Найти в Дзене

Выставка Архипа Куинджи в Русском музее. Организация пробила дно…

Зарекалась я на выставки в Русский музей не ходить, после визита на экспозицию работ Васнецова. Но видимо, всё уже забылось и я снова поддалась ажиотажу и вырвалась в корпус Бенуа, чтобы своими глазами лицезреть шедевры Архипа Куинджи, объединенные названием «Иллюзия света». Работы этого художника для меня подобны чуду, его стиль легко узнаваем и даже неповторим. Я, как обыватель, глядя на картину и не зная автора, угадаю работу Куинджи с вероятностью процентов 90. Ну чьи ещё произведения могут так загадочно мерцать и светиться!? Поэтому название для выставки выбрано очень даже подходящее. А ещё в прошлом году я побывала в квартире-музее художника на Васильевском острове и сегодня, зная его путь и биографию, смотрю на Куинджи иначе, более осознанно. В общем, иду на выставку! Понимаю, что ажиотаж будет немалый, и не ошибаюсь, билеты проданы на неделю вперед и это несмотря на то, что сеансы продлили до 9 вечера. Ну что ж, каким-то чудом вижу 1 билет на подходящее время и принимаю это к
Оглавление

Зарекалась я на выставки в Русский музей не ходить, после визита на экспозицию работ Васнецова. Но видимо, всё уже забылось и я снова поддалась ажиотажу и вырвалась в корпус Бенуа, чтобы своими глазами лицезреть шедевры Архипа Куинджи, объединенные названием «Иллюзия света».

Архип Куинджи. Иллюзия света

Работы этого художника для меня подобны чуду, его стиль легко узнаваем и даже неповторим. Я, как обыватель, глядя на картину и не зная автора, угадаю работу Куинджи с вероятностью процентов 90. Ну чьи ещё произведения могут так загадочно мерцать и светиться!?

Поэтому название для выставки выбрано очень даже подходящее. А ещё в прошлом году я побывала в квартире-музее художника на Васильевском острове и сегодня, зная его путь и биографию, смотрю на Куинджи иначе, более осознанно.

В общем, иду на выставку!

-2

Понимаю, что ажиотаж будет немалый, и не ошибаюсь, билеты проданы на неделю вперед и это несмотря на то, что сеансы продлили до 9 вечера. Ну что ж, каким-то чудом вижу 1 билет на подходящее время и принимаю это как знак.

В выбранный день и время я подхожу к зданию Русского музея и замечаю длиннющую очередь вдоль канала Грибоедова.

С немой усмешкой прохожу вдоль этой очереди, они же в кассу стоят, а я «умная Маша» сейчас зайду в свое время и все.

-3

У входа в корпус Бенуа встречаю плотную оборону из желающих войти. Меня быстро осаживают, мол, тут все такие, с билетами по времени. Удивили, но не затоптали, в конец очереди я возвращаться не стала, по опросу, там смешались кони и люди: с билетами и в кассу. Втиснувшись между теми, у кого билет на 16 и 17 со своим билетом на 16.30 я стала покорно ждать.

Очередь не двигалась. Возмущение толпы росло и выплескивалось на вновь прибывших, оптимистично стремящихся пройти с билетом без очереди.

Так прошло минут 15 а мы не сдвинулись с места, я думала, что так и останусь навеки в предбаннике между входными дверьми. Не будем забывать, что из этих дверей ещё и люди выходят. Да, меня знатно помяли в тот вечер.

-4

Забавно было наблюдать, как люди, пришедшие посмотреть на высокое искусство так быстро сбрасывали маски и пускались в хамство и толкотню😅. Ну что делать, не мы такие, жизнь такая.

Да, зря я ворчала на выставку Васнецова, там толкотня началась только в залах, не на улице:

Причина заминки оказалась в том, что рамка досмотра на входе одна, да и в гардеробе не справляются. Поэтому ещё минут 20 пришлось простоять в холле…

Мне уже не нравилось, особенно, я предвкушала количество людей на выставке…

Наконец, я прошла все преграды, ура, я в зале, посвященном работам Архипа Куинджи.

