Уильям Хогарт — самый значительный художник своего поколения и первый английский живописец, получивший признание за рубежом. Он вошёл в историю как виртуоз сложных сатирических гравюр. Хогарт был разносторонним, плодовитым мастером, работавшим в самых разных жанрах — от групповых «светских бесед» и реалистичных портретов до гротескной карикатуры. Хогарт стал новатором, создав жанр повествовательной серии гравюр, которые рассказывали историю через несколько изображений. Он выпустил множество таких серий на «современные моральные темы» — от проституции до политики. Его работы стали острой социальной сатирой, высмеивающей пороки общества и показывающей тёмную, неприглядную изнанку Лондона, которую до него почти не изображали.
Уильям Хогарт родился 10 ноября 1697 года в Лондоне. Его отец, Ричард, был учёным-классиком, но, несмотря на образование, жил в бедности, перебиваясь заработками школьного учителя, написанием учебников латыни и греческого, а позже — содержанием кофейни. Семья часто переезжала, но всегда оставалась в шумном Ист-Энде. В 1705 году старший брат Уильяма умер в возрасте десяти лет. Уровень детской смертности был высоким, и до рождения Уильяма уже скончались старший брат и две сестры; до взрослого возраста дожили только он сам и его сёстры Мэри и Энн.
Около 1708 года кофейня Хогартов обанкротилась, и отец будущего художника попал в долговую тюрьму Флит. Семья переехала в тесные комнаты. Вероятно, его мать Анна и сам Уильям, как старший сын, работали, чтобы содержать семью в течение четырёх лет заключения отца. Бедные и криминальные районы Ист-Энда и окрестностей тюрьмы Флит, несомненно, оказали значительное влияние на темы будущего творчества Хогарта. В 16 лет Хогарт был отдан в ученики к гравёру по серебру, где занимался гравировкой гербов на табакерках, тарелках и столовых приборах.
Будучи общительным по характеру, он с удовольствием погрузился в жизнь Лондона, посещал кофейни и театры, заводил дружбу с писателями, музыкантами и актёрами. Он любил бродить по городским улицам, зарисовывая встречных персонажей.
В 1720 году Хогарт в 23 года открыл собственную мастерскую. Стремясь развивать навыки рисования и живописи, он начал посещать классы на улице Сент-Мартин-Лейн, а в 1724 году поступил в школу рисования в доме исторического живописца сэра Джеймса Торнхилла.
В 30 лет Хогарт серьёзно начал карьеру живописца и добился успеха, создавая «светские беседы» для богатых покровителей. Однако, находя эту работу рутинной, он для развлечения начал делать наброски и гравюры с юмористическими бытовыми сценами, которые проложили путь его будущим социальным сатирам. В марте 1729 года Хогарт тайно обвенчался с дочерью Торнхилла, Джейн. Их брак был долгим и счастливым, хотя и бездетным.
Год спустя он начал работу над своей новаторской серией «Карьера проститутки» — шестью картинами (которые он тиражировал в виде популярных гравюр).
Эта третья гравюра в серии, которая повествует о жизни молодой Молл Хэкэбаут в Лондоне. Вымышленная героиня приехала в столицу из деревни в надежде устроиться в услужение, но вместо этого стала жертвой обстоятельств и превратилась в проститутку высшего класса, прежде чем скатилась к бедственному положению, изображённому на третьем листе.
Молл находится в убогой комнате только что встав с постели. Ведьмина шляпа и метла на стене намекают зрителю, что нынешнее положение Молл вынуждает заниматься чёрной магией. Над кроватью виден сундук известного разбойника Джеймса Далтона, теперь её главного покровителя. Она одета беднее, чем на предыдущем листе, и с её пальца свисают часы, без сомнения, незаконно полученные от клиента. Работа полна живописных каламбуров и отсылок, включая домашнего кота у ног Молл. Грядущая гибель Молл предсказана в фигуре служанки, которая потеряла часть носа из-за сифилиса. Пока Молл кокетливо и с улыбкой смотрит на зрителя, позади неё в комнату входят судья и офицеры, чтобы арестовать её.
Успех этой работы принёс ему признание, финансовую и творческую независимость. Серия стала настолько популярной, что её стали массово подделывать. Чтобы защитить свои права, Хогарт лоббировал в парламенте принятие закона об авторском праве для гравёров. В 1735 году этот закон, известный как «Акт Хогарта», был принят, став одним из первых в мире.
Эта сцена, третья в серии «Карьера мота», показывает развращённый и оживлённый вечер попойки, в центре которой — Том Рейквелл, антигерой произведения. Как и Молл, Том приехал в город, чтобы устроить жизнь, но поддался его соблазнам. На двух предыдущих гравюрах видно, как Том возвращается из университета и узнает, что его богатый отец умер, оставив ему все. Он сразу же бросает свою беременную подружку, и на третьей гравюре мы видим его пьяным ранним утром в борделе. Рядом с ним проститутка с лицом, изрытым оспой от венерической болезни, запускает руку ему под рубашку, вероятно, чтобы обокрасть его. Его окружают другие падшие персонажи: на переднем плане стриптизерша раздевается, сзади торговец ласкает проститутку, а две женщины состязаются в плевках. В конце концов, Мота арестовывают, и последние дни он проводит в лондонской психиатрической лечебнице.
