Найти в Дзене
БЕЗ РЕК КАК БЕЗ РУК

Водная стратегия страны. Обсуждение почти закончено

Чуть меньше одного месяца (с 20 октября до 18 ноября 2025г.) было отведено Министерством природных ресурсов РФ на общественные обсуждения проекта новой редакции Водной стратегии Российской Федерации - на этот раз на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года. Много это или мало - 30 дней - покажут пока не опубликованные результаты этого обсуждения или, например, общее количество участников обсуждения, которое тоже пока не известно. Почему "почти закончено"? Нам представляется, что обсуждение такого фундаментального документа (по сути это же правила и ориентиры жизни любого человека, который так или иначе занят сохранением и улучшением водных ресурсов Страны) не может вот так одномоментно прекратиться сегодня, 18 ноября. Изложенная Минприроды стратегия - сложная, в ней много совсем нового. При этом она - реалистичная, хотя и смелая (второе - несомненный огромный плюс). В этой статье мы не будем обсуждать саму Водную стратегию Российской Федерации, тем более, что отведе

Чуть меньше одного месяца (с 20 октября до 18 ноября 2025г.) было отведено Министерством природных ресурсов РФ на общественные обсуждения проекта новой редакции Водной стратегии Российской Федерации - на этот раз на период до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года.

Много это или мало - 30 дней - покажут пока не опубликованные результаты этого обсуждения или, например, общее количество участников обсуждения, которое тоже пока не известно.

Почему "почти закончено"? Нам представляется, что обсуждение такого фундаментального документа (по сути это же правила и ориентиры жизни любого человека, который так или иначе занят сохранением и улучшением водных ресурсов Страны) не может вот так одномоментно прекратиться сегодня, 18 ноября. Изложенная Минприроды стратегия - сложная, в ней много совсем нового. При этом она - реалистичная, хотя и смелая (второе - несомненный огромный плюс).

В этой статье мы не будем обсуждать саму Водную стратегию Российской Федерации, тем более, что отведенное для этого время уже вышло. Мы отметим здесь то, что, на наш взгляд, отличает этот документ от предыдущих версий, что в нём нам показалось наиболее важным, что в нём зафиксировано впервые (хотя должно было быть зафиксировано много лет назад), что является главным серьезным вызовом и каковы (у нас у всех) шансы этому вызову соответствовать.

Начнём с последнего - с вызовов. Они перечислены в начале текста документа и их очевидность не вызывает сомнений. В Стратегии чётко называются и объясняется необходимость:

  • совершенствования процедур регулирования в области очистки сточных вод и санитарной охраны источников водоснабжения;
  • изменения подхода к регулированию режимов работы каскадов водохранилищ;
  • совершенствования законодательства в сфере проектирования, экспертизы
    и реализации строительства гидротехнических сооружений;
  • исполнения природоохранных мероприятий по расчистке и восстановлению рек, озер и водохранилищ, поддержание оптимальных гидрологических режимов промысловых акваторий;
  • обеспечения экологического благополучия водных ресурсов
    страны: развитие систем мониторинга состояния водных
    объектов, ликвидация накопленного экологическог ущерба,
    восстановление нарушенных природных территорий и формирование
    экологической культуры населения;
  • эффективного прогнозирования климатических изменений и опасных гирометеорологических явлений, повышения эксплуатационной надежности и безопасности гидротехнических сооружений;
  • и других важных задач, не решать которые уже просто нельзя.

Но самый, на наш взгляд, главный вызов - открыто и без особых затей сказать самим себе о том, что синдром "отважного покорителя природы" - великое заблуждение, от которого следует быстро избавляться на всех уровнях, где принимаются и исполняются решения, затрагивающие водное хозяйство и водные ресурсы Страны. Не нужно стесняться сделать правильные выводы из результатов предшествующих "улучшений" окружающей среды - сделать выводы не для самобичевания и "посадок" (такие формулировки очень часто звучали при обсуждении, например, результатов исполнения федерального проекта "Оздоровление Волги" - мы писали о нашей точке зрения на его результаты здесь), но, в первую очередь, для изменения направления мысли от "освоить бюджет" до "передать своим детям чистую реку там, где они будут жить после нас".

-2

Разумеется, в Стратегии описаны её цели, в том числе и в их цифровом выражении. В долгосрочной (до 2050 года) перспективе при оптимистичном сценарии реализации Стратегии предполагается довести до 99% (всего 2 586) долю гидротехнических сооружений, которые станут безопасными и способными защитить население и территории Страны от негативных воздействий водной среды - сегодня экстремальным разливам рек, неконтролируемым паводкам и другим отрицательным воздействиям водной стихии могут противостоять лишь 680 гидротехнических сооружений.

Также до 99% планируется довести долю городского (и до 75% - сельского) населения Страны, обеспеченного качественной питьевой водой, поступающей из централизованных систем водоснабжения. Ну что ж, через 25 лет, так через 25. Справедливости ради: Минприроды считает, что сегодня доля обеспеченного нормальной водой городского населения составляет 95%.

