Найти в Дзене

Дэвид Уорк Гриффит

Дэвид Уорк Гриффит родился 22 января 1875 года на юге США. Его семья поддерживала конфедератов во время Гражданской войны Севера и Юга, поэтому после её завершения обеднела. Отец заложил всё своё имущество, а образование Дэвиду дала его сестра, работавшая учительницей. С раннего возраста Дэвид выполнял разную, часто физически тяжёлую работу, чтобы помочь семье. Он пытался зарабатывать литературным трудом, но это не приносило стабильного дохода.

Однажды, в самом начале XX века, когда кино было молодым искусством, Гриффиту предлагают сняться в фильме. В те времена актерам хорошо платили даже за самые незначительные роли. Поняв, что это выгодная работа, Дэвид остается на студии «Байограф» и какое-то время снимается в кино, но, как правило, в самых незаметных ролях. Он осознавал, что не обладает актерским талантом, но это не мешало ему реализовывать себя в качестве писателя. Он продавал свои сценарии студиям, получая дополнительный доход. Однажды произошло невероятное событие, которое могло случиться только на заре кинематографа: заболел режиссёр фильма, и его нужно было заменить, чтобы не терять съёмочный день. Гриффит оказался достаточно опытным человеком в «Байографе», и ему поручают снять фильм «Приключения Долли». Первая режиссерская работа Дэвида Уорка Гриффита выходит в прокат в 1908 году.

В фильме «Приключения Долли» виден не просто почерк режиссера, а его действительно незаурядное дарование. Сюжет картины был достаточно банален уже для того времени. Маленькую девочку похитили цыгане, спрятали в бочку, но случайно бочка падает с телеги в воду и кажется, что малышка должна погибнуть. Конечно, фильм заканчивается хорошо, девочка спаслась. Гораздо важнее сюжета то, как режиссер снимает картину. Гриффит использует средства монтажа, чтобы создать напряжение, чтобы весь зрительный зал переживал при каждом ударе бочки о волны. Фильм пользовался невероятным успехом у зрителей, после чего «Байограф» заключил с Гриффитом длительный контракт уже как с режиссером. Это значительно улучшило материальное положение Дэвида, а главное – дало большую творческую свободу. И в дальнейшем количество коммерчески успешных фильмов Гриффита возрастало, и вместе с ним росло влияние режиссера на студии.

В «Байографе» Дэвид Уорк Гриффит проработал режиссером 5 лет: с 1908 по 1913 годы. В те годы хронометраж фильмов составлял 10-15 минут – это одна бобина пленки. А значит, Гриффиту пришлось проявлять находчивость, чтобы за такое короткое время не просто показать завязку, кульминацию и развязку – это было еще у Люмьеров в «Политом поливальщике» 1895 года – но и привлечь зрителей чем-то необычным. Сегодня часто говорят, что Гриффит многое изобрел в кино: крупный план, монтаж, движущуюся камеру. На самом деле это не совсем так. Первый крупный план в кинематографе был использован в фильме Эдвина Портера «Большое ограбление поезда» 1903 года. Грабитель (Джордж Барнс) направлял пистолет прямо на зрителей и такое изображение занимало весь экран. Публика была шокирована. Но в 1908 году этим было уже не удивить. Гриффит переосмысляет крупный план и использует его уже не как аттракцион, а как средство выразительности. В фильме «Телеграфистка из Лондейла» 1911 года режиссер изображает важные для сюжета детали, которые на общем плане были бы не видны. Грабители хотят вломиться в комнату, где сидит телеграфистка, и выкрасть зарплату шахтеров. Но смелая женщина вставляет патрон в замочную скважину двери, ударяет по нему молотком, и он «выстреливает». Грабители думают, что женщина вооружена, и бросаются в бегство. В самый напряженный момент патрон в замочной скважине демонстрируется крупным планом.

В следующих работах Гриффит будет использовать крупный план в драматических целях. В том числе благодаря этому появится знаменитая актерская школа Дэвида Уорка Гриффита. Поскольку кинематограф был искусством новым, он еще пользовался театральными приемами: статичная камера снимала общим планом сразу всю сцену. Получался такой заснятый на камеру спектакль. Сами первые актеры пришли в кино из театра, поэтому играли так, чтобы их мимику и жесты было видно как с последнего ряда, так и на общем плане на экране кинотеатра. Гриффит же просил актеров передавать мельчайшие оттенки чувств персонажей и снимал это крупно. То, что раньше считали крупным планом, сегодня мы бы назвали средним – как правило это были поясные изображения, о плане-детали еще даже не думали. Такие вольности дались Гриффиту непросто. Дирекция студии говорила, что люди платят деньги, чтобы посмотреть на всего актера целиком, а операторы отказывались снимать этим причудливым образом. Режиссеру долго пришлось уговаривать и убеждать оператора Билли Битцера в том, что крупный план – это новое слово в искусстве. Позже Гриффиту удасться «переучить» Битцера, и вместе они создадут такие шедевры мирового кинематографа,как «Рождение нации», «Нетерпимость», «Сломанные побеги» и многие другие.

