Найти в Дзене

Эскизы к спектаклю "Белеет парус одинокий", 1964 г.. Художник Н. А. Блинов

Сегодня хочу показать вам эскизы из семейного архива к спектаклю Свердловского ТЮЗа "Белеет парус одинокий". Спектакль поставлен по пьесе русского советского писателя и поэта, драматурга и киносценариста, журналиста и военного корреспондента, Валентина Петровича Катаева (1897-1986 гг.). Валентин Катаев - классик советской литературы, один из лучших детских писателей эпохи. Повесть "Белеет парус одинокий" он написал в 1936 году.
Спектакль "Белеет парус одинокий" начали ставить в различных театрах страны с 1937 года.
В этом же году на студии "Союздетфильм" был снят художественный фильм с одноимённым названием. 1905 г., революция, Одесса, море, в центре повествования история двух мальчишек - интеллигента Пети Бачея, босяка Гаврика и их семей.
В этой повести у главных героев есть прототипы: Петю Бачея Катаев списал с самого себя (у него фамилия матери и имя отца писателя), а брат Пети, Павлик, списан с младшего брата писателя, Евгения Петровича Катаева (1902-1942 гг.), который тоже был

Сегодня хочу показать вам эскизы из семейного архива к спектаклю Свердловского ТЮЗа "Белеет парус одинокий".

Спектакль поставлен по пьесе русского советского писателя и поэта, драматурга и киносценариста, журналиста и военного корреспондента, Валентина Петровича Катаева (1897-1986 гг.).

Валентин Катаев - классик советской литературы, один из лучших детских писателей эпохи.

Повесть "Белеет парус одинокий" он написал в 1936 году.
Спектакль "Белеет парус одинокий" начали ставить в различных театрах страны с 1937 года.
В этом же году на студии "Союздетфильм" был снят художественный фильм с одноимённым названием.

1905 г., революция, Одесса, море, в центре повествования история двух мальчишек - интеллигента Пети Бачея, босяка Гаврика и их семей.
В этой повести у главных героев есть прототипы: Петю Бачея Катаев списал с самого себя (у него фамилия матери и имя отца писателя), а брат Пети, Павлик, списан с младшего брата писателя,
Евгения Петровича Катаева (1902-1942 гг.), который тоже был известным писателем, пишущим под псевдонимом Петров, его перу, в соавторстве с Ильёй Ильфом (Иехиел-Лейб бен Арьевич Файнзильбергом) принадлежат романы "12 стульев" и "Золотой телёнок". Повесть автобиографична, в ней воссозданы многие детали из юности и детства писателя.
Младшему брату Катаева имя дано в честь матери, а когда тот стал писать, то решил взять себе литературный псевдоним, чтобы не говорили, что он брат того самого знаменитого Валентина Катаева, псевдоним Евгения - производное от имени отца, Петров.
Пётр Васильевич Катаев (1856—1921 гг.), посвятил сыновьям всю свою жизнь, братья воспитывались без матери.
Евгении Ивановны Катаевой (1867—1903 гг.), в девичестве Бачей, не стало через несколько месяцев после рождения Евгения, она простудилась во время прогулки и ум ерла от плеврита, Валентину в ту пору было всего лишь 6 лет.

1902 г.. Валентин Катаев с родителями. 1902 г.. Источник: https://dzen.ru/a/Y6P8z_sFHm-7Zv9R?share_to=link
1902 г.. Валентин Катаев с родителями. 1902 г.. Источник: https://dzen.ru/a/Y6P8z_sFHm-7Zv9R?share_to=link

1910 г.. Братья Валентин и Евгений Катаевы с отцом, Петром Васильевичем Катаевым. Источник https://dzen.ru/a/Y6P8z_sFHm-7Zv9R?share_to=link
1910 г.. Братья Валентин и Евгений Катаевы с отцом, Петром Васильевичем Катаевым. Источник https://dzen.ru/a/Y6P8z_sFHm-7Zv9R?share_to=link

1964 г.. Свердловск.
По приглашению главного режиссёра Свердловского ТЮЗа,
Реги Саркисяна, выпускнику-дипломнику сразу двух факультетов Высшего театрального училища им. Б. В. Щукина, актёрского и режиссёрского, а также актёру Свердловского театра драмы, Юрию Ефимовичу Жигульскому (1936-2013 гг.), было предложено поставить дипломный спектакль на сцене ТЮЗа. Ректор "Щуки" Борис Захава разрешил.
И в старом здании ТЮЗа (на углу Карла Либкнехта и Первомайской) начались репетиции.
Юрий Жигульский, ему в ту пору было 28 лет, перетащил свой актёрский курс театрального училища для постановки спектакля "Белеет парус одинокий", началась смена театральных поколений.

