт-инди - одно лишь сочетание этих слов не могло не привлечь меня. Абсолютно крышесносно и гипнотизирующе самобытно. Мои вторые очевидные фавориты - прямо лав-лав-лав.

-8

БЕЗУМНАЯ ЧАШКА - Оберманекен. Единственная группа, которую я знал, и то по вине Алексея Кольчугина - лидера Разнузданных Волей (он, кстати, тоже присутствовал на вручении). Легенды советского и российского нео-романтизма, глэма и арт-рока. Будет лучше, если вы прочитаете мою рецензию на их последний на данный момент альбом.

БИПОЛЯРНАЯ ЧАШКА - еть + Beloglazov. Выступление, которое не могло не взорвать публику. Изобретательность изливается изо всех щелей, а энергетика сквозит через каждую макросекунду.

-9

Под занавес выступали ещё и Хадн Дадн, которые не получили ни одной статуэтки, но зато показали настоящий класс. Мультижанровость, непредсказемость, актуальность и эстетика.

Прибавьте к этому таких именитых гостей церемонии как Найк Борзов, Тутта Ларсен, Ёлка, Даниил Крамер, Алексей Борисов и др,, и мозг невольно вскипит от переизбытка эмоций.

-10

Осталось лишь купить себе кучу новой музыки и пожелать премии дальнейшего роста и успехов. Все эти исполнители более чем достойны вашего внимания, и я искренне рад, что "16 Тонн Арбат" взялись за их раскрутку.

#cupofmadness #16tonn #indie #indierock #indiepop #Россия