Еще немного постоим…
Еще немного постоим…

Залы выставки Архипа Куинджи в Русском музее.

Таких залов выделено 5, каждый из них представляет тот или иной период творчества художника, причем периоды связаны не временем.

Начало

Начало выставки немного непонятное, но это всё дело вкуса, конечно. Почему входной портал в виде серых окон с резными наличниками?

-6

Я пыталась разглядеть в этом оформлении некий греческий стиль, отсылающий к корням художника, буду придерживаться этой версии. Тут же бюст художника и краткая справка о его жизни. Идём дальше.

Архип Куинджи
Архип Куинджи

Зал 1 «Поэтика этюда»

В небольшом, да что там, в откровенно, маленьком, зале собраны такие же маленькие этюды Куинджи, представленные Обществом художников имени Куинджи.

По мне, этюды - это вроде наброски, но те работы, которые представлены в этом зале вполне можно выдать за полноценные, не требующие дополнений.

-8

Куинджи здесь раскрывается как художник момента: потрясающие закаты и рассветы, весенняя распутица, облака, бегущие по небу, степь, поросшая бурьяном, деревья в лесу…

-9

Здесь же есть работы, необычные для художника, например портрет крестьянина. Пожалуй, это единственный портрет его кисти, других не припомню.

-10

А виды Москвы? Тоже нетипичное направление для Куинджи.

-11

Чтобы рассмотреть эти небольшие этюды придется потолкаться возле витрин, да и «моё любимое» бликующее стекло не даст насладиться работами в полной мере.

-12

Блики есть не только на фото, к сожалению, в реальности освещение не особо удачное…

-13

Зал 2 Среди передвижников

Прохожу в зал следующий.

Тут формат картин уже побольше и стекла между нами нет, слава Богу. В этом зале представлены работы художника, выполненные во время поездки на остров Валаам.

На острове Валааме
На острове Валааме

Здесь ещё нет того узнаваемого «свечения», однако игра света на полотнах уже видна. Например, чудесно показана прозрачность воды в Ладожском озере, очень реалистично!

Ладожское озеро
Ладожское озеро

В этом же зале и работы эпохи Куинджи в составе «передвижников», у этих картин единый похожий стиль: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Забытая деревня» и «Осенняя распутица».

Чумацкий тракт в Мариуполе
Чумацкий тракт в Мариуполе

Глядя на эти работы даже тоскливо как-то стало, может потому что за окном ноябрь и пейзажи в точности повторяют погоду за окном.

Забытая деревня
Забытая деревня

Первые две картины, кстати, привезены на выставку из Третьяковской галереи, но абсолютное большинство работ Куинджи всё же принадлежит Русскому музею.

Осенняя распутица
Осенняя распутица

Из минусов организации.

Про количество людей больше ни слова, их много, везде, в каждом зале.

Ещё не особо понравился уровень расположения картин, я дилетант, но мне было неудобно, большинство из них находятся на уровне груди. А названия картин указаны… на полу, точнее, не на полу, а на специальном постаменте под картиной. Да, нужно опустить взгляд вниз.

Стоит ли говорить, что постаменты скрадывают немалое пространство в небольших залах, причем люди постоянно о них спотыкаются…

-19

Зал 3 От тьмы к свету

Вот тут уже узнается известный нам стиль Куинджи. До него такое яркое свечение в картинах не удавалось никому, от того, его часто обвиняли в каких-то уловках, вроде поставленного за картиной фонаря и тому подобное.

Сложно было поверить, что такой эффект достигается одними лишь красками. Но Куинджи глубоко погружался в вопрос и подключал к творчеству научный подход.

Радуга
Радуга

Центральная картина зала - «Радуга», и даже озоном как будто запахло.

Тут же узнаваемый сюжет «Украинская ночь».