Это был его взлёт, успех, публика пошла в театр. Меньше, чем за год Жигульский стал главным режиссёром ТЮЗа, проработал в нём 11 лет. С именем Юрия Жигульского связан высокий творческий подъём Свердловского театра юного зрителя.
Также он активно занимался театральной педагогикой, преподавал в Свердловском театральном училище (сейчас это ЕГТИ, Екатеринбургский государственный театральный институт), многие студенты Жигульского стали успешными актёрами ТЮЗа..
Затем его пригласили главным режиссёром в Московский Театр юного зрителя, там он проработал 10 лет, не теряя связи с Свердловским ТЮЗом.
Преподавал в ГИТИСе.
Затем, в течение 10 лет он проходил стажировку в лаборатории М. О. Кнебель, ставил спектакли в разных странах, Польше, Венгрии, Болгарии, Финляндии, на Кубе...
В непростые для Свердловского ТЮЗа годы (1995-1999) вновь вернулся в
Свердловск Екатеринбург, возглавил родной театр, снова в должности главного режиссёра.

Жигульский Юрий Ефимович. Фото из свободных источников в интернете.
Жигульский Юрий Ефимович. Фото из свободных источников в интернете.

Оформлял самый первый дебютный спектакль Жигульского в ТЮЗе мой дедушка, Блинов Николай Алексеевич.

Обратите внимание на эскиз ниже, эскиз-раскадровка, эскиз-коллаж, в нём 18 разных моментов действия спектакля, декорации построены на единой основе, где меняются только детали, положения объектов, парус то присобран, то развевается на ветру, то напоминает набрякшие тучи, то он выполняет роль кумача... Плюс подсветка софитов, игра актёров, действия, меняющие друг друга.

"Жигульский, дебютировавший здесь новой постановкой Катаевского "Паруса", взметнул белоснежное, на ветру развевающееся в алых отсветах полотнище высоко над сценой так, что крошечная ТЮЗовская площадка стала казаться огромной" С. Маргулис "Театральный романс".
Из книги "Театральный Свердловск" 1989 г..

Фрагменты этого эскиза сфотографировала более крупно, в них нет точной детализации, картиночки в реальности маленькие, на изображениях всё схематично, но понятна планировка различного расположения объектов и персонажей на сцене:

Фрагмент верхнего эскиза. В каждом фрагменте по 2 картинки, по 2 варианта расположения декораций. Размер каждого фрагмента около 12х18 см. А размер одной картиночки около 12х8 см.
Фрагмент верхнего эскиза. В каждом фрагменте по 2 картинки, по 2 варианта расположения декораций. Размер каждого фрагмента около 12х18 см. А размер одной картиночки около 12х8 см.

Фрагмент верхнего эскиза.
Фрагмент верхнего эскиза.

Фрагмент верхнего эскиза.
Фрагмент верхнего эскиза.

Фрагмент верхнего эскиза.
Фрагмент верхнего эскиза.

Фрагмент верхнего эскиза.
Фрагмент верхнего эскиза.

Фрагмент верхнего эскиза.
Фрагмент верхнего эскиза.

Фрагмент верхнего эскиза.
Фрагмент верхнего эскиза.

Фрагмент верхнего эскиза.
Фрагмент верхнего эскиза.

Фрагмент верхнего эскиза.
Фрагмент верхнего эскиза.

Ещё один из вариантов оформления сцены, отдельный эскиз, проработанный уже более детально, единая установка для сцены:

А вот баркас героев "Паруса", дедушки и Гаврика:

"Белеет парус одинокий" Катаева я читала очень давно, ещё в школе, 5-й или 6-й класс, не могу сказать, что очень увлеклась чтением этой повести, читалась она у меня как-то трудно, наверное такая история по содержанию и духу ближе мальчишкам, а из Катаевских очень любила читать в детстве "Цветик-семицветик" и "Дудочка и кувшинчик". И очень нравились мультики по этим же сказкам.

В наше время "Белеет парус одинокий" в обязательную школьную программу не входит, но многие и сейчас считают эту повесть одним из самых сильных произведений Катаева, думаю нужно перечитать её во взрослом возрасте.

Благодарю за внимание!
До новых встреч!

Ваша активность, лайки, комментарии и подписка очень помогут развитию канала. Буду благодарна за любую вашу реакцию на статью!