Гриффит заботился о своих актерах как о детях, а они уважали его как отца. Коллектив актеров был подобен семье. В своих мемуарах «Кино, Гриффит и я» Лилиан Гиш, одна из постоянных актрис режиссера, вспоминает, что они работали не за деньги, а чтобы учиться у Гриффита и создавать произведения искусства: они были счастливы принимать участие в съемках. Рабочий день длился по 12-14 часов. Работали в самых сложных условиях: и в невыносимую жару, и в лютые морозы. Так, например, в фильме «Водопад жизни» 1920 года Лилиан Гиш приходилось по 8 часов в день лежать на льдине, она обморозила кисть в холодной воде, что напоминало о себе всю оставшуюся жизнь, актрису в обморочном состоянии уносили с площадки на руках. Многие сотрудники съемочной группы заболели воспалением легких. Но никто ни о чем не жалел, все старались добиться большей правдоподобности в актерской игре, декорациях и съемке. Дэвид Уорк Гриффит открыл таких замечательных актеров, как Мэри Пикфорд, Лилиан и Дороти Гиш, Мэй Марш, Ричард Бартелмес, Роберт Харрон. Когда пути актеров и режиссера разошлись, они всегда очень тепло отзывались друг о друге и оставались верными друзьями.

-2

В России «отцом монтажа» называют Сергея Эйзенштейна. Но не стоит забывать, что Эйзенштейн был в некотором смысле учеником Дэвида Уорка Гриффита. Параллельный монтаж Гриффит опять же не изобрел, но впервые начал использовать его в драматических целях, а не в комедиях. В фильме «Много лет спустя» 1908 года, экранизации поэмы Альфреда Теннисона «Энох Арден», режиссер с помощью монтажа показывает как героиня вспоминает о своем супруге. Зритель видит задумчивую женщину на общем плане – склейка – крупный план ее мужа, а затем снова женщина общим планом. И снова руководство студии противилось такому нововведению – боялись, что публика не поймет этот новый язык. Но зритель все прекрасно понял и оценил.

Также интересный монтажный прием режиссер использует в фильме 1909 года «Одинокая вилла». Сегодня это принято называть «спасением в последнюю минуту». Обманным путем главу семейства выманили уехать из дома, а жена и дети остались его ждать. В это время к дому приходят грабители и пытаются попасть внутрь. Жена успевает связаться с мужем по телефону и рассказать об опасности, он мчится домой. Камера начинает перемещаться в пространстве: грабители пытаются взломать дверь, муж спешит домой, жене и детям очень страшно. Длина кадра постоянно уменьшается, напряжение возрастает, переживание за героев доходит до высочайшего уровня. И, конечно, все заканчивается хорошо. В Голливуде всегда любили хэппи-энды.

Гриффит развивал в кино средства художественной выразительности, но в то же время развивалась и техника. Уже скоро появилась возможность снимать фильмы в 3 и даже 4 части. Так создаются шедевры «Рождение нации» 1915 года и «Нетерпимость» 1916 года, которые длятся больше трех часов.

Дэвид Уорк Гриффит не был изобретателем в кинематографе, скорее, он был практиком. Гриффит переосмыслил художественные приемы, такие как крупный план, параллельный монтаж, много экспериментировал со светом. Режиссер довел до совершенства приемы, которые случайно были открыты до него. Так, Гриффит разрабатывал язык нового искусства кинематографа и сделал его по-настоящему понятным для всех. Наш уже упомянутый ранее великий соотечественник Сергей Эйзенштейн высоко ценил вклад Гриффита в киноискусство: в «Стачке» 1925 года отчетливо видно влияние «Нетерпимости».

-3

Времена меняются, в кино приходит звук, зрители ждут других развлечений, и Гриффит не успевает приспособится к новой жизни и новым требованиям индустрии. Он фактически разоряется и перестает вкладывать личные средства в производство. Поэтому Гриффиту приходится все чаще идти на уступки студиям, и у режиссера получаются все менее удачные фильмы. Но Дэвида Уорка Гриффита ценили и уважали, актеры и режиссеры считали его своим учителем. За заслуги перед кинематографом режиссеру в 1936 году вручают почетный «Оскар».

Наследие Гриффита невозможно переоценить. Его находки, художественные решения и изобретения присутствуют без преувеличения в каждом современном фильме. Сегодня мы знаем седьмое искусство именно таким благодаря этому выдающимся режиссеру, «отцу кинематографии».

Опубликовано: https://vk.com/@-141498361-devid-uork-griffit?subtype=primary