Больше, чем в два раза, с 24% до 11% к 2036 году, планируется сократить, внимание, долю загрязнённых сточных вод в общем объеме сточных вод, требующих очистки и сбрасываемых в природные водные объекты. Здесь уместно будет вспомнить о том, что, например, программа "Оздоровление Волги" была начата для того, чтобы сократить объем поступления - только в Волгу - загрязнённых сточных вод с 3.2 до 1 кубического километра в год. Программа не была выполнена, а данные о фактическом объеме загрязненных вод, отводимых в Волгу на конец 2024 года, являются очень оценочными. Для общей характеристики "масштаба бедствия" представим, что сегодня в Волгу, безусловно одну из самых многострадальных рек Страны, сбрасывается, допустим, 2.5 кубических километра загрязненной воды, которые составляют четверть (24% - как среднее по всем рекам России) от общего объема вод, требующих очистки. Среднемноголетний объем годового стока Волги составляет 254 кубических километра (в 2024 году - 232 километра), и среди них - примерно 10 (2.5 х 4) кубических километров воды, которая поступила от человека и "требует очистки" - т.е. примерно на 4% вода Волги состоит из чужеродной для неё "грязи", которая весьма неравномерно распределяется вдоль течения реки (об этом мы тоже писали и даже составили "анти-рейтинг" волжских городов по степени их воздействия на волжскую экосистему). Ну то есть стратегическая цель сокращения загрязнённых сбросов в реки Страны за 10 лет вдвое - хоть и амбициозная, но весьма и весьма благородная.

-3

Впервые в документе такого уровня вводится понятие диффузного стока - пока неконтролируемого стока загрязненной воды с водосборного бассейна реки напрямую в русло - с сельскохозяйственных угодий (животноводческих ферм и обильно обработанных органическими удобрениями полей), фильтрата со свалок, в том числе легальных, различных "утечек" с производственных предприятий и т.п. - всё, что поступает в реки мимо "труб" очистных сооружений. Много лет диффузный сток загрязнителей оставался "за кадром", будучи процессом малоизученным - он был вне каких-либо систем мониторинга природной среды и поэтому его никак не пытались регулировать. Несомненный "прорыв" новой Водной стратегии - постановка задачи "... разработки методики, позволяющей однозначно определять «инициатора» и «потребителя» диффузного стока, что в дальнейшем может создать механизм применения понятия для доказательства нанесения вреда (загрязнения водного объекта) через сопредельную среду." От себя добавим, что по оценкам известных ученых, авторов работ по изучению этого явления, от "точечных" источников загрязнений - тех самых труб, из которых в реки поступает сброс загрязненных стоков - в водные объекты поступает лишь 40% общего количества загрязнений. Остальные 60% поступают вместе именно с неконтролируемым (по факту - неучтённым) диффузным стоком.

Самой легко решаемой (на наш взгляд) является стратегическая задача "... развития научных основ и систем мониторинга состояния водных объектов", которая так или иначе упоминается во всех разделах Стратегии: для обеспечения безопасности воды водоисточников, для снижения влияния растущей антропогенной нагрузки на водные экосистемы, для целей водного транспорта, гидроэнергетики и расширения рекреационного использования водных объектов. Почему "легко решаемой"? Мы считаем, что в Стране накоплен большой методический и эксплуатационный опыт по созданию и практическому использованию систем мониторинга состояния водных объектов, надо просто адаптировать уже готовые базовые решения к индивидуальным особенностям каждого речного бассейна (без этого всё равно никак не обойтись на практике) и тиражировать эти базовые технологии и решения. Мы уже два года участвуем в пилотных и коммерческих проектах, где созданные, в том числе и при нашем участии, полностью автономные станции мониторинга качества поверхностных вод играют основную роль в сборе и анализе большого количества параметров экологического состояния водных объектов - концентраций растворенных и взвешенных в воде веществ, в том числе и загрязнителей, динамику их изменения во времени.

"Стоимость" получение этих данных крайне невысока, они доставляются в центры мониторинга и принятия решений в режиме он-лайн 24х7, набор передаваемых параметров и временной интервал передачи данных определяются в зависимости от свойств и характеристик исследуемого водоёма. В единый реестр отечественного программного обеспечения внесена целая платформа "Система проактивного управления экологическими рисками" - первая отечественная технологическая разработка с ИИ-аналитикой и машинным обучением для экологического надзора за качеством воды и воздуха. Есть и другие качественные разработки, также выполненные профессионалами - они готовы к использованию.

Сегодня, 18-го января 2025 года - последний день обсуждения "на берегу" Водной стратегии РФ. Дальше мы будем внимательно следить не только за её практической реализацией, но и делать всё от нас зависящее для того, чтобы результаты её исполнения не напоминали нам туманное экологическое "вчера".

Пусть наши реки (и другие водные объекты) будут чистыми!

#экология #rekiruki #безреккакбезрук #чистаявода #мониторинг

  • Некоммерческий Фонд "БЕЗ РЕК КАК БЕЗ РУК"
  • Телефон: +7 (495) 745 22 90 (доб. 711) Почта: info@rekiruki.ru
  • Прохор Малютин, Директор по развитию и коммуникациям

Prokhor.Malyutin@rekiruki.ru

Учредителем и генеральным спонсором Фонда "БЕЗ РЕК КАК БЕЗ РУК" является Компания "ЭкоИнструмент" - лидер на рынке готовых технических решений в области контроля качества воды

-5