Далее следуют гравюры из серии «Выборы в парламент» (1753—1754).
Хогарт также основал Академию Сент-Мартин-Лейн, ставшую предшественницей Королевской академии художеств. Хогарт продолжил выпускать серии картин и гравюр, продавая оттиски по доступной цене новой, денежной буржуазии.
Особого успеха добилась его серия «Модный брак» (1745), которая высмеивала аристократию и была ориентирована именно на средний класс.
Серия «Модный брак» рассказывает историю катастрофического брака по расчёту между сыном расточительного аристократа и дочерью честолюбивого буржуа — с единственной целью обмена богатства на социальный статус.
Эта первая сцена задаёт тон, давая понять, что это деловая сделка, а не союз любви. Это подчёркивается сумрачной комнатой, где сами молодожёны отодвинуты на край полотна. Невеста, одетая в белое, согнулась, сжимая в руке платок, что указывает на пролитые слёзы. Она отвернулась от своего жениха, который, любуясь своим отражением, совершенно не замечает происходящих вокруг деловых переговоров.
Хогарт был также искусным портретистом и колористом, но слава его гравюр затмила интерес публики к его живописи.
В 1753 году он написал эстетический трактат «Анализ красоты», где отвергал формальный стиль итальянских старых мастеров и провозглашал извилистую «линию красоты» основой прекрасного. Книга хорошо продавалась, но вызвала волну критики.
Эта гравюра из книги Хогарта о красоте служит демонстрацией его ключевых принципов. Он повсюду использует серпантинную линию, утверждая свою веру в то, что она одновременно прекрасна и грациозна.
Сцена изображает сельский танец и, как обычно, у Хогарта, наполнена людской активностью. Извилистые линии видны в динамике танцоров, складках их движущейся одежды, канделябрах и даже в общей форме танцевальной шеренги.
Хогарт создал эту гравюру как ответ охватившей Лондон «джиномании». На переднем плане этой дистопии изображены детоубийство (совершённое полуобнажённой женщиной, покрытой сифилитическими язвами) и голод, вызванный алкоголем. Разорившиеся торговцы продают свои товары, чтобы купить ещё джина, а женщина вливает младенцу в рот алкоголь. Здесь же видны случаи самоубийства, безумия и убийства.
Работа была создана в рамках кампании в поддержку «Акта о джине» 1751 года, который был направлен на сокращение употребления алкоголя в попытке обуздать социальные беспорядки.
Гравюра образует пару с «Пивной улицей» и две работы были созданы для одновременного просмотра.
В отличие от «Переулка Джина», «Пивная улица» прославляет традиционный британский напиток, связывая его с процветанием, здоровьем и счастьем.
В 1759 году его амбиции стать признанным историческим живописцем потерпели крах, когда заказчик отверг его картину «Сигизмунда, оплакивающая сердце Гвискардо». Униженный и разгневанный плохими отзывами, Хогарт снял полотно с выставки.
В 1762 году он вернулся к гравюре, создав политическую сатиру «Времена», которая расколола общество и сделала его мишенью для контратак журналистов.
Хогарт умер дома в 1764 году от разрыва аорты. Среди современников Хогарт был фигурой противоречивой. Первый президент Королевской академии художеств Джошуа Рейнольдс признавал, что Хогарт изобрёл «особый вид драматической живописи» и умел «объяснять и иллюстрировать сцены обыденной жизни», но считал его амбиции в «великом историческом стиле» самонадеянными.
Тем не менее творчество Хогарта заложило основы английской художественной школы, ознаменовав появление национальной художественной традиции. Как отметил критик Джонатан Джонс:
«До Хогарта не было никакой британской живописи. Было искусство, созданное в Британии такими великими европейскими мастерами, как Рубенс и Ван Дейк. Но именно Хогарт создал идею британской школы».
Его наследие было в полной мере оценено лишь после смерти. Сегодня Хогарт признан величайшим сатириком, который, по словам историка искусства Марка Халлетта,
«предлагал едкое и подчас комичное ви́дение общества, погрязшего в пороке и лицемерии, и рассказывал удивительные живописные истории о проститутках, распутниках, алкоголиках, простофилях, ворах и убийцах — которые жили и умирали на обочине респектабельного общества».
Источники:
1. "Уильям Хогарт: Жизнь и целый мир". Автор Дженни Углоу
2. William Hogarth - The National Gallery
4. Хогарт, отец современного мультфильма
Гарри Маунт / The Telegraph / 1 ноября 2014 г.
5. Фото картин: Википедия