История создания и предпосылки
К концу 1970-х годов в motorsport-подразделении BMW Motorsport GmbH (возглавляемом на тот момент легендарным Йохеном Неерпашем) царил дух побед. Успех в гонках на купе BMW 3.0 CSL и последующее создание для публичных дорог «зеленого светофора» модели M1 показали, что философия «гоночные технологии для улицы» работает.
Параллельно, в 1981 году, дебютировала первая «пятёрка» второго поколения — E28. Она была технически прогрессивной и комфортабельной. У инженеров Motorsport родилась амбициозная идея: создать автомобиль, который сочетал бы в себе практичность и комфорт четырехдверного седана 5-й серии с мощью и динамикой спорткара.
Изначально проект развивался почти что нелегально, в инициативном порядке, под кодовым названием «Project 2451». Инженеры тайком брали со складов кузова седанов 528i и втихаря «впихивали» в них доработанные двигатели от флагманского купе M635CSi (M88/3). Когда руководство BMW узнало о проекте, реакция была неоднозначной, но, увидев и протестировав прототип, дали зеленый свет. Так родился первый в мире высокопроизводительный седан от Motorsport.
Публичная премьера состоялась на Амстердамском автосалоне в феврале 1984 года. Серийное производство началось в ноябре того же года. E28 M5 стал первым автомобилем, получившим легендарную букву «M» в названии модели (предыдущие были M535i и т.д.).
Комплектации
BMW M5 E28 был автомобилем ручной сборки. Каждую машину собирали на отдельной линии на заводе BMW в Мюнхене, что делало его эксклюзивным и дорогим. Комплектации сильно различались в зависимости от рынка.
1. Европейский рынок (самый мощный и «сырой»):
* Двигатель: M88/3 (3.5L, 6 цилиндров в ряд, 24 клапана, DOHC).
* Мощность: 286 л.с. при 6500 об/мин.
* Крутящий момент: 340 Н·м при 4500 об/мин.
* Особенности:
* Карбоновый воздухозаборник (Kugelfischer).
* Индивидуые дроссельные заслонки для каждого цилиндра («шесть горлышек»).
* Красная бочка аварийного масляного насоса (для смазки при экстремальных кренах).
* Спаренные фары (с омывателем).
* Более простая, «спортивная» отделка салона.
* До 1986 года выпускался только с 5-ступенчатой механической КПП Getrag 280.
2. Североамериканский рынок (1988 модельный год, «обезоруженная» версия):
* Двигатель: S38B35 (на основе M88, но с одним распредвалом и другими доработками для соответствия экологическим нормам).
* Мощность: 256 л.с. при 6500 об/мин.
* Крутящий момент: 330 Н·м при 4500 об/мин.
* Особенности:
* Каталитический нейтрализатор.
* Система впрыска Bosch Motronic.
* Бамперы, соответствующие американским стандартам безопасности (с более крупными накладками).
* Только 5-ступенчатая «механика».
* Более комфортабельная звукоизоляция.
* Выпускался всего один год, было произведено ~823 автомобиля, что делает его одним из самых редких M5.
3. Южно-Африканский рынок (сборка на заводе BMW Rosslyn):
* Уникальный случай: в ЮАР собирали M5 с кузовом от 535i, но с двигателем M88/3. Эти автомобили внешне были ближе к M535i, но имели всю мощь европейского M5.
Общие черты для всех комплектаций:
* Подвеска: Заниженная и усиленная спортивная подвеска от M535i с более жесткими пружинами и амортизаторами.
* Тормоза: Вентилируемые диски спереди (первые на 5-й серии), барабаны сзади (на поздних версиях для Европы появились диски).
* Колеса: Легкосплавные диски «TRX» 190/65 VR 390 (специфический размер) или, как опция, классические BBS RM 7Jx16.
* Экстерьер: Минимальные отличия от обычной «пятёрки»: шильдик «M5», небольой спойлер на багажнике, зеркала в цвет кузова (вместо черных), двойные выхлопные трубы.
Технические характеристики и динамика
Разгон 0-100 км/ч: ~6,5 секунды (для европейской версии). Это было невероятно быстро для седана середины 80-х.
Максимальная скорость: ~245 км/ч (электронно ограниченная). M5 E28 был самым быстрым серийным седаном в мире на момент своего выпуска.
Вес: ~1460 кг.
Характер двигателя M88/3 был ярко выраженным спортивным: на низких оборотах он вел себя сдержанно, но после 4500 об/мин раскрывался полностью, срываясь в оглушительный рев и обеспечивая феноменальную тягу до отсечки.
Участие в фильмах, играх и культуре
M5 E28 — не такой частый гость в массовой культуре, как его потомок E34, но его появления культовы.
«Миссия невыполнима» (1996) — В одной из сцен Том Круз управляет темно-синим M5 E28
«Ронин» (1998) — Хотя главную автомобильную роль в погоне играет BMW M5 E34, E28 появляется в начале фильма как автомобиль, на котором приезжает Сэм (Роберт Де Ниро). Это идеально подчеркивает его статус «оружия» для профессионалов.
Редкие обвесы и тюнинг
Поскольку автомобиль изначально был очень сдержанным, тюнинг-ателье и частные команды предлагали решения для его экстерьера.
Alpina B9 / B10 3.5: Ателье Alpina, главный конкурент Motorsport, предлагало на базе 5-й серии E28 свои версии. B9 (на основе 528i) и B10 3.5 (на основе 535i) были более роскошными и «тяговитыми» альтернативами M5, с двигателями, настроенными на низовые и средние обороты. Внешне они отличались характерными полосами Alpina, дисками и спойлерами.
Hartge H5-35: Еще одно известное ателье, предлагавшее доработки двигателя, подвески и экстерьера. Автомобили Hartge отличались агрессивными обвесами и собственными дизайнами дисков.
AC Schnitzer: Также предлагало комплекты обвесов, спойлеры и колесные диски для E28.
Мировые рекорды и достижения
Главный и единственный, но чрезвычайно важный рекорд:
M5 E28 — первый в мире полноценный высокопроизводительный седан (Sports Sedan), созданный гоночным подразделением.
Он не устанавливал рекордов скорости на трассе (как Jaguar XJ220) или Нюрбургринга, но он создал новый класс автомобилей. До него никто не верил, что большой четырехдверный семейный седан может соревноваться в динамике с суперкарами своего времени. M5 E28 доказал, что это возможно, и навсегда изменил рынок, открыв дорогу таким монстрам, как Mercedes-Benz 500E, Audi RS2, и своим собственным потомкам.
Наследие и коллекционная ценность
Сегодня BMW M5 E28 — это автомобиль-икона и желанный объект для коллекционеров.
Редкость: Всего было выпущено ~2240 автомобилей (из них ~800 для США), что делает его очень редким..
Цены: Цены на хорошо сохранившиеся экземпляры, особенно европейской спецификации, постоянно растут и могут достигать 80 000 - 150 000 евро и более.
Наследие: Он заложил ДНК всех последующих M5: мощный атмосферный двигатель, задний привод, механическая КПП, сдержанный дизайн и невероятная динамика.
Заключение:
BMW M5 E28 — это не просто автомобиль. Это легенда, прародитель целого жанра, воплощение философии BMW M в ее чистейшей, первоначальной форме. Это «ученый в очках», способный в любой момент снять их и победить любого соперника. Его сдержанность, редкость и историческая значимость делают его одним из самых ценных и уважаемых автомобилей в истории баварской марки.