Украинская ночь
Украинская ночь

Но моё внимание привлек «Христос в Гефсиманском саду». Невероятно передана атмосфера загадочной и решающей ночи…

Христос в Гефсиманском саду
Христос в Гефсиманском саду

Еще одно произведение зацепило взгляд - «Вид Исаакиевского собора при лунном освещении». Необычный ракурс и немного дополненный, слишком уж близко к собору подступает вода, в реальности всё немного иначе. И вообще, поначалу изображение на картине показалось каким-то итальянским, может в этом и был замысел?)

Вид Исаакиевского собора при лунном освещении
Вид Исаакиевского собора при лунном освещении

Зал 4 Поиски законченной формы

Здесь собраны узнаваемые пейзажи, вроде «Берозовой рощи» или «Ночное». Художник искал идеальную формулу пейзажа, пробуя разные приёмы и подходы, как по мне, ему удалось её найти!

Березовая роща
Березовая роща

Зал 5 От цвета к тону

А это точно не фотографии?

Каждый раз, подходя ближе к картинам, у меня мелькал в голове этот вопрос. Невероятная и реалистичная передача рассветов и закатов, морского побережья и горных вершин, как ему удалось передать все в точности так, как видел бы это наяву человеческий глаз!?

-25

Приятно удивили горные пейзажи руки Куинджи, теперь понимаю, что Рерих взял от своего учителя лучшее😊.

Эльбрус. Лунная ночь
Эльбрус. Лунная ночь

Ай-Петри. Крым
Ай-Петри. Крым

Зал одной картины

Последний зал выставки посвящен одной картине, пожалуй, самой известной - «Лунная ночь на Днепре».

В зале полумрак, имитация звездного неба и больше ничего…

Лунная ночь на Днепре
Лунная ночь на Днепре

Говорят, впервые картину выставили именно в таком антураже и эффект удался, особо впечатлительные буквально падали в обморок от такой реалистичности.

Эту картину выкупил сам Константин Романов и возил её по Европе, потом с ужасом заметил, что картина потеряла свой первозданный вид. На деле всё оказалось просто - Куинджи использовал в качестве черной краски битум, который со временем трансформируется.

-29

Задумка организовать выставку одной картины я оценила, ведь именно так и хотел когда-то сделать автор произведения, чтобы ещё больше подчеркнуть эффект лунного сияния.

-30

При выходе с выставки попадаешь в небольшой кинозал, где показывают «ожившие» картины художника, созданные с помощью искусственного интеллекта. Куда ж без него в наше время😊.

Кинозал
Кинозал

Что ж, покидаю выставку с двояким чувством…

С одной стороны, произведения гениального художника ничто не может испортить, картины прекрасны, а их на выставке, к слову, около 150, что немало. Некоторые из них я вижу впервые, большинство произвели впечатление, но вот осадочек от организации все равно остался.

-32

Людей много, ожидаемо, конечно, особенно, в выходной день, но вот эта пробка на входе мне не понятна, зачем продавать билетов больше, чем способно вместить в себя помещение? Жажда наживы? Но ведь это вроде не частный бизнес, хотя я мало что в этом понимаю…

Ещё больше не понимаю, почему стоит продолжать продавать билеты на выставку в кассе, если люди уже ходят друг у друга по головам?

-33

В залах душно, возможно, этот факт исходит из предыдущего, много людей, которые много дышат 😅.

Про уровень расположения картин, не особо удачные надписи на полу и освещение я уже тоже упоминала.

В общем, отговаривать от посещения выставки никого не буду, но будьте готовы к большому, даже очень большому, наплыву людей, приходите немного заранее и лучше рано утром в будний день.

Если такая толпа не по душе, то дождитесь окончания выставки 30 марта 2026 года и смотрите картины Куинджи в стенах Русского музея, ведь практически все представленные работы «местные»😊.

О других выставках и мероприятиях Санкт-Петербурга можно почитать тут:

Музеи и выставки Санкт-Петербурга | Блокнот путешественника📝 | Дзен
Санкт-Петербург | Блокнот путешественника📝 